В Центре Гейдара Алиева открылась международная выставка МАМА «Мать-природа», приуроченная к прошедшей в Баку Конференции ООН по изменению климата СОP29. В основной экспозиции представлены работы художников из 28 стран – все они говорят об экологических проблемах на языке искусства, но каждый трактует заглавную тему выставки по-своему.
«Художники – за экологию» – яркий тренд в актуальном искусстве. Искусство, как мощный радар, улавливающий главные общественные тенденции и проблемы, говорит о губительном воздействии человека на природу, и в последние годы этот голос становится все громче. В центре экспозиции – тема воды, заявленная куратором и художницей Лейлой Алиевой. Вода рассматривается как стихия, без которой невозможно зарождение и поддержание жизни. Одновременно это и мифологическая тема, символизирующая поток времени, волнообразную цикличность жизни и связь поколений.
ТАЙНА ЖИЗНИ
«Мама – это первое слово, которое произносит человек, с него начинается жизнь, с него начинается пробуждение сознания. Это слово универсально на всех языках, поэтому мы и выбрали его в качестве заглавия ко всей выставке», – объясняет Лейла Алиева.
Открывает выставку инсталляция художницы «Священный Грааль жизни». Посетитель попадает в темную комнату, где на экране на фоне звездного неба проецируются образы материнства: животные, птицы, рыбы, земноводные – все заботятся о своем потомстве. За ними в какой-то момент появляется человеческий младенец – венец творения. Образ ребенка, кувыркающегося во Вселенной, отсылает к знаменитому кадру из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. Человек – отдельный космос, тайна его рождения тесно связана с загадкой появления всего мироздания, говорит зрителю художница. В центре инсталляции стоит чаша, наполненная водой: все образы, проецируемые на экране, отражаются в ее зеркальной поверхности. Так Лейла достигает не только удвоения смысла, но и связывает воедино две стихии – воздуха и воды, без которых невозможна жизнь.
Пол инсталляции устлан тонким листом алюминия, изогнутым таким образом, чтобы создать эффект волны. У зрителя возникает ощущение, что он буквально ходит по воде: старейший мифологический архетип, символизирующий победу духа над плотью. Приглушенная подсветка отбрасывает волнообразные блики на стены, и кажется, будто водная стихия охватила все пространство.
Для выставки художница создала серию графических листов, которые были анимированы. Стиль работ Лейлы отсылает зрителя к традиции коренных народов, она использует растительные орнаменты и животные мотивы. В инсталляции оживают носороги, пантеры, лисы, рядом порхают сказочные птицы, являющиеся символом свободы и легкости.
«С такой тонкой темой, как экология, надо работать деликатно и небанально, – считает Лейла Алиева. – Я стараюсь говорить не про смерть, а про жизнь. Мать-природа любит нас, ничего не требуя взамен, и я хочу донести до людей ту мысль, что в ответ тоже надо ее любить».
Сокуратор проекта Эмин Маммадов объясняет, почему инсталляция Лейлы композиционно задает тон всей выставки: «Наша экспозиция выстроена как некий лабиринт. Блуждая по нему, зритель не может отследить маршрут, он будто плывет по течению и не в силах вынырнуть из потока. При этом часть стен выкрашена в голубой цвет – так мы продолжаем тему воды, заданную в работе Лейлы Алиевой. Вода – вообще ведущий сюжет выставки. Она то, без чего человек не может прожить и трех дней. Другая часть экспозиции окрашена в терракоту – это цвет земли, то есть мы даем возможность зрителю причалить к берегу».
Отвечая на вопрос о принципах отбора в проект МАМА художников и их работ, Лейла Алиева рассказала: «В выставке участвуют 55 художников из разных стран, и единственное, чем мы руководствовались, – чтобы экологическая тема была решена образно и небанально. Возможно, экспозиция будет путешествовать по всему миру, акцентируя внимание на проблемах экологии».
«Наша с Лейлой идея состояла в том, чтобы создать пространство, в котором живопись, дизайн, архитектура будут взаимодействовать и помогать ответить на важные вопросы о связи искусства, природы и новых технологий. Выбирая художников, мы часто отдавали предпочтение молодым, поскольку им придется отвечать за будущее планеты», – пояснил Эмин Маммадов.
«Мне кажется, самое важное сейчас, чтобы каждый начал с себя, – говорит куратор проекта Лейла Алиева. – Мы ежедневно можем делать маленькие шажки на пути к сохранению природы: экономить воду и электричество, не использовать пластик, не потреблять лишнее, заботиться о животных. Пусть это скромные дела, пусть капли в океане, но когда эти капли соберутся воедино, они превратятся в поток. Вот о чем мне казалось важным сказать».
ПРИЗРАЧНЫЙ СВЕТ
Азербайджанский художник Фарид Расулов приглашает зрителя в фэнтезийную научную лабораторию – в своем живописном триптихе «Сгенерированное поколение» он исследует влияние человека на природу. Из экспериментальных пробирок в стерильной лабораторной атмосфере рождаются новые виды – яркие, экзотичные и слегка пугающие. Таким образом художник поднимает вопрос о правомерности вмешательства в естественный ход эволюции, представляя будущее, где растительный мир подвергается непрерывной генной модификации. Прорастающие в пространстве холста гибриды выглядят иллюстрациями из футуристического определителя растений и заставляют задуматься о хрупкости существующих экосистем.
О губительном влиянии человека на природу говорит и живущая в Германии узбекская художница Сайора Муин. Сложенная из холщового мешка согбенная женская фигура пускает бумажные кораблики по песчаным волнам. Утлые суденышки застревают в зыбучем потоке – плыть им некуда. Тонут в песке и сливаются с ним одеяния женщины: бренность, тщета и нечеловеческая усталость – все сплелось в этой поэтичной работе. Своей лаконичной и образной инсталляцией «Защитница» художница оплакивает судьбу умирающего Аральского моря и всех прочих исчезающих водоемов Мирового океана.
________
Израильская художница Нирит Левав Пакер для создания своих инсталляций использует переработанные металлические детали. В пространстве выставки МАМА выделяется скульптурная композиция «Изнутри» – фигура беременной женщины, сложенная из автомобильных и мотоциклетных деталей. Хрупкая, испещренная зияющими отверстиями, со следами ржавчины, она словно поскрипывает на ветру, и очевидно, что ее лоно пусто, оно не в силах ничего родить.
________
Израильтянке вторит россиянка Мария Кулагина, создавшая инсталляцию «Мать» из глины, холста и металлических прутьев: безликая женская фигура прижимает младенца, пытаясь оградить его от превратностей мира. Но сама она – символ уязвимости – распадается на фрагменты, руинируется и растворяется в пространстве стены.
________
Куда более оптимистично решает тему природы и материнства азербайджанская художница Рамина Саадатхан в серии ярких и сложно сконструированных коллажей Mother Nature. «Те же самые невидимые нити, что связывают нас с мамой, связывают нашу жизнь с природой. У всех нас есть генетическая память, уходящая корнями в далекое прошлое. В один из фрагментов инсталляции я внедрила платье, в котором кормила сына, когда он был беззащитным теплым комочком в моих руках, частью меня. И всю жизнь он останется частью меня. А мы всегда будем частью матери-природы», – поясняет идею своей работы художница.
________
О женской сущности природы рассуждает и Гала Чаки из Сербии в живописной работе «Я могу летать», где волосы девушки превращаются в мощные ветряные потоки, закручивающие мироздание.
________
Художница из Грузии Барбара Асмалази в остроумном диптихе решает заданную тему на формальном уровне: в части «Женская сила – силовой захват» героиня выступает в роли борца сумо, поднимающего над головой массивную голубую фигуру, спасая таким образом океан, планету и всю Вселенную одним рывком. В части «Препятствие» героиня собирается перемахнуть через синий объем, давая понять, что любое море ей по колено.
________
Украинская художница Анаель композицией «Капля мира» на символическом уровне заявляет, что разговор об экологии невозможен без политического контекста.
________
Живописец из Эстонии Алексей Шатунов на новый лад пересказывает миф об Андромеде – в его интерпретации мифической красавице противостоят монстры техногенного мира.
________
Куда более лирично толкует тему современного урбанизма бакинец Бутунай Хагвердиев (на выставке экспонируются работы из живописной серии «Бунгало Абшерона»). В череде ностальгических сюжетов явлена забытая временем панорама абшеронских пляжей. Непрочные конструкции навесов, скорлупки машин, ненадежные лестничные пролеты – работы Бутуная наполнены светом и беспокойством. Мир на них выглядит заброшенным, но в этом запустении нет ни толики уныния, скорее грусть одиночества и ощущение потерянности.
Пришедшие из детских снов приморские пейзажи лишены людской суеты: их наполняют ветер, шум волн и скрипучее постанывание ржавых конструкций. В пространстве этих холстов любое движение, будь то траектория автомобиля или колыхание старой кровли, выглядит фрагментом большого динамического представления. «Я считаю, что человечество – часть экосферы, полноправный член этого огромного органического кластера. Исходя из подобной формулировки, человек имеет право на любые действия, как и всякий организм. Другое дело, что право сильного может быть деструктивным и вредить обладателю силы. Мои работы документируют взаимодействия нескольких персонажей этой глобальной песочницы: человек строит, море разрушает. И мы видим результат. Это не хорошо и не плохо – просто такова данность. Но остается призрачная надежда, что у нас хватит коллективного разума отсрочить конец».
________
На призрачность надежды намекает и художник из России Николай Макаров: на его масштабном, растянувшемся во всю стену полотне «Без названия» сквозь набежавшие тучи пробивается пусть призрачный, но мощный свет.
ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ
Параллельно с экспозицией МАМА в Центре Гейдара Алиева работает выставочный проект «Участвуй!».
Проект логично поделен на три части. В первом его разделе «Раньше было так. Что будет дальше?» представлены репродукции пейзажей художников XIX–XX веков: Поля Сезанна, Клода Моне, Альберта Бирштадта, Камиля Коро, Поля Гогена. Рядом с ними выставлены современные реконструкции этих же пейзажей, сделанные искусственным интеллектом. Посетитель получает возможность увидеть, как меняется классический ландшафт в результате техногенной революции и человеческого вмешательства: где пруд блестел, там столб стоит.
Во второй части выставки наглядно представлены «17 целей устойчивого развития», принятые Генеральной Ассамблеей ООН.
В третьей – интерактивной – части инсталляции может принять участие любой зритель, желающий внести свой символический вклад в защиту окружающей среды.
Читайте еще:
Во имя зеленого мира: обзор 29-й Конференции ООН по климату в Баку
Текст: Наталия Бабинцева
Фото: Центр Гейдара Алиева, Адыль Юсифов