Как русский мальчик оказался на Афоне? Какими путями иконописец пришёл к импрессионизму? Какая картина не была принята академиками, но получила Золотую медаль на выставке в Париже? Почему арестованный фашистами художник смог выпутаться и добраться до Ниццы?
Впечатления от выставки "Адепты красного. Малявин&Архипов", проходящей в Инженерном корпусе Третьяковки, и подробно о творчестве Абрама Архипова я написала в других статьях. Здесь напишу о художнике Филиппе Малявине, произведения которого представлены на выставке на третьем этаже.
Выставка работает до 16 февраля 2025 года, но в декабре, в связи с проведением в корпусе новогодних ёлок, открыта далеко не каждый день и только до 13-00, лучше уточнять время работы на сайте музея.
Филипп Андреевич Малявин (1869-1940) – живописец и график, работавший на стыке импрессионизма, экспрессионизма и модерна. Очень яркий, экспрессивный художник. На выставке была возможность не просто посмотреть работы мастеров, но и сравнить их. Признаюсь, творчество А. Е. Архипова мне всё-таки ближе. Тем не менее, среди работ Малявина я тоже нашла много интересного для себя.
Малявин родился в семье казаков в селе Казанка Самарской губернии (сейчас это посёлок на территории Оренбургской области). Филипп рано стал срисовывать иконы, писать портреты родни и соседей. И тут жизнь преподнесла сюрприз. Однажды в село приехал к родным монах с Афона и предложил забрать с собой талантливого мальчика на обучение. Семья была многодетная, обнищавшая, поэтому деньги на дорогу собирали всем селом. Так будущий художник отправился в Грецию, где стал послушником в русском монастыре на Афоне и обучался иконописи. Новый этап жизни молодого художника начался, когда скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне, убедил Малявина вернуться и поступить в Императорскую Академию художеств в Петербурге. И в 1894 году молодой иконописец был принят в Высшее художественное училище, в мастерскую И. Е. Репина.
Обучаясь, Малявин написал множество портретов, довольно обыденных. Однако в качестве выпускной работы решил представить необычно яркую картину "Смех", где были изображены крестьянки в красном на зелёном лугу. Совет профессоров Императорской Академии художеств отклонил работу за бессодержательность и только благодаря заступничеству наставника Малявин получил звание "художник" за портреты, написанные ранее. Интересно, что позже, в 1900 году, картина "Смех" получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
В отличие от передвижников, изображавших прозу жизни, Малявин, хорошо помнивший нищету и тяжёлый крестьянский труд, принимает решение писать крестьянок праздными и счастливыми: яркие дорожные женщины веселятся, поют и кружатся в хороводе. Тем не менее, в красных одеждах проступал не только праздник, но и революционные черты.
Художник по-прежнему писал портреты известных в России людей, но публику привлекали именно его яркие крестьянки. В 1905 году Малявин написал "Вихрь" (первое фото статьи), а затем повторил тему в более монументальном произведении. Картина "Вихрь" (1906) стала одной из самых крупных и известных и была сразу же приобретена Советом Третьяковской галереи.
"Вот она: бесформенная, оглушительная, звонкая как колокола и трубы, оргия красок… Еще издали вся картина кажется колоссальным кровавым потопом…" - писал учитель художника - И. Е. Репин о полотне "Вихрь".
В 1906 году художника избрали академиком и отправили в командировку за границу.
Через три года из Франции Малявин вернулся уже известным и обеспеченным и поселился в усадьбе под Рязанью. Его женой была ученица Репина Н. К. Новаак-Савич, в семье родились две дочери.
После революции Малявин сначала остался в России и написал свою Лениниану - серию портретов лидера революции.
Но уже в 1922 году Малявин вынужден эмигрировать во Францию, где зарабатывает написанием парадных портретов, а для души снова пишет русских крестьянок, но уже без былой радости и глубины.
"Вне Родины искусства нет" - страдает художник.
В начале Второй мировой войны Малявин оказался в оккупированном Брюсселе, где был арестован фашистами. Каким-то чудом немецкий офицер оказался знатоком живописи и на выставках когда-то видел картины Малявина, в ходе допросов он понял, с кем имеет дело, и добился освобождения художника. Однако домой во Францию семидесятилетний Малявин вынужден был отправиться пешком, что окончательно подорвало его здоровье. Добрался до Ниццы он уже тяжело больным и вскоре умер в местной больнице.
Кроме живописи на выставке была представлена и графика Малявина.
Ныне картины Малявина находятся в различных музеях мира и в частных коллекциях. Радостно, что Третьяковке удалось собрать часть из них вместе для чудесной яркой выставки.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется вам интересной. Все фото сделаны мной в Москве, в Третьяковке.
Абрам Архипов: выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи | Ма- Куда сегодня? | Дзен