Путь художника от реализма к импрессионизму... Всю жизнь рисовал радостных дородных красавиц, но так и не женился... Малоизвестный Русский Север Архипова...
Общее впечатление от выставки "Адепты красного. Малявин&Архипов" описала в другой статье, здесь же подробнее про одного из самых ярких русских художников начала 20 века. Живопись Архипова представлена на выставке в основном на втором этаже, частично в центре большого зала третьего этажа.
Внимание! В декабре время и день работы выставки лучше уточнять заранее на сайте музея, поскольку в связи с проведением новогодних ёлок Инженерный корпус открыт далеко не каждый день и только до 13-00.
Абрам Ефимович Архипов родился 27 августа 1862 года в деревне Егорово Рязанской губернии, в семье бывшего крепостного крестьянина. Будущий художник учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких ведущих мастеров как В. Д. Поленов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов.
Одна из ранних его картин, "Келейник", представленная на втором этаже, как раз напомнила мне творчество Поленова.
В 1884-1886 гг. он обучался в петербургской Академии художеств у баталиста Виллевальде. Возможно, именно этот опыт проявился у Архипова много позже, в 1920-х годах, когда он написал нестандартное для себя полотно "Октябрь в деревне". Этот шедевр приехал на выставку из Рязанского художественного музея.
Судьба Архипова тесно связана с Москвой. После учёбы он остался преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он был одним из учредителей Союза русских художников. Кроме того, входил в Товарищество передвижников, одна из его картин сейчас находится на выставке "Передвижники" в соседнем корпусе Третьяковки.
Архипов долго продолжал традиции русской реалистической школы, склоняться к импрессионизму он стал позже, с 1910-х годов. Его раннее творчество связано прежде всего с той средой, в которой он вырос. На выставке представлены жанровые сцены из крестьянской жизни.
Ближе всего мне показались работы художника, выполненные в ходе его поездок по Русскому северу. Небольшие, очень милые, местами нежные, местами - серьёзные, порой суровые пейзажи.
Примерно с 1914 года Архипов резко меняет направление и начинает писать яркими красками портреты крестьянок.
Художник использует казалось бы несочетаемые цвета и оттенки: тёплое смешивается с холодным, оранжевое с розовым, алое с малиновым.
Сначала голова кружится от этой какофонии, нереального нагромождения цвета, потом вдруг начинаешь улавливать гармонию и ощущение спокойного счастья. В этом фейерверке преобладают всевозможные оттенки красного, зачастую оттеняемые осторожным вмешательством яркого синего или зелёного.
Интересны эксперименты с крупными пятнами белого. На фоне белых юбок и платков красный звучит ещё сильнее, пронзительнее.
Именно многочисленные портреты крестьянок в красном сделали Архипова знаменитым не только в России, но и за рубежом, он принимал участие в крупных международных выставках в Париже, Дюссельдорфе, Мюнхене, Риме, эпатируя публику своими невозможно яркими крестьянскими моделями.
С 1916 года Архипов был признан действительным членом Академии художеств. Позже он стал членом Ассоциации художников революционной России, в 1927 году - народным художником РСФСР. Умер художник 25 сентября 1930 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется вам интересной. Все фото сделаны мной в Москве, в Третьяковке.