Что интересного можно посмотреть в новом корпусе Третьяковки до 6 апреля 2025 г.?
Третьяковская галерея проводит очередную масштабную выставку, но не на Крымском валу, как обычно, а в недавно построенном корпусе на Кадашёвской набережной.
На выставке "Передвижники" 15 российских музеев представили 150 полотен русских художников конца 19 века, большая часть картин - из собрания П. М. Третьякова. Среди них много знакомых и любимых мной с детства, хорошо помню, как ещё в школе писала по ним сочинения.
Как и первую передвижную выставку 1871 года, современную выставку открывают "Грачи прилетели" А. К. Саврасова. Рядом с этой известной картиной - деревянные грачи, "прилетевшие" на инсталляцию Н. Полисского. Сделать этот оригинальный арт-объект автору помогали искусники из "Николы-Ленивца". Последнее время в моде смешение стилей, различные способы повтора классических произведений современными средствами, надо сказать, не всегда удачные. Но, на мой взгляд, на этот раз грачи из дерева вполне органично вписались в художественную выставку.
На противоположной от входа стене авторы выставки расположили портреты самых известных передвижников. Если не оборачиваться на грачей, то это первое, что бросается в глаза при входе на выставку.
Выставка получилась яркая и запоминающаяся. Удалось увидеть работы многих мастеров Товарищества передвижных художественных выставок, с основания которого прошло 155 лет. В Большом зале нового корпуса разместились известнейшие картины А. К. Саврасова, В. Г. Перова, Н. Н. Ге, В. И. Сурикова, И. Е. Репина, И. И. Левитана, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, А. П. Рябушкина, К. А. Коровина и др. Не могли, конечно, обойтись без полотен Васнецовых: с проходящей в те же дни на Крымском валу выставки переместили на Кадашёвскую набережную "Трёх царевен подземного царства" Виктора Михайловича и замечательный пейзаж Аполлинария Михайловича.
На моей памяти Третьяковка проводила множество выставок, посвящённых творчеству отдельных художников, однако увидеть полотна многих передвижников в одном выставочном пространстве мне ранее не приходилось. Говорят, последняя подобная выставка была организована Третьяковской галереей ещё в начале 1970-х годов.
Выставка разделена на две крупные части. На бордовых и серых стенах ближе ко входу расположены картины, непосредственно участвовавшие в передвижных выставках. Дальше бордовый цвет сменяется ярко-синим, на его фоне выставлены полотна художников, впоследствии ушедших из передвижничества, приблизившихся в 20 в. к импрессионизму и авангарду. Среди них - три замечательные картины моего любимого Константина Коровина.
Выделены и более мелкие разделы выставки, например, "Женский вопрос" или "Мир детства". В последнем выставлена чудесная работа Н. Богданова-Бельского "Устный счёт", которую помню со школы (сейчас мне показалось, что учитель похож на И. Ясуловича).
Организаторы позаботились о слабовидящих посетителях, выставив к некоторым картинам рельефные тактильные копии. Например, с помощью такого 3-D изображения можно ощутить картину В. А. Серова.
Большой раздел выставки посвящён пейзажу. Очень благодарна организаторам выставки за то, что рядом со знаменитыми картинами И. И. Шишкина и И. И. Левитана они разместили и менее известные этюды В. Д. Поленова, Н. А. Ярошенко, А. И. Куинджи. Закаты Куинджи, конечно, поражают, девять оранжево-красных, пылающих картин - и все разные!
По-моему, на прошедшей пару лет назад выставке были не все эти работы. А вот небольшие поленовские этюды из путешествия по Святой земле мы уже видели на нескольких выставках, но на оливу можно смотреть бесконечно!
Выставка развернулась в двух залах третьего этажа нового корпуса Третьяковки. Оригинальные картины передвижников находятся в основном зале, а во втором - мультимедийное продолжение выставки, о котором тоже хочется многое рассказать, но уже в другой статье.
Буду рада, если информация покажется вам интересной. Все фото в статье сделаны мной на выставке "Передвижники".