Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Адепты красного в Третьяковке

Почему на выставке объединили творчество Архипова и Малявина? Чем похоже творчество художников и в чём различие? Как работает выставка в декабре? В Инженерном корпусе Третьяковской галереи, который находится рядом с историческим зданием в Лаврушинском переулке, до 16 февраля 2025 года проходит выставка "Адепты красного. Малявин&Архипов". Мы были в ноябре и мне выставка очень понравилась, но когда я собралась пойти на неё второй раз, внезапно выяснилось, что в связи с проведением новогодних ёлок Инженерный корпус открыт далеко не каждый день и только до 13-00. В дни работы выставки билеты продают только на утренние сеансы, до 11-30. Так что в декабре время и день лучше уточнять на сайте музея. Организаторы решили объединить работы Архипова и Малявина, чтобы посетители смогли составить мнение о сходстве и различиях творчества этих двух русских художников (подробнее о них пишу в отдельных статьях, см. ссылки). Оба художника жили и творили примерно в одно время, в конце 19 - начале 20 ве

Почему на выставке объединили творчество Архипова и Малявина? Чем похоже творчество художников и в чём различие? Как работает выставка в декабре?

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи, который находится рядом с историческим зданием в Лаврушинском переулке, до 16 февраля 2025 года проходит выставка "Адепты красного. Малявин&Архипов".

Мы были в ноябре и мне выставка очень понравилась, но когда я собралась пойти на неё второй раз, внезапно выяснилось, что в связи с проведением новогодних ёлок Инженерный корпус открыт далеко не каждый день и только до 13-00. В дни работы выставки билеты продают только на утренние сеансы, до 11-30. Так что в декабре время и день лучше уточнять на сайте музея.

Ф. А. Малявин Две девки (1910-е), Бабы (1905)
Ф. А. Малявин Две девки (1910-е), Бабы (1905)

Организаторы решили объединить работы Архипова и Малявина, чтобы посетители смогли составить мнение о сходстве и различиях творчества этих двух русских художников (подробнее о них пишу в отдельных статьях, см. ссылки).

А. Е. Архипов. Крестьянка (1925), Девушка в малиновом (1926)
А. Е. Архипов. Крестьянка (1925), Девушка в малиновом (1926)

Оба художника жили и творили примерно в одно время, в конце 19 - начале 20 века. Малявин и Архипов - представители русского импрессионизма, многие их яркие, самобытные работы были посвящены России и крестьянскому сословию.

Ф. А. Малявин Вихрь (1906), Две девки (1910-е)
Ф. А. Малявин Вихрь (1906), Две девки (1910-е)

Образ русской крестьянки был одним из ключевых в творчестве обоих художников. При этом оба использовали яркие краски, всевозможные оттенки красного, чтобы привлечь внимание к женщине, к красоте, к жизни, бурлящей, искрящейся.

Ф. А. Малявин. Бабы (Зеленая шаль) (1914)
Ф. А. Малявин. Бабы (Зеленая шаль) (1914)

Если сравнивать народные образы со многими, представленными на картинах передвижников, то станет очевидным уход Малявина и Архипова от изображения тяжелейшего труда, полуголодной жизни. Деревенские девушки и дородные бабы на картинах Архипова и Малявина в основном пышут здоровьем, ярко празднично одеты, жизнерадостны, счастливы.

А. Е. Архипов Девушка (1920), Женщина в краном (1919)
А. Е. Архипов Девушка (1920), Женщина в краном (1919)

Это не серая повседневность, это - праздник жизни. Во многом такому впечатлению способствует яркость красок и красный цвет. Но воплощают свою идею художники всё-таки по-разному. Авторы выставки предоставили возможность сравнить полотна двух мастеров.

А.Е. Архипов. Рязанская пригородная девица (1928), Девушка, заплетающая косу (1919), Молодая крестьянка в красной кофте (1920)
А.Е. Архипов. Рязанская пригородная девица (1928), Девушка, заплетающая косу (1919), Молодая крестьянка в красной кофте (1920)

Большая часть работ выставлена отдельно: пейзажи, жанровые картины, крестьяне Архипова на втором этаже, а портреты Малявина - на третьем.

Ф. А. Малявин. Портрет Мары Олив (1920-е)
Ф. А. Малявин. Портрет Мары Олив (1920-е)

Однако в большом зале третьего этажа жизнерадостные крестьянки Малявина и Архипова смешались, и перед зрителем встала задача отличить, понять, вычленить общее, почувствовать разницу. Такая организация выставки интересна, заставляет думать, быть внимательнее, острее воспринимать искусство. Сравнивая работы двух мастеров, можно ощутить роль красного цвета в искусстве начала 20 века, оценить влияние фольклора, красоту национального костюма, отношение к жизни, "русскость" творчества этих абсолютно разных художников.

Ф. А. Малявин. Бабы (Смех) (1899-1900)
Ф. А. Малявин. Бабы (Смех) (1899-1900)

Очень благодарна Третьяковке за возможность попасть в жизнерадостный вихрь красных оттенков и сопоставить творчество и изобразительные методы двух замечательных русских художников.

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется вам интересной. Все фото сделаны мной в Москве, в Третьяковке.

Филипп Малявин: выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи | Ма- Куда сегодня? | Дзен