Деградация флагманов экономик балтийской республики начинает приобретать обвальный характер. Почему порты были так важны?
Итоги уходящего года для Латвии очень неутешительные. Балтийская республика терпит тотальный экономический крах. Почему же так получилось?
Дело в том, что один из локомотивов национальной экономики остановился. Похоже, что навсегда. Перевозки транзитных грузов из России и Белоруссии радикально сократились. Так, за одиннадцать месяцев текущего года объем перевалки грузов в портах на побережье Балтийского моря составил 35,23 млн тонн. Для сравнения: еще совсем недавно – в 2020 году – этот показатель составлял 46,66 млн тонн. То есть масштабы падения просто колоссальные.
С железнодорожными перевозками ситуация выглядит еще хуже. Например, в 2024 году данным видом транспорта перевезли 10,41 млн тонн. В 2020 году объемы транспортировки составили 24,11 млн тонн. То есть объемы упали больше, чем в два раза. Почему все это может обернуться для Латвии настоящей катастрофой?
Дело в том, что главным преимуществом балтийской республики (как и других государств Прибалтики) является ее географическое положение. На протяжении сотен лет благодаря относительно мягкому климату порты, расположенные здесь, могли работать более длительный период времени. Например, по сравнению с Санкт-Петербургом и Выборгом.
Благодаря этому после их вхождения в состав Российской империи инфраструктура здесь активно развивалась. Время же нахождения Прибалтики в составе Советского Союза стало поистине "золотым". В советские времена в Эстонию, Латвию и Литву были сделаны поистине колоссальные вложения.
Помимо транспортной инфраструктуры, было построено огромное количество промышленных предприятий. Многие из них производили продукцию с добавленной стоимостью.
После распада СССР власти уже независимой Латвии продолжили пользоваться доставшимся им наследством. Заводы закрылись, но порты и другая транспортная инфраструктура остались. Из России щедрым потоком шли нефть, уголь, лес, удобрения. Все это приносило колоссальные доходы. Например, в 90-е годы прошлого века вклад транзита составлял до 35% от всех поступлений в бюджет. Иногда только Рижский порт приносил государству до 500 млн евро в год.
Однако шло время, развивались порты, расположенные на побережье Финского залива. В 2022 году официальная Рига присоединилась к санкциям, которые ввели против России Соединенные Штаты и их союзники. И началось! Деградация стала просто стремительной.
В результате в конце 2024 года здание главного офиса Рижского порта выставили на продажу. Цели реализации – "пересмотр активов" и снижение административных расходов. Вот и приехали! Что же в ближайшем будущем ждет порт Вентспилса?
Читайте также: