Черняховск — город, носящий имя талантливого советского полководца, расположен в самом центре Янтарного края, на землях древних надровов. После Калининграда этот населённый пункт является вторым по значимости железнодорожным узлом региона, что, конечно же, сильно отразилось на его судьбе.
Не преминули воспользоваться этими обстоятельствами и кинематографисты.
В данном материале я расскажу о художественных кинофильмах, что снимались в 20-м веке на улицах и объектах Черняховска — старого города с новой судьбой.
Стоит отметить, что Черняховск в ХХ веке не пользовался особой популярностью у представителей отечественного кино, в отличие, например, от Калининграда и Советска. Но был, да и есть, у города на берегах Анграпы и Инструча один важный объект, который советские, а впоследствии и российские киношники оценили и полюбили. Это железнодорожный вокзал города. Вот с него и начнём наше небольшое кинопутешествие по Черняховску.
1. Первой художественной картиной, съёмки которой (частично) проходили в городе, стала кинолента узбекских кинематографистов «В 26-го не стрелять». На дворе был 1966 год.
Фильм рассказывает об одной из многих драм в годы Великой Отечественной войны, судьбе советского разведчика Саида Исламбека, имеющего позывной «Двадцать шестой». В рамках оперативной игры он сдается в немецкий плен и попадает в специальное подразделение СС – Туркестанский национальный комитет. Гитлеровцы делают серьёзную ставку на это подразделение, рассчитывая впоследствии использовать его как ресурс для создания «правительства свободного Туркестана». Советский разведчик заручается поддержкой сотрудницы спецшколы Надии и добывает план диверсионных операций в советском Прикаспии. Жертвуя собой Саид и Надия успевают передать план в Москву.
Основным местом съёмок этого интересного фильма стала советская Рига. В Черняховске же был снят небольшой эпизод, в котором Саид покупает в ларьке газету с шифровкой в разделе объявлений.
Вот этот ларёк и был установлен на перроне черняховского вокзала. Я уж не знаю, почему режиссёр картины Равиль Батыров не стал снимать вокзал в Риге или любом другом латвийском городе, в той же Сигулде. Возможно в Латвии вокзалы слишком русские. В любом случае вокзал Черняховска, доставшийся ему по наследству от Инстербурга, неплохо передал атмосферу прифронтового немецкого города, с его марширующими солдатами, сосредоточенными офицерами и фланирующими патрулями.
И не смотря на столь малый эпизод, картина «В 26-го не стрелять» по праву может считаться первой художественной кинолентой, снимавшейся в Черняховске. По ссылке можете перейти на статью о съёмках фильма.
2. Но есть небольшой историко-культурный феномен, и о нём мало кто знает. Дело в том, что вид вокзала Черняховска есть в ещё более ранней отечественной киноленте, за 1964 год. Речь о знаменитой картине Резо Чхеидзе "Отец солдата".
По сюжету пожилой грузинский крестьянин Георгий Махарашвили во время Великой Отечественной войны отправляется к своему сыну в госпиталь, чтобы навестить его. Но офицер-танкист поправляется и выписывается до того, как его навестит отец. Тогда старший Махарашвили решает вступить в Красную армию, чтобы догнать сына на фронте. Встречаются они уже на территории нацистской Германии, роль которой как раз и сыграли города Калининградской области.
Съёмки финальных эпизодов фильма проходили в Советске и Калининграде. Но в картине присутствуют также и кадры документальной хроники военных лет. И вот именно на них есть узнаваемый перрон вокзала тогда еще Инстербурга.
На кадрах здание охвачено страшным заревом, огромные языки пламени его уничтожают. Впоследствии первым советским переселенцам пришлось приложить немало времени, сил и средств, чтобы заново отстроить вокзал и железнодорожную станцию в целом.
В любом случае, кадры с видами Черняховска и его вокзала в фильме «Отец солдата» присутствуют, хотя по факту это кинохроника. Если вас интересует история создания этого выдающегося фильма о войне, то рекомендую перейти по следующей ссылке.
3. Следующей кинолентой, которая в некоторой степени обязана своим происхождением Черняховску стала картина "Двадцать дней без войны".
К счастью, в отличие от многих других фильмов, о съёмках этой картины Алексея Германа написано немало статей, снято много фильмов и передач, в том числе и самими участниками съёмок — Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко. Действие книги Людмилы Марковны «Аплодисменты» начинается именно в Калининграде, на съемках фильма «Двадцать дней без войны». Юрий Владимирович съёмкам этой картины посвятил целую главу «Один день и двадцать дней» в своих мемуарах «Почти серьёзно».
Или вот небольшой ролик с воспоминаниями актёра о съёмках в Черняховске.
Фильм рассказывает об отпуске фронтового журналиста майора Лопатина, который едет в Ташкент, чтобы навестить семью погибшего сослуживца и побывать на съёмках фильма по своим очеркам. Там он видится с бывшей женой, встречает новый 1943 год, переживает недолгую, но яркую любовь — одним словом, проводит двадцать дней без войны.
Премьера картины состоялась в апреле 1977 года, а работа над ней проходила в разных регионах Советского Союза с осени 1975 года. В Черняховске местом съёмки снова стал железнодорожный вокзал.
Станция "Черняховск" сыграла роль ташкентского железнодорожного узла, так как к тому времени старый вокзал в столице советского Узбекистана уже был перестроен. На восточный фасад здания вокзала Черняховска разместили вывеску «Ташкент», что впоследствии и привело к той комичной истории с курсантом калининградского училища, о которой в приведённом видеоролике рассказывает Юрий Никулин. Справедливости ради стоит сказать, что в фильме буквы на этой вывеске не видно, так что можно было обойтись и без неё.
Только внимательный и очень дотошный зритель сможет в этом «черняховском» эпизоде понять, что снимали не в Ташкенте. На пару секунд в сцене на вокзале в кадре мелькает шпиль бывшей протестантской реформаторской кирхи Инстербурга. В наши дни в здании расположен кафедральный собор Черняховской епархии Русской православной церкви — храм в честь Архангела Михаила.
За прошедшие 50 лет внешний вид станции почти не изменился. Поезда только другие.
За время съёмок в Калининградской области Юрий Никулин постоянно общался с местными жителями и солдатами из массовки. Один из участников съёмок, Михаил Чиж, так вспоминал о знаменитом актёре: «Очень простой, нормальный мужик, много шутил, а внешне оставался невозмутимым». В перерывах между съемками Никулина всегда окружали солдаты и просили что-нибудь рассказать. Никулин вспоминал, как воевал под Ленинградом. А над одним бойцом актёр добро пошутил. Когда солдатам-статистам выдали обмундирование, один из парнишек заблажил, что ему достались слишком длинные штаны, шинель короткая, сапоги огромные — глядеть, мол, страшно. На что Никулин ему спокойно сказал: «А воин и должен внушать страх».
Если не смотрели этот фильм, настоятельно рекомендую. Ну а по данной ссылке можете узнать, как и где снимали «Двадцать дней без войны» в Калининградской области.
4. Четвёртая "черняховская" кинолента мало известна широкому зрителю, что отчасти обусловлено и тем, что её долгое время не было в свободном доступе.
Это фильм "Через сто лет в мае", биографическая кинолента, рассказывающая о двух последних днях руководителя эстонской компартии Виктора Кингисеппа и его трагической гибели в тюрьме "демократической" Эстонии.
Снял фильм режиссёр Калье Кийск на киностудии "Таллинфильм" в 1986 году.
Логично предположить, что основным местом съёмки картины стал Таллин. В драме много разноплановых видов эстонской столицы образца 1986 года, в том числе широкие панорамы города со шпилями кирх и костёлов.
Но вот подходящий железнодорожный вокзал в Эстонии подобрать не удалось и вновь на выручку теперь уже таллинским кинематографистам пришёл Черняховск.
Им для съёмок некоторых эпизодов понадобился вокзал начала 20 века и старый паровоз на ходу, тоже желательно из того же времени. И как ни странно, во всей советской Прибалтике единственный действующий паровоз 20-х годов нашёлся на Калининградской железной дороге. А с ним еще и парочка старых пассажирских вагонов.
На одной из тупиковых веток в пригороде Черняховска был построен бутафорский пограничный пункт с надписью "Привет рабочим Запада".
И непосредственно для концовки фильма «Через сто лет в мае» на перроне вокзала Черняховска снимали сцену прощания двух товарищей — эстонца и русского, ставших свидетелями бурных событий в эстонской столице.
Удивительно, но за прошедшие десятилетия атмосфера на перроне не поменялась, только здание вокзала Черняховска пережило капитальный ремонт и его фасад приобрел цвет, приближенный к фирменному колору РЖД.
В целом фильм «Через сто лет в мае» — это интересная историческая драма, и, что самое удивительное, многие события, показанные в фильме, сегодня, через сто лет, повторяются вновь. Увы. Узнать подробности о съёмках и посмотреть сам фильм можно, перейдя по данной ссылке.
5. А вот фильм режиссёра Вадима Лысенко "Наследница Ники", отличается от всех вышеперечисленных картин. Хотя бы потому, что вокзал Черняховска при её производстве не использовался.
Фильм рассказывает зрителю реальную историю о судьбе многократной чемпионки СССР, лошади знаменитой орловской породы Гильде. Она в годы войны была угнана нацистами из конезавода в Дибровке в Германию, но сумела вернуться и домой.
В фильме история Гильды немного изменена, но основная канва сохранена:
В фильме главную героиню зовут Зарница. В 1939 году в Берлине советский жокей Григорий Головин на ней побеждает лучшего жокея Третьего рейха Франца Шойберга. После начала войны Зарница попадает к Шойбергу, но отказывается слушаться нового хозяина. Тогда немец разыскивает Григория Головина в концлагере и заставляет заняться обучением лошади под "себя". Далее сюжет фильма почти совпадает с реальной историей, только в Берлине изувеченную немцами Зарницу находит не конюх, а сумевший сбежать из концлагеря и ставший бойцом Красной армии сын Григория — Лёнька.
Основным местом съёмки фильма «Наследница Ники» в Черняховске стал когда-то знаменитый конезавод № 7.
Калининградский конный завод Черняховского района № 7 официально был создан 16 декабря 1960 года на базе старого немецкого конезавода. Здесь, в Черняховске, а тогда еще в отдельном посёлке Маёвка, разводили лошадей голштинской и ганноверской пород, а с 1977 года – вновь и тракененской.
Завод в Черняховске дал советскому конному спорту немало рекордсменов, головы трёх из них — Булата, Валерика и Фокуса похоронены на его мемориальной аллее.
Ну и где как не тут, на бывшем немецком заводе было снимать "немецкую" часть истории о Гильде/Зарнице?
Мы можем увидеть в этом фильме и внутреннее состояние конюшен и виды корпусов снаружи.
Вот эти же ракурсы в наши дни.
Режиссёр обстоятельно и подробно снимал виды Черняховского конезавода, поэтому в наши дни это ценные исторические кадры, даже без учёта несомненной художественной ценности самого фильма.
Когда тут шли танки и САУ, а теперь загон для лошадок.
Попали в киноленту и виды замка Георгенбург, одного из двух наследий средневековья, частично сохранившихся в современном Черняховске.
В наши дни замок находится на реконструкции, надеюсь после её завершения в Калининградской области появится еще один достойный и интересный объект показа.
Но кроме конезавода фильм сохранил для нас и другие виды Черняховска. Есть даже общая панорама на город с видом на уже упоминавшийся современный Кафедральный собор.
Мелькает в кадре и одна из двух башен Бисмарка, что расположены на территории Калининградской области.
Конкретно под Черняховском башня находится в районе посёлка Красная Горка, что по факту та же Маёвка.
Но и сам Черняховск тоже попал в фильм. А конкретно часть улицы Комсомольской, что в районе школы № 7. На ней снимали сцену побега из немецкого плена Зарницы и вход в город частей Красной армии.
К удовольствию многих жителей и гостей Черняховска дома в этом квартале стали приводить в порядок, что не может не радовать.
Фильм получился очень душевным, поэтому рекомендую его посмотреть. Ну а историю съёмок более подробно можно узнать из данной статьи:
6. Отдельной строкой в списке условно "черняховских" картин можно назвать и знаменитую комедию Наума Бирмана "Трое в лодке, не считая собаки".
Большую часть этого фильма с великолепным трио наших актёров — Андреем Мироновым, Михаилом Державиным и Александром Ширвиндтом снимали на реке Неман, а также в городах Советске и Немане. Но один эпизод финальной сцены, где трое друзей завершают своё путешествие, снимали уже на реке Преголе, а конкретно на шлюзе № 5.
А расположен он в поселке Заовражное Черняховского района.
К большому сожалению речное судоходство в Калининградской области после развала СССР кануло в лету, в том числе и по реке Преголе. Шлюзы заросли и только данный фильм позволяет нам увидеть, каким ухоженным было речное хозяйство региона 50 лет назад.
Более подробно о съёмках истории о приключениях трёх друзей можно прочитать в этом материале:
Ну и еще одна художественная кинолента 20-го века, о которой я могу упомянуть в привязке к Черняховску, это фантастика "Вельд". Фильм снят режиссёром Назимом Туляходжаевым в 1987 году на киностудии "Узбекфильм" по мотивам нескольких произведений фантаста Рэя Брэдбери. Основными местами съёмки этой специфической картины стали Вильнюс и Куршская коса. Однако в ряде интернет-источников есть упоминание, что часть эпизодов для неё снимали и в Черняховске. К сожалению, я документального подтверждения этому факту не нашёл, а в фильме нет сцен, с явным присутствием в кадре пейзажей и видов Черняховска.
Единственный, на мой взгляд, возможный вариант — это съёмки для картины локомотива из Черняховского депо. В фильме есть сцена, где средневековый рыцарь атакует железное «чудовище», невесть как попавшее из 20 века в 13.
Подробнее на эту тему я рассуждаю в материале о местах съёмки фильма "Вельд":
Ну и в завершение, хочу отметить, что рассказанная киноистория Черняховска — это не просто хроника событий, но и живая память о людях, которые оставили свой след в сердцах горожан и в культуре страны. Визиты великих советских и российских актёров, таких как Юрий Никулин, Андрей Миронов, Михаил Державин, Андрей Ростоцкий и многих других, стали важными вехами в жизни Черняховска, да и всей Калининградской области. Они принесли с собой не только искусство, но и тепло человеческих отношений, создавая атмосферу, в которой каждый мог почувствовать себя частью чего-то большего.
Названные фильмы сохранили для нас образы города, которые со временем меняются, но никогда не забываются. Они запечатлели мгновения, когда улицы наполнялись талантом и творчеством, когда каждый уголок становился сценой для великих историй. Эти картины — прочный мост между прошлым и настоящим, позволяющий нам увидеть Черняховск таким, каким он был много лет назад.
С каждым новым поколением мы продолжаем открывать для себя богатство и глубину историй наших городов. И жители Черняховска могут гордиться тем, что на их земле проходили съемки фильмов, которые стали классикой. Эти киноленты напоминают нам о том, что даже в изменчивом мире есть вещи, которые остаются вечными — любовь к родному краю, к своей культуре и истории.
Так давайте бережно хранить эту память и передавать её следующим поколениям. Пусть эти истории живут в наших сердцах, а город продолжает вдохновлять всех, кто стремится познать его уникальную культуру и богатое наследие.
Киномарки фильмов, упоминавшихся в данной статье:
В статье упоминаются следующие фильмы, снимавшиеся в Черняховске:
- "Трое в лодке, не считая собаки", режиссёр Наум Бирман, Ленфильм, 1978 год
Если вам понравился такой формат киноэкскурсий по городам Калининградской области, то могу предложить читателям прогулку по второму городу региона — Советску:
и самому западному городу России — Балтийску:
На этом у меня всё, спасибо, что дочитали!
Сейчас у меня в работе материалы о фильмах, снимавшихся уже в 21-м веке. Конкретно по Черняховску в списке такие фильмы, как «Время собирать камни», «Чаклун и Румба», «Окно в Париж», «По законам военного времени», «Оптимисты», «ГДР», «Василий Тёркин» и ряд других современных сериалов. Если кто-то из читателей может добавить информацию в этот список, рассказать подробности о съёмках фильмов, добро пожаловать в комментарии.
Приглашаю на профиль канала в Телеграме и ВК. Подписывайтесь, буду рад.
Статья подготовлена в информационных и учебных целях для популяризации культурного наследия Калининградской области.
© Материалы данной статьи защищены авторским правом и принадлежат каналу "Снято в Калининграде". Любое их копирование возможно только с разрешения автора.