Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Невесты для наследника Лотарингии

Всего обсуждалось три кандидатуры в невесты молодому лотарингцу. Во-первых, Мария Манчини (1639-1715), но ее дядя кардинал Мазарини был против, и несмотря на то, что Мазарини умер весной 1661 года, его воле решили не перечить: Марию в том же году выдали замуж за Лоренцо Колонна.

Мария Манчини с гербом отца
Мария Манчини с гербом отца

Второй предполагаемой избранницей Карла была старшая дочь герцога Орлеанского, Анна Мария Луиза, герцогиня Монпансье, Великая Мадемуазель. Великой ее называли, во-первых, в связи с созвучием титула отца - «Великий месье» (младший брат короля Людовика, Филипп, был при жизни Гастона еще только «Маленький месье»), а, во-вторых, ее состояние, унаследованное от матери - Марии Бурбон, последней из второго дома Бурбонов-Монпансье, и правда, было очень велико. Но тут уже сам король был недоволен таким проектом, ну, еще бы слишком уж большой куш достался бы лотарингцу.

Великая Мадемуазель
Великая Мадемуазель

Наконец, третьей кандидатурой, которая короля вполне устраивала, была мадемуазель де Немур. Мария Жанна Батиста Савойская-Немур (1644-1724), подобно Гизам была иностранной принцессой Франции, вот только эта Савойская ветвь уже вымерла по мужской линии вместе с ее отцом (убит в 1652 году на дуэли с герцогом Бофором, родным братом жены … из-за другой женщины, герцогини Шатийон) и дядей (умер в 1659 году без собственных наследников). В приданное за Марией Жанной обещали дать два миллиона ливров, запомним эту цифру.

Вот герцога этот предполагаемый союз уже не устраивал, зависть к племяннику еще более усилилась. Кандидатура принцессы Савойской также очень не нравилась Гизам, вероятно, потому что они сами никакой выгоды от такого брака старшего родича не имели. Кулуарно обсуждался еще один вариант: вторая дочь Гастона - Маргарита Луиза Орлеанская, она же двоюродная сестра молодого Карла по матери Маргарите Лотарингской (а ныне герцогини Орлеанской, сестры Карла IV и Никола Франсуа). Тем паче, что вот тут-то мог быть брак и по любви - молодые люди уже вроде как закрутили роман. Но королю Людовику такой проект был вовсе не интересен и по политическим причинам Маргариту Луизу выдают за герцога Тосканского Козимо III Медичи, увы, ее возлюбленный лишь сопровождает невесту до самой границы.

Карл IV
Карл IV

Невозможность передать герцогства собственному сыну, злость от успехов племянника, тяжкие подозрения в отношении последнего (как бы не похитил корону, молодой проныра) и, наконец, не слишком понятные интриги Гизов, подталкивают нестабильного характером герцога Карла IV к продаже своего родового наследия королю.

Во французской Википедии статья о договоре в Монмарте имеется, но изложена она настолько невнятно, что ключевых деталей понять не удается. Ключевыми я бы назвал три пункта: во-первых, сколько человек и кто именно были названы новыми принцами крови Франции? Во-вторых – о какой именно сумме возмещения шла речь?

В нашей Википедии бухнули «не глядя» – миллион ливров должен был получить герцог за свою уступку Лотарингии королю Людовику. Хм, не маловато ли? Вспомним, дамы и господа, сколько там всеми нами любимый Портос получил «в наследство» от прокурора Кокнара – 800 тысяч ливров. А тут целому герцогу за целую Лотарингию всего один миллион? Конечно же, здесь что-то явно не так и речь, очевидно, как и в других подобных договорах, идет о пожизненной годовой ренте.

Людовик XIV
Людовик XIV

И в-третьих, так предусматривалось ли дарование права на трон этим новым принцам крови, или нет и за кем открывалась очередность?

Главную роль в окучивании герцога играла мадмуазель де Гиз, сестра действующего герцога Гиза. Именно она внушает Карлу, что лучше сейчас получить большие средства, чем дожидаться, пока молодой король стремящийся к завоеваниям, и так их возьмет силой. Повторюсь, некоторые историки склонны считать: герцог убоялся, что молодой племянник, опираясь на нелояльную Карлу IV часть лотарингского дворянства, похитит у него герцогства.

И хотя молодой Карл право на Лотарингию по старому обычаю вполне имел, никаких прямых поводов так думать своему дяде он не давал. Косвенные … можно счесть происками и наговорами тех же Гизов. Под покровительством же доброго и могущественного короля Франции, Карл IV спокойно доживет свой век во главе герцогства, во всяком случае, так предполагалось в идеале.

*****

Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017

Приглашаю всех в свой телеграмм-канал:

Нижегородский Мечтатель