Найти в Дзене

Культура зрелищ при Анне Иоанновне

Когда мы слышим об императрице Анне Иоанновне, у нас в голове всплывает не самый приятный образ неказистой, безграмотной и безвольной женщины, растрачивающей государственный бюджет на безвкусные празднества и балы, главное из которых – «ледяная свадьба», увековеченная Иваном Лажечниковым в романе «Ледяной дом». Но действительно ли шутовская свадьба была такой жестокой, как ее описывают в литературе? И причем здесь Петр I?

О трудном взрослении Анны Иоанновны, развлечениях императрицы и мифах о ее специфических вкусах читайте в тексте Валентины Строгановой.

Российская императрица Анна Иоанновна (1730-1740) – средняя дочь царя Иоанна Алексеевича и Прасковьи Федоровны Салтыковой, племянница императора Петра I. Анна родилась 28 января (7 февраля) 1693 года и стала одной из последних московских царевен. Всё свое детство она провела в Москве – с матерью и двумя сестрами в селе Измайлово, которое горячо любила (не случайно именно в честь него будет назван новый гвардейский полк, созданный Анной Иоанновной).

Петр I относился к семье покойного брата благосклонно, поэтому детство Анны было беззаботным – Измайлово стало «островком старины» в бурно меняющейся действительности при Петре. Ещё при Алексее Михайловиче здесь были разведены сады, созданы оранжереи с тропическими растениями, птичник и зверинец. Во дворце был маленький театр, где ставились пьесы и был свой оркестр. Двор состоял из многочисленных слуг – верховных боярынь, комнатных псаломщиц, чтиц, постельниц, шутих, старух-богомолиц, девочек-сироток, детей-инородцев и многих других.

Вид села Измайлово. Карл Бодри. 1894 год.
Вид села Измайлово. Карл Бодри. 1894 год.

В пятнадцатилетнем возрасте Анна покинула Измайлово, так как в 1708 году Петр I решил «перевезти» своих родственников в новую столицу – в Петербург. Прасковья Федоровна с дочерьми поселилась в собственном дворце на Московской стороне.

С переездом начался трудный период в жизни царевен, связанный с их брачным возрастом. По традиции царских дочерей не выдавали замуж: ни один жених Московского государства не подходил им по статусу, а выдавать замуж на иностранца-иноверца было бы предательством веры. Царевны жили в Кремлевских дворцах, а потом переселялись в кельи Вознесенского монастыря, расположенного рядом с Кремлем.

Однако Петр I решил пересмотреть эти порядки и загорелся идеей устроить серию династических браков с представителями европейских монарших домов.

В это время шла борьба за герцогство Курляндское. На него претендовало сразу несколько государств – Пруссия, Швеция и Россия. Петр договорился о том, что семнадцатилетний герцог Фридрих Вильгельм, живущий в изгнании из собственных владений, возьмет себе в жены одну из родственниц Петра – эта роль досталось молодой Анне.

31 октября 1710 года в Меншиковском дворце играют свадьбу Анны Ивановны с герцогом Курляндским Фридрихом Вильгельмом. Через несколько месяцев, в январе 1711 года, молодожены отправились в Курляндию, и на первой же яме герцог скончался с перепоя.

Анна возвращается к матери, но Петр I, узнав об этом, отправляет её обратно в Курляндию. Анна Иоанновна стала удобным предлогом для вмешательства в дела Курляндии, поэтому девушку оттуда никто забирать не хотел. Анна оказалась в не самом лучшем положении – власти она не имела, денег на содержание почти не получала, в Москве и Петербурге она жить не могла.

Поворотным в судьбе Анны Иоанновны стал 1730 год - на собрании Верховного тайного совета князь Д. М. Голицын выкрикнул «Виват!» кандидатуре Анны Ивановны на престол, и уже вскоре она вернулась в Россию. Далее – известный сюжет, связанный с разрывом кондиций. Сюжет интересный, но сейчас мы его опустим.

Став императрицей, Анна Иоанновна начала переделывать императорский двор по подобию измайловского – например, выписала из разных монастырей старушек-матушек, проживавщих когда-то в родном дворце. При ее дворе появляется множество блаженных. Также она просит выслать ей книги, где описывались старомосковские порядки – обряды или устройство усадеб.

Маскарады Анна Иоанновна устраивала не очень часто, вместо них организовывались куртаги – съезды знати ко двору. Они проводились по четвергам и воскресеньям и традиционно состояли из трех элементов – бесед, игр и музыки. Танцы организовывались редко (не в таком количестве как при Екатерине I или Елизавете Петровне). Также императрица любила устраивать фейерверки, с пиротехническими приспособлениями, иллюминации или огненные шоу.

При Анне Ивановне театр становится постоянной забавой для русской публики – театральные труппы начинают постоянную работу на территории России. До Анны Иоанновны дворяне довольствовались либо бродячими труппами, либо единичными гастролирующими актерами. Императрица решила создать в России постоянную театральную труппу. Она попросила короля Польского и курфюрста Саксонского Августа II, имевшего пять театральных трупп при своем дворе, отправить одну из них в Россию. Король послал в Россию итальянскую труппу – представителей комедии дель арте.

Сцена комедии дель арте. Микеланджело Черквоцци. Первая половина XVII века.
Сцена комедии дель арте. Микеланджело Черквоцци. Первая половина XVII века.

Комедия дель арте — это жанр театрального представления, зародившийся в XVI веке в Италии. Основные черты жанра – постоянные персонажи (маски) и импровизационный характер их диалогов. На протяжении долго времени этот жанр был очень распространен в Европе и к XVIII веку местные зрители им пресытились, из-за чего многие труппы начали искать нового зрителя.

Российское общество давно созрело для приобщения к высокопрофессиональным спектаклям, но существовала большая проблема – языковой барьер. И тут комедия дель арте была как никогда кстати, так как это не литературные спектакли – особой привязки к тексту они не имели, так как были импровизационными, а основу действа составляли пластика, пантомима, акробатика и музыкальное сопровождение. Поэтому русская публика достаточно просто могла считывать эмоциональные реакции актеров и сопереживать персонажам.

В 1731 году из Варшавы прибывает труппа из двадцати двух человек во главе с Томмазо Ристори. С ними приезжает оркестр (в составе которого был ученик знаменитого композитора Антонио Вивальди), возглавляемый Джованни Ристори (сын главы труппы и известный итальянский композитор).

26 февраля 1731 года был поставлен первый спектакль – комедия «Счастливый обман». Русский зритель быстро запомнил всех персонажей – в дель арте набор персонажей неизменен и каждый имеет постоянные черты характера (например, все мы представляем себе Арлекина – хитрого, коварного, но глуповатого). Это позволило русской публике проникнуться героями и не только видеть, но и понимать происходящее на сцене.

К 1735 году сформировалась многочисленная «итальянская компания» (вопреки названию в коллектив входили представители самых разных национальностей), состоявшая из актеров, певцов, танцовщиков, музыкантов и машинистов для создания спецэффектов. Возглавил этот коллектив капельмейстер и композитор Франческо Арайя.

Помимо иностранных трупп (к императорскому двору была также приглашена немецкая труппа), Анна Иоанновна, воспитанная в старомосковских традициях, покровительствовала народному творчеству. Она собирала при дворе различных сказителей, рассказчиков, балагуров, народных музыкантов (например, гусляров) и певчих, которые также принимали участие в театральных представлениях при императорском дворе.

Всё это дало серьезный толчок для перевода иностранных пьес на русский язык, так как зрители хотели и литературного понимания происходящего. В это же время начинали писаться либретто, появились статьи об истории театра – набирала обороты театральной критики. Возникли коллективы «охотников» — русских городских, частных, партикулярных трупп, имевших большое значение для становления русского национального театра.

Конец правления Анны Иоанновны запомнился современникам проведением знаменитой «ледяной свадьбы» – шутовской свадьбы князя Михаила Голицына по прозвищу «Квасник» (на пирах он подносил квас) и шутихи-калмычки Авдотьи Бужениновой в доме, полностью построенном изо льда.

Ледяной дом. Валерий Иванович Якоби. 1878 год.
Ледяной дом. Валерий Иванович Якоби. 1878 год.

Существует устоявшееся представление о том, что свадьба в ледяном доме — это некое извращение, которое выдумала Анна Иоанновна. Однако формат был не нов: ее дядя – император Петр I был знаменит подобными празднествами. Пышные свадебные маскарады Петр любил, а больше любил всякого рода непристойные свадьбы – например, в 1715 году женил семидесятилетнего Никиту Моисеевича Зотова на молодой вдвое, которой не было еще и тридцати лет. Свадьба самой Анны Иоанновны с герцогом Курляндским проводилась вместе со свадьбой любимца Петра I шута-карлика Екима Волкова.

Свадьба в ледяном доме была лишь частью обширных празднеств, посвященных заключению мира после победы в русско-турецкой войне (1735-1739 гг.). Праздник должен был показывать всю мощь российского государства не только в военном деле, но и в культуре и науке.

Некоторые исследователи видят символизм в кандидатурах молодоженов: жених, провинившийся в вероотступничестве (Голицын, будучи за границей, решил жениться на итальянке и перешел в католичество) и невеста-калмычка, перешедшая в православие – эти символы можно рассматривать как свидетельство о победе православия над всякими иноверцами (как восточными, так и западными).

Перед празднествами Анна Ивановна попросила всех генерал-губернаторов провинций прислать по несколько человек обоих полов в национальных костюмах своей родины. В день начала торжеств эта толпа пришла на поклон к императрице, демонстрируя ее власть над всеми народами. На этой свадьбе был очень сильный этнический акцент – Анна Иоанновна к этому времени собрала большое количество национальных песен, танцев, которые и были представлены на свадьбе. Своеобразная демонстрация полиэтничности Российской империи. Более того, на этом маскараде демонстрировали основные достижения Академии наук: подлинные предметы быта, рисунки и наброски, разнообразные сведения, собранные этнографами за время правления Анны Иоанновны. Составлялись специальные этнографические описания и рисунки.

Гением научной мысли был и сам ледяной дом. Создавали его физик-академик Георг Крафт и архитекторы Петр Михайлович Еропкин и Иоганн Бланк. Начиная от самой конструкции, заканчивая интерьером – мебель, столы, часы, зеркала были сделаны изо льда и выкрашены в свои естественные цвета. Спальня молодоженов – само ложе, одеяло, подушки, колпак, чепец, мужские и женские туфли – все было сделано изо льда. Был даже камин, внутри которого горели дрова. Ледяные скульптуры были на фасаде здания, перед ним стояли ледяные кусты, на которых сидели ледяные птицы.

Внутренние интерьеры Ледяного дома
Внутренние интерьеры Ледяного дома

Одной из отличительных черт был ледяной слон в натуральную величину – внутри него сидел трубач, который имитировал звуки слона. Из хобота слона лилась вода, а по ночам – горячая нефть. Также было два дельфина, испускавших изо рта пламя. Перед домом стояло шесть сделанных изо льда пушек, из которых даже стреляли. Была и баня, где печь и мыльные принадлежности сделаны изо льда – ее получилось трижды растопить.

Спали ли молодожены на ледяном ложе, одевшись в ледяной чепец и укрывшись снежным одеялом? Ответа на этот вопрос в свидетельствах очевидцев мы не найдем. В воспоминаниях современников основной акцент ставился на то, что подобному унижению подвергся представитель княжеской фамилии. О физических трудностях – как спать на ледяной постели, никто и не задумывался. Не стоит забывать, что шуты исполняли роль – после своего спектакля они могли быть «свободны». Более того, кроме них, в ледяном доме было множество обслуживающего персонала, который имитировал движение циферблата, топил баню, поджигал статуи и следил за камином.

Свадьба была неким оммажем на празднества Петра I и вполне возможно, что «забава» переросла в жестокую шутку. Но крайне сомнительно, что итогом свадьбы должна была стать смерть молодоженов. Это ведь торжество по случаю победы, зачем же окрашивать его в траурные тона? Ледяной дом – смешение огня и льда, должен был стать чудо наяву, фантазией, воплощенной в реальность, а не камерой смерти.

В личности императрицы Анны Иоанновны интересно сочеталось две черты ее биографии. Она была первой государственной невестой, выданной Петром I за границу, поэтому европейские нововведения ей были не чужды. Вместе с этим, благодаря «старомосковскому» детству она сплела русские национальные черты с новыми европейскими тенденциями.

Текст: Валентина Строганова