Не гаджетами едиными зиждутся развлечения. Насколько нас в детстве увлекали самые обычные забавы, что можно было назвать с больших букв: Его Величество Игра!
Причем те утехи выполняли все функции, о которых с таким пафосом пишут ныне продавцы дорогих современных игрушек: развивали и кругозор, и умственные способности, и тактильные ощущения, и навыки общения, и эффект антистресса… и еще много самого разного другого полезного.
А уж сколько в них было интересного!
Давайте вспомним 12 самых интересных и распространенных в СССР игр, причем как с явными, так и с тайными смыслами, даже со скрытым подтекстом.
1. «Ручеек»
В этой игре несколько человек делились на пары, которые вставали друг за другом. Пары брались за руки, поднимая их вверх. Таким образом получалась этакая анфилада, через которую проходил ведущий.
Пройдя под анфиладой, этот человек захватывал кого-то одного с собой и вместе с ним становился в последнюю пару в конце. А тот, у кого таким образом отбирали пару, делался новым ведущим и проходил под анфиладой, выбирая уже пару себе.
Звучит странно: ну, кого заинтересует такая примитивщина?
Однако что греха таить: подростки в такую игру чаще играли, чтоб, так сказать, получить официальную возможность подержаться за чью-то персональную руку… ну, вот нравился мальчик… но подойти стеснительно… а тут – пожалуйста, на виду у всех, и никто не засмеет.
Более того, во взрослом алгоритме «Ручейка» новая пара должна была… поцеловаться. Чувствуете: развлечение приобретало особый смысл?.. При определенных обстоятельствах это было волнительнее, чем «Бyтылoчка» или игра в карты на paзд… э… на загадывание желаний.
2. «Снежки»
Нынешние дети удивятся: что прикольного в том, чтобы запускать друг в друга грязными, мокрыми, холодными комками снега?
А ведь накал эмоций в такой игре мог доходить до максимума. Допустим, можно было из снега построить какие-то объекты (снеговика, тоннель, даже крепость…) и потом ее отбивать друг у друга.
Психологи популярность таких игр объясняют тем, что в мирное время у людей не хватает сильных впечатлений, какие обычно бывают при участии в военных ситуациях, вот они и «добирают» эти впечатления в таких снежных перестрелках.
Речь прежде всего о сильной половине человечества.
Да что там, таким «пролонгированным» играм, между прочим, в свое время Василий Суриков картину посвятил, а Аркадий Гайдар – книгу.
3. «Резиночка»
Здесь два участника вставали друг напротив друга, ноги ставили чуть у́же ширины плеч, на щиколотки натягивали длинную резинку (какие бывают в спортивных штанах и некоторой другой одежде). И вот над этими резинками другим игрокам надо было пропрыгать в определенных последовательностях.
Последовательности везде были разные. Этак «и с разбега, и на месте, и двумя ногами вместе». Кстати, данный детский стишок Агнии Барто назывался «Веревочка», и это было второе имя той же игры.
В следующем туре резиночку поднимали чуть выше, затем – еще выше, потом – выше как только возможно… Выигрывал тот, кто оказывался самым высокопрыгучим.
Со стороны игра кажется простой до невозможности. Но тогда почему она захватила все советское пространство, а также (некогда) весь Китай и почти всю Францию?
Да потому, что в ней надо было продемонстрировать свои умения, «мир (другим участников) посмотреть – себя показать».
К тому же, в игре была масса подводных камней и веселых подвохов.
Допустим, игроки, на чьих ногах держалась резиночка, в определенный момент могли, подав друг другу тайный знак, внезапно поднять ее вверх, или подпрыгнуть сами, или даже сдвинуть колени.
Ну, а в Китае вообще каждый тур сопровождался определенными песнями.
4. «Кис-брысь-мяу»
Тут два ведущих вставали спиной к остальным участникам. Один из ведущих показывал другому глазами либо слабым кивком головы на кого-то из остальных и спрашивал: «Кис?»
При ответе второго ведущего «брысь» первый продолжал ту же процедуру с остальными, а при ответе «мяу» спрашивал того, на кого показывали глазами или кивком головы: «Какой цвет?»
Каждый из названных цветов означал определенное задание, которое и надо было выполнить. Допустим, белый – станцевать, фиолетовый – спеть…
Может, нынешним поколениям такое развлечение покажется не очень развлекательным. Но на деле оно было весьма интересным.
Добавьте к этому кокетливость, даже пикантность названия и, как следствие, подспудного смысла игры. Ведь задания для различных цветов можно было загадывать самые разные… ;)
5. «Морской бой»
Два игрока невидимо друг для друга рисовали на расчерченном квадрате несколько кораблей:
- 4 корабля – по 1 палубе (т. е. по 1 клеточке);
- 3 корабля – по 2 палубы;
- 2 корабля – по 3 палубы;
- 1 корабль (самый важный, поскольку большой) – по 4 палубы.
Называя координаты карты (их подписывали сверху – буквами, слева – цифрами), противники топили корабли друг друга.
В этой игре также можно было реализовать скрытый военный рефлекс, о котором мы говорили выше. Причем тут это уже можно было сделать, так сказать, в бумажном виде...
6. «Крестики-нолики»
Здесь тоже были расчерченные листочки, но уже в формате 3 на 3 клетки (или больше). Один участник играл за крестики, другой – за нолики.
Игра при всей ее кажущейся простоте требовала умения рассуждать, сопоставлять и предугадывать. В Китае, славящемся логическими играми-головоломками, был аналог «Гомоку», где в роли крестиков и ноликов выступали камни – черные и белые.
Такая вот своего рода тренировка для будущих стратегов военных, и не только...
7. «Классики»
Это развлечение требовало гимнастических, кинестетических и вестибулярных навыков не хуже, чем в «Резиночке», и логических – не меньше, чем в «Крестиках-ноликах».
На асфальте чертили мелом «классики» в определенной последовательности, а потом по ним надо было пропрыгать тоже по строго заданному алгоритму. В каждом новом туре сложность повышалась.
При этом «сохраниться», как в компьютерных играх, было нельзя: неверно пропрыгавший (например, проскочивший мимо черты) участник выбывал из игры.
Кстати, любопытно, что игра старинная.
А популярнейший латиноамериканский писатель Хулио Кортасар назвал роман «Игра в классики», и он стал почти эталоном постмодернизма.
8. «Фанты»
Ведущий брал у каждого участника какую-то вещь, всё это складывал в пакет или еще куда (да хоть под подушку), а сам отворачивался.
Затем кто-то из остальных игроков извлекал любую вещь и спрашивал ведущего: что сделать ее обладателю? Ведущий же должен был придумать задание.
Особенно смешно получалось с, так сказать, гендерными заданиями. К примеру, загадано было подтянуть чyлки, а вещь принадлежала парню.
Как вы уже наверняка сообразили, загадывать можно было что угодно, вплоть до…
...ну, конечно, в зависимости от степени сплоченности команды, чувства юмора всех участников и меры возможной наполненности их тел градусными напитками.
9. «Лапта»
Пусть вам эта игра не кажется устаревшей и «клюквенной». В нее на самом деле играли даже в советское время.
Чем-то она напоминала нынешнюю скандинавскую ходьбу, только в более активном варианте: на свежем воздухе, в любое время года, для разных возрастов и уровней физической подготовленности. При этом участники развивали ловкость, глазомер, силу и еще массу важных качеств.
Между прочим, лаптой в свое время увлекались Петр I, Александр Суворов, Лев Толстой, Максим Горький, Федор Шаляпин, Владимир Ленин, Иосиф Сталин. Любопытные соучастники по хобби, а?..
Этак простенько, но элегантненько, в духе олимпийца: «Сударь-сударь-сударь! Вы биточку не так держите. Берете, локоточек в сторону. Так легонечко...»
10. «Зарница» / «Диверсанты»
Тут был целый комплекс тренировок, от физических до логических, военно-стратегических и даже идеологических. Команды подростков или юношества обустраивали лагеря и потом ловили друг друга, а лагеря покоряли.
Это вам не хуже, чем модные в постсоветское время игры в героев Толкиена с побегами по полям да лесам в костюмах эльфов…
И уж насколько полезно в плане воспитания. Да не занудного, но чисто человеческого. Ведь участники (прежде всего мужского пола) могли обыграть ситуации военных сценок и потом не бояться идти в армию. Пугает-то больше всего неизвестность, а тут не просто рассказывали, но показывали, что ждет при защите Родины. Более того – это можно было обыграть на себе.
Да и чувство команды, взаимопомощи, единения развивалось. Нынешние корпоративные психологи с их тренингами на сплочение коллектива позавидовали бы размаху «Зарниц» и «Диверсантов».
11. «Прятки»
Название игры говорит само за себя: один прятался, а другой (другие) его искал(-и).
При этом спрятаться можно было где угодно. Доходило до курьезов.
Так, автор данного поста кается, что в детстве устроила двум своим бабушкам, как ей казалось, увлекательную потеху, а на самом деле – «полный алес-капут»: притаилась в самом конце длинного огорода, и обе старушки, потеряв ребенка, в ажиотаже обыскали буквально всё вокруг, даже в бочках с мутной водой палками потыкали – а то мало ли… внучка же спокойно ждала, пока ее отыщут…
12. «Холодно-горячо»
Это был подвид «Пряток», но подальше убирали не человека, а какую-то вещь.
Во время поисков спрятавший подсказывал ищущему:
- словами вроде «прохладно», «холодно», «морозно», «Арктика» и т. п. – ту или иную степень отдаленности от места этакого клада;
- словами наподобие «тепло», «горячо», «печка», «субтропики» и т. д. – тот или иной градус приближения.
Пикантностью было то, что спрятать можно было что угодно…
Да и во время поисков можно было порой обнаружить такое, что порой дух захватывало, – из запасов собственных (потерянных давно) и чужих (мало ли что домочадцы могут схоронить от чужих глаз… к примеру, одно время модно было утаивать кассеты с фильмами, которые обычно показывают далеко за полночь).
Впрочем, дальше всех пошел один герой советского мультика: он спрятал котлету... в себя.
П. с. Друзья, делитесь: а какие игры любили в детстве больше всего вы?
И читайте о том, как мы умудрялись жить счастливо в лихие 90-ые, и о том, все ли бесконечно многочисленные игрушки современных детей (в терминах «Уральских пельменей» – «всяка») нужны на самом деле.
+ отгадывайте тесты, где надо вспомнить фильм СССР по таким нюансам в кадре, как настольная игра, а также спортивные сценки и еще стадионы.
#развлечения #культура #психология #общество #СССР #Россия