В конце 1950-х годов военное руководство Великобритании решило начать поиски новой самоходной артиллерийской установки, отвечающей всем требованиям современной войны. Причём создавать её требовалось заново, не используя шасси от стоящих на вооружении танков. Так началась история FV433 «Abbot».
История создания
Разработка новой самоходной артиллерийской установки началась с подбора шасси – самоходку впервые за всю историю британского танкостроения решили строить не на базе танка. В качестве шасси послужило универсальное гусеничное шасси FV430, на базе которого, в те же годы, что и герой данной публикации, активно разрабатывался бронетранспортёр. Изначально САУ задумывалась как лёгкая по массе, и создавали её с прицелом на замену САУ «Sexton» (о которой я расскажу чуть позже), до сих пор стоявшей на вооружении армии Её Величества.
Главной её задачей было «быстро подойти к позиции, поразить цель и уйти на другую позицию» - этим и объясняется несколько странный выбор шасси.
Вторым вопросом стало вооружение – Royal Ordnance QF 25-pounder, стоявшая на «Sexton», к тому времени уже сильно устарела и с современными угрозами бороться уже не могла. Поэтому было принято решение, что для этой самоходной установки будет разработана новая 105-мм пушка, которая сможет бороться со всем списком целей, подходящих под задачи будущего «Аббата». Определившись со своими требованиями, военные начали распространять заказы между подрядчиками.
В 1958 году заказ на создание корпуса был передан компании Vickers-Armstrong, которая не стала мудрить с разработкой новой детали, а использовала проекты по созданию бронетранспортёра FV432, который в то время находился в разработке. К 1961 году было построено двенадцать прототипов, переданных военным на испытания. Одна половина из них оснащались бензиновыми двигателями Rolls-Royce В81, вторая половина оснащалась “всеядным” двигателем K60 FV432 от того же производителя. В производство пошёл “всеядный” вариант, как более отвечающий требованиям военных.
Описание конструкции
По классификации это была лёгкая по массе самоходная артиллерийская установка с гаубицей, созданная для поддержки наступающей пехоты. Её конструкция заметно отличалась от уже привычных читателям моделей – рассмотрим, чем именно.
Бронированный корпус и башня
Будучи построенной на базе бронетранспортёра, FV433 Abbot получила сравнительно небольшой по габаритам корпус длиной всего в пять метров (с орудием — 5,8 метра), шириной в 2,65 метра и высотой в 2,5 метра. Такие компактные габариты были обусловлены требованиями к перевозке, указанными в документах на разработку, а также они упрощали работы по маскировке САУ при необходимости. Также в спецификациях отражалось требование по значительному снижению массы готовой машины — соответственно, серьёзного бронирования на ней даже не предполагалось. Объяснялось это и тем, что военные не собирались применять её в контактном бою — ей оставалось лишь передвигаться «на задах» пехоты, обеспечивая мобильную артиллерийскую поддержку. Поэтому корпус получил довольно скудное бронирование — стальная катаная гомогенная броня в 12 мм толщиной по лобовой части и бортам, а корма и крыша получили всего 10 мм. Днище получило шесть мм брони, причём на нём не применялось никаких отражающих взрывную волну или отводящих осколки элементов конструкции.
Нехарактерную для самоходных артиллерийских установок деталь — вращающуюся (!) башню решили ставить не сразу. Изначально конструкторы планировались обойтись стандартной для машин прошлых лет бронированной рубкой, в которой устанавливалось орудие с минимальными углами горизонтальной наводки. Однако некий инженер, учавствовавший в процессе создания «Аббата», сумел продавить идею с вращающейся башней, попытавшись стереть грань между бронетранспортёрами, танками и САУ того времени. Саму башню решили разместить в кормовой части, как и боевое отделение (не меняя конструкцию изначального шасси от бронетранспортёра).
По итогу, башня получила возможность вращения на все 360 градусов, электрический привод вращения, а также вмещала в себя трёх членов экипажа — командира, наводчика и заряжающего. Правая передняя стенка имеет треугольный прилив для размещения прицела. Бронелист вокруг орудийной амбразуры выполнен съёмным (крепится на болтах) для обеспечения возможности замены орудия. В верхней передней части крыши имеется полукруглый вырез, необходимый для обеспечения максимального угла возвышения ствола. На крыше башни расположены командирская башенка с люком и люк заряжающего, а в кормовой стенке — люк для подачи боеприпасов при стрельбе с грунта. При его открытии выдвигается специальный лоток с направляющими для двух снарядов. В правом заднем углу башни находится блок фильтровентиляционной установки. Снаружи башни имеются точки крепления контейнеров с различным имуществом, а слева на задней стенке подвешена катушка с телефонным проводом, служащим для прокладки сети на огневой позиции. Параметры бронирования башни следующие — лоб, борта и корма башни получили по 10 мм брони, крыша — 12.
Вооружение
Для новой самоходной артиллерийской установки разработали новое орудие — L13A1 калибра 105 мм. Новую гаубицу-пушку создавали как замену окончательно к тому моменту устаревшей 88-мм пушки-гаубицы Royal Ordnance QF Mark II, не отвечавшей требованиям по поражению живой силы и фортификационных сооружений противника. В основном L13A1 использовалась для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций, однако её могли применять и для стрельбы прямой наводкой — мощности осколочно-фугасных снарядов вполне хватало для поражения разнообразной боевой техники вероятного противника, а наличие в боекомплекте бронебойно-фугасных снарядов позволяло бороться и с танками (разумеется, в некоторых случаях).
Углы вертикальной наводки орудия составляли от -5 до +73 градусов, а максимальная дальность стрельбы достигала 17,3 километров (хотя на практике дальше 2,5 км ведение эффективного огня было непростым делом). Для облегчения заряжания пушки, в башне устанавливался досылатель с электрическим приводом (правда, досылал он только снаряды, метательный заряд закладывался на полку вручную.
Да, снаряды к новому орудию были раздельного заряжания, и в номенклатуру снарядов входили следующие типы:
- L31 — осколочно-фугасный;
- L36 — дымовой;
- L37 — пристрелочный (с дымом красного цвета);
- L42 — бронебойно-фугасный с пластическим взрывчатым веществом;
- L43 — осветительный.
Было на «Аббате» и вспомогательное вооружение — оно состояло из одного пулемёта Bren L4 (модификация ручного пулемёта времён Второй Мировой Войны), спаренного с пушкой, а также ещё одного опционально устанавливаемого пулемёта той же модели, крепление для которого находилось на крыше башни. Он использовался в основном для зенитных целей (как правило, бесполезно — мощности стрелкового патрона не хватало для уверенного поражения бронированной цели). Впоследствии эти пулемёты были заменены более современными (и совершенными) пулемётами L7 (более известного как FN MAG).
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
САУ «Эббот» оборудована шестицилиндровым (с противоположно движущимися поршнями) оппозитным двухтактным многотопливным дизелем К60 Mk 4G мощностью 240 л.с. и автоматической трансмиссией «Аллисон» ТХ200 «Торкматик», обеспечивающей шесть передач при движении вперёд и одну — назад. Двигатель может работать на дизельном топливе, автомобильном и авиационном бензине, авиационном керосине. Этот двигатель обеспечивал достаточно высокое соотношение мощности к массе боевой машины — чуть больше 16 лошадиных сил на тонну веса, что позволяло САУ «носиться» по твёрдой поверхности на скоростях до 48 километров в час. Запаса хода хватало на 480 километров экономичным ходом.
Ходовая часть применительно к одному борту включает пять обрезиненных опорных катков с торсионной подвеской, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения и направляющее — заднего. Как уже отмечалось, «Эббот» является плавающей машиной. Для преодоления водных преград необходима предварительная подготовка — подъём резинотканевого экрана, установленного по периметру корпуса. Движение на плаву обеспечивается за счёт перематывания гусениц, верхние ветви которых заключены в гидродинамические кожухи.
Служба
На вооружение британской армии САУ «Эббот» поступили в 1965 году. Первыми их получил 3-й полк Королевской конной артиллерии, всего же в разное время эти самоходки служили в восьми полках. Полк типовой организации состоял из четырёх шестиорудийных батарей. Батарея, в свою очередь, делилась на два огневых взвода (в каждом — три САУ, три автомобиля «Столуорт» для подвозки боеприпасов и ремонтно-эксплуатационных работ, БТР «Троуджен» в качестве машины управления огнём и командирский броневик «Феррет» либо джип «Ленд-Ровер»).
Основной «костяк» британских самоходок был сосредоточен в «противосоветской группировке сдерживания» - Британской Реймской армии. В неё входили два артиллерийских полка (19 полевой полк Королевской артиллерии в Дортмунде и 25 полевой полк Королевской артиллерии в Падеборне), расквартированных в ФРГ. В ходе завершения Холодной Войны, разделённая на две части Германия объединилась, избавив казну Королевства от необходимости нести расходы по содержанию бесполезной в принципе группировки войск Великобритании на континенте. «Abbot» был чрезвычайно надежным транспортным средством, весьма простым в эксплуатации и обслуживании. Именно это стало причиной, по которой «Abbot» полюбился своим экипажам (несмотря на то, что внутри боевой машины было весьма тесно).
Так или иначе, к 90-м «Аббаты» безнадёжно устаревали, что привело их замене на более совершенные артиллерийские системы AS-90. Оставшиеся на ходу самоходки быстро распродали в менее богатые страны, излюбленным британским методом показав миру поддержку «растущих стран», не забыв при этом слегка обогатиться. Благодаря своей надежности многие «Abbot» до сих пор сохранились и эксплуатируются частными владельцами и/или компаниями. Их относительно легко купить в частном порядке по относительно хорошей цене, и многие из них можно найти в музеях по всему миру. К ним относятся Военный музей и музей наследия Уайта, остров Уайт (Великобритания) и Австралийский музей бронетехники и артиллерии (AAAM), Квинсленд, Австралия, и многие другие. Многие аттракционы с вождением танков также включают «Abbot» в свой флот. К таким местам относятся «Tanks-Alot», базирующийся в Брэкли, Англия, и «Drive A Tank», базирующийся в Миннесоте, США.
Одним из лучших примеров частной компании, использующей «Abbot», является компания спортивного питания «Grenade». В Великобритании они используют «Abbot», покрытый логотипом своего бренда, в качестве рекламы. С 2019 года они также начали продавать настоящие «Abbot», окрашенные в цвета «Grenade», на своем веб-сайте по цене £75 000 ($94 000).
Заключение
Самоходная артиллерийская установка «Abbot» была отличным образцом боевой техники, но как и любая другая техника, довольно быстро устарела. И виной тому не просчёты конструкторов или недостатки конструкции — за исключением тесноты в боевом отделении, придраться к ней было не за что. Но уже в начале 80-х годов она считалась устаревшей, доживая свой век на полигонах в качестве учебного пособия. А сегодня «в живых» сохранились лишь единичные образцы на вооружении стран Третьего мира и в музеях Великобритании и США.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!