Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Семейство бронемашин проекта FV10x, 1960

В 1960 году британскому военному руководству пришла в голову мысль создать семейство легкобронированных машин на общей базе под общим названием CVR (T) — Combat Vehicle Reconnaissance (Tracked), которым следовало заменить бронеавтомобиль Saladin. В конце 50-х годов ХХ века стало окончательно ясно — текущие модели бронированных автомобилей стремительно устаревают. В условиях Холодной войны, которая находилась на своём пике, такое положение дел не устраивало министерство обороны Великобритании. Нужно было разработать новое универсальное шасси, отвечающее всем требованиям современной войны, способное выполнять самые разные задачи и нести разнообразное вооружение. Однако военные и сами не совсем понимали, каким должна быть боевая гусеничная машина разведки (именно так расшифровывается аббревиатура CVR (T)). В начале 1960 года военные, наконец-то сообразили, что они хотят видеть на вооружении: Однако нужно заметить, что некоторые параметры, затребованные военными, к тому моменту ещё не были
Оглавление

В 1960 году британскому военному руководству пришла в голову мысль создать семейство легкобронированных машин на общей базе под общим названием CVR (T) — Combat Vehicle Reconnaissance (Tracked), которым следовало заменить бронеавтомобиль Saladin.

История разработки

В конце 50-х годов ХХ века стало окончательно ясно — текущие модели бронированных автомобилей стремительно устаревают. В условиях Холодной войны, которая находилась на своём пике, такое положение дел не устраивало министерство обороны Великобритании. Нужно было разработать новое универсальное шасси, отвечающее всем требованиям современной войны, способное выполнять самые разные задачи и нести разнообразное вооружение. Однако военные и сами не совсем понимали, каким должна быть боевая гусеничная машина разведки (именно так расшифровывается аббревиатура CVR (T)). В начале 1960 года военные, наконец-то сообразили, что они хотят видеть на вооружении:

  • Возможность транспортировки по воздуху при помощи самолёта Armstrong Whitworth AW.681;
  • Вооружение в виде 76 или 105-мм малоимпульсной пушки во вращающейся башне;
  • Возможность установки пусковой ракетной установки Swingfire;
  • Корпус из алюминиевого сплава АА7017 (впоследствии будет заменён на АА1707);
  • Три человека экипажа;
  • Подвеска, способная выдержать импульс удара о землю при десантировании машины с самолёта;
  • Мощность двигателя в районе 200 лошадиных сил;
  • Гусеницы шириной не более 18 дюймов (45,7 см);
  • Масса не более 10 тонн;

Однако нужно заметить, что некоторые параметры, затребованные военными, к тому моменту ещё не были созданы, например, двигатель — требования к его габаритам были очень жёсткими, и ни один из существующих на тот момент образцов не помещался в определённое для него место в корпусе машины.

Бронемашина Alvis FV101 Scorpion. Фотография в свободном доступе.
Бронемашина Alvis FV101 Scorpion. Фотография в свободном доступе.

Разработки всего, что требовалось военным, проходили до 1965 года – именно тогда Alvis представила военным несколько образцов для военных испытаний. Найдя в них несколько мелких изъянов, военные отправили прототипы на доработку, но уже через год, проведя повторные испытания, приняли машину на вооружение – в 1967 году началось его серийное производство. За годы серийного производства и нахождения на вооружении (кое-где они находятся на вооружении по сей день) было выпущено девять модификаций, а общий тираж выпущенных машин на базе этого шасси составил от шести до девяти тысяч единиц!

Общее описание

Шасси получило корпус из композитной брони из алюминиевого сплава АА7017 толщиной от 20 до 60 мм. Это был классический коробчатый корпус, с разделением на две или три части (в зависимости от модификации). Передняя часть была поделена на две части – в правой находился механик-водитель, а в левой – двигатель. В середине (или корме, в зависимости от модификации) находилось боевое/десантное/санитарное отделение. Вход в боевую машину расположен в корме. Возможность десантирования по воздуху диктовала свои условия – новая машина не могла быть высотой более 2,5 метров, шириной более 2.1 метра. Механику-водителю было тесновато – ширина его отсека была всего 60 см, и ему, особенно в зимней одежде, приходилось явно нелегко.

Примерные размеры бронемашины FV101 Scorpion. Фотография в свободном доступе.
Примерные размеры бронемашины FV101 Scorpion. Фотография в свободном доступе.

Носовая часть корпуса имеет скошенную верхнюю лобовую деталь, скруглённую нижнюю часть и наклонную фаску по всему периметру корпуса. Все остальные детали корпуса – вертикальные. При этом броня спокойно выдерживает пулемётный огонь, включая крупнокалиберные пулемёты (правда только в лобовой проекции). В «боевых» модификациях на крыше корпуса находилась пулемётная или артиллерийская башня, либо пусковая установка ракет. Немного отличались и сами башни и их оснащение, но обо всём по порядку расскажу в описаниях модификаций, построенных на этом шасси.

Также военные требовали определённые параметры воздействия на грунт – для этого потребовалось создать гусеницы шириной в 46 сантиметров. Требования к ширине боевой машины отразились и на двигателе – ни один из известных образцов танковых двигателей не подходил по габаритам. Тогда поиски привели конструкторов к 4,2 литровому рядному шестицилиндровому двигателю, работавшему на бензине, Jaguar J60 Mk 100b. Он выдавал 195 лошадиных сил и должен был неплохо разгонять «Скорпиона». Однако позже (уже в 80-х) была проведена замена двигателя на дизельный Cummins или Perkins, который разгонял боевую машину до 80 км/ч на суше и до 6 км/ч на воде.

Модификации

Следует понимать, что модификации в данном контексте подразумевают не работы по улучшению машины, а создание семейства боевых машин, объединённых общим шасси.

FV101 Scorpion

«Скорпион» имеет компоновку с передним расположением двигателя. Трансмиссионное отделение занимает лобовую оконечность танка, моторное отделение и отделение управления размещаются за ним по правому и левому борту, соответственно, а боевое отделение занимает кормовую половину корпуса. Экипаж «Скорпиона» состоит из трёх человек – механика-водителя, наводчика и командира танка, выполняющего также функции заряжающего.

Скорпион, вооружённый 76-мм пушкой. Фотография в свободном доступе.
Скорпион, вооружённый 76-мм пушкой. Фотография в свободном доступе.

«Скорпион» имеет дифференцированную броневую защиту, защищающую его от пулемётного огня и осколков снарядов полевой артиллерии. Броневой корпус и башня танка изготовлены из катаных, литых и штампованных деталей из композитной алюминиевой брони марки 7017, соединяемых при помощи сварки. Бронирование «Скорпиона» обеспечивает в лобовой проекции защиту от огня 14,5-мм пулемёта, и круговую защиту от огня оружия меньших калибров, а также от осколков 105-мм снарядов на дистанции более 30 метров. Нет никаких точных данных о толщине бронивания и углах её наклона в открытых источниках, однако известно, что толщина брони танка составляет от 20 до 60 мм

Основное вооружение его состояло из полуавтоматической малоимпульсной 76.2-мм пушки L23A1 (предок которой устанавливался на FV601 Saladin), установленной во вращающейся башне. Основным вооружением «Скорпиона» является 76-мм полуавтоматическая пушка L23A1. Орудие устанавливается в лобовой части башни на цапфах в спаренной с пулемётом установке, позволяющей её вертикальную наводку в пределах от −10 до +35° вручную при помощи винтового механизма. Боекомплект пушки составляет 40 унитарных выстрелов, стандартный ассортимент снарядов для неё включает осколочно-фугасные, фугасные с деформируемой головной частью, дымовые, осветительные снаряды и картечь. Стандартный боекомплект «Скорпиона» в британской армии состоит из 20 фугасных, 15 фугасных с деформируемой головкой и 5 дымовых снарядов.

FV101 Scorpion с 90-мм пушкой. Фотография в свободном доступе.
FV101 Scorpion с 90-мм пушкой. Фотография в свободном доступе.

В качестве противопехотного вооружения на «Скорпионы» устанавливался пулемёт FN MAG, в британской оружейной классификации – L8A1 с боекомплектом в 3000 патронов. Также на башне размещались шесть многоствольных мортир для постановки дымовой завесы.

В наше время существует его модификация – Scorpion 90, вооружённая длинноствольной пушкой Cockerill Mk.III M-A1. Это более мощная пушка, в некоторых ситуациях способная бороться даже с танками противника.

FV101 «Scorpion» изначально был разработан для удовлетворения потребностей британской армии в разведывательных боевых машинах на гусеничном ходу. «Scorpion» был принят на вооружение британской армии в мае 1970 года, а всего по контракту полагалось поставить 275 машин. Впрочем, контракт позже вырос до 313 машин. Первые серийные машины сошли с конвейера в 1972 году, а первым подразделением, оснащенным «Скорпионами», стал «Blues and Royals» (1 драгунский полк Королевской кавалерии) в 1973 году.

В ноябре 1981 года «Скорпионы» начали поставлять и Полку Королевских ВВС. Боевые машины должны были использоваться для обороны аэродромов в Великобритании, Германии и на Кипре. 76-мм пушка идеально подходила для этой роли, особенно её картечный снаряд, который можно было использовать на территориях аэродромов и военных баз против атакующей пехоты, без риска для самолетов и инфраструктуры. Предполагается, что транспортная часть полка Королевских ВВС первоначально была частью заказа для Ирана, но начавшаяся в стране революция, свергнувшая шаха, помешала этим планам. Машины для Ирана отличались тем, что на них не устанавливалось оборудования для преодоления брода. Британские «Скорпионы» были сняты с вооружения в 1995 году, в основном, из-за недостатков системы вентиляции в отсеке экипажа, которая слабо справлялась с выведением пороховых газов при интенсивной стрельбе.

FV102 Striker

«Страйкер» изначально разрабатывался как боевая противотанковая ракетная машина – вместо башни, как у «Скорпион», на его крыше устанавливалась пусковая установка для ракет Swingfire. Всего в пусковую установку помещалось пять ракет, и ещё пять входили в боекомплект, размещённый в боевом отделении бронемашины. Вспомогательное вооружение было представлено в виде 7,62-мм пулемёта L7 GPMG (он же FN MAG). Бронирование корпуса состояло из тех же пластин алюминиевой брони толщиной в 12,7 мм.

Противотанковая боевая машина FV102 Striker. Фотография в свободном доступе.
Противотанковая боевая машина FV102 Striker. Фотография в свободном доступе.

FV102 Striker поступил на вооружение в 1976 году, в подразделения Королевской артиллерии, входящие в Британскую армию на Рейне (BAOR). Однако позже (с расформированием BAOR), их перевели в состав Королевского бронетанкового корпуса, где Striker служил в разведывательных подразделениях. Одним из примечательных дней для боевой машины наступил 24 марта 2003 года, во время вторжения в Ирак в 2003 году. В этот день Striker уничтожил иракский танк Т-55 с помощью противотанковой ракеты (возможно, впервые в своей карьере). В середине 2005 года боевые машины FV102 Striker сняли с вооружения британской армии, так как ракета Swingfire устарела, и была заменена мобильным ПТРК Javelin.

FV103 Spartan

Эта боевая машина была разработана в конце 1970-х годов как бронетранспортёр, входящий в семейство Combat Vehicle Reconnaissance. Он не имел тяжёлого вооружения – кроме стандартного пулемёта L7 GPMG (он же FN MAG), ничем машина не вооружалась. Вместо этого бронетранспортёр мог перевозить до семи человек (включая три человека из экипажа машины) и был неплохой машиной для разведывательно-диверсионной деятельности.

Бронетранспортёр FV103 Spartan. Фотография в свободном доступе.
Бронетранспортёр FV103 Spartan. Фотография в свободном доступе.

Чаще всего «Спартанец» использовался в паре со «Страйкером», выполняя роль машины снабжения (нёс ещё один боекомплект). Машина прослужила до 2009 года, после чего её заменили на более новые бронетранспортёры «Пантера» итальянского производства. FV103 имел боевую массу 10,7 тонн, развивал максимальную скорость в 96 километров в час и имел запас хода до 500 километров. Также он способен преодолевать уклоны до 60%.

FV104 Samaritan

«Самаритянин» был разработан как санитарная машина. Как санитарной машине и положено, «Самаритянин» не имел никакого вооружения, а в десантном отделении мог разместить до шести легко раненых или трёх тяжелораненых бойцов. По параметрам бронирования он не отличался от «Спартанца», но разгонялся всего до 72 километров в час.

Санитарная машина FV104 Samaritan. Фотография в свободном доступе.
Санитарная машина FV104 Samaritan. Фотография в свободном доступе.

Всего построили 101 «Самаритянина», которые служат в нескольких армиях мира и в наши дни. На вооружении британской армии их уже нет.

FV105 Sultan

Данная модификация создавалась как командно-штабная машина – её несколько увеличили, чтобы сделать отсек посвободнее, а также добавили возможность удлинения командного блока за счёт лёгких навесных панелей, формируя некое подобие палатки. Командирский отсек вмещал в себя до трёх человек, карту и радиста, который мог использовать до четырёх радиостанций одновременно.

КШМ FV105 Sultan. Фотография в свободном доступе.
КШМ FV105 Sultan. Фотография в свободном доступе.

«Султан» вооружался стандартным для британской армии 7,62-мм пулемётом L7 GPMG (он же FN MAG), а также оснащался двумя «линейками» из дымовых мортирок (по щесть на сторону) для постановки дымовой завесы. Разумеется, в прямых боях этой машине участвовать навряд ли пришлось – на передовой КШМ появляются редко, в основном их место в тылах воюющих частей.

FV106 Samson

Подобно библейскому силачу, эта маленькая бронированная ремонтно-эвакуационная машина обладала огромной силой – согласно некоторым заявлениям, «Самсон» мог утянуть за собой две повреждённые машины на одной с ним базе. Её оснащали подъёмным краном, лебёдкой и целым набором инструментов, которые помогли бы отремонтировать или спасти повреждённую машину. Разумеется, набор инструментов и запчастей мог формироваться исходя из ситуации, но чаще всего в «Самсона» грузили запчасти для машин на общей с ним базе либо для сходных машин по проекту FV430.

БРЭМ FV106 Samson. Фотография в свободном доступе.
БРЭМ FV106 Samson. Фотография в свободном доступе.

Он обладал таким же бронированием, как «Спартанец» (он был построен на его базе, с небольшими изменениями), на него устанавливали тот же двигатель, тот же набор средств для несения службы в условиях химического, биологического или радиационного излучения. И также, как и «Спартанец», он подвергался многочисленным модернизациям, которые позволил ему лучше исполнять свои боевые обязанности. На данный момент он снят с вооружения армии Великобритании, но стоит на вооружении нескольких стран – Того, Бельгия, Бруней, Латвия, Оман, Филлипины, Таиланд и Украина в незначительных количествах (буквально по нескольку единиц).

FV107 Scimitar

«Ятаган» был попыткой заменить устаревающий «Скорпион», вернув ему возможность нести службу, используя новые технологии. Конструкторы взяли за основу FV101 Scorpion, немного доработали корпус и установили на него обновлённую башню от «Скорпиона» вместе с новым вооружением – 30-мм автоматической пушкой L21 Rarden, а в качестве противопехотного вооружения устанавливали штатный пулемёт L37A1 (британская лицензионная копия FN MAG, позволяющая использовать пулемёт вне боевой машины). Машину напичкали различной электроникой, облегчающей жизнь экипажу.

FV107 Scimitar с установленными противокумулятивными экранами. Фотография сделана в Афганистане, находится в свободном доступе.
FV107 Scimitar с установленными противокумулятивными экранами. Фотография сделана в Афганистане, находится в свободном доступе.

В 2009 году была проведена полная модернизация «Ятаганов» - бензиновый двигатель от Jaguar заменили на дизельный Cummings, улучшили противоминную защиту, доработали бронирование и установили новую коробку передач. В результате всех этих действий, «Ятаган» вновь обрёл черты, присущие названию – скорость, точность и надёжность. На сегодня их нет на вооружении армии Великобритании, но на 2023 год они были на вооружении Латвии, Иордании, Нигерии и Украины. Всего было произведено чуть менее 500 машин данной модели.

Sabre

Это ещё одна достаточно яркая модификация FV101 «Scorpion», созданная с применением башни от бронеавтомобиля FV721 Fox. Такая комбинация позволила заметно снизить высоту корпуса, что положительно сказывалось на возможностях маскировки боевой машины на местности. Однако эта модификация не была встречена военными тепло — за улучшения маскировки пришлось платить защитой от вражеских снарядов и осколков, а также невозможностью «довесить» на «Саблю» дополнительное оборудование (страдала подвеска).

Бронемашина Sabre собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Бронемашина Sabre собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Ключом к улучшению позиций этой модернизации (а также увеличению количества боевых машин на службе в Королевских войсках) стала бы значительная доработка конструкции, которую можно было провести. Однако конструкторы ограничились лишь установкой дымовых мортирок, нового скорострельного пулемёта и систем навигации и связи. Проект был признан неудачным и несколько десятков машин попросту списали.

Stormer

«Штурмовик», хоть и был разработан на базе универсального шасси «сотой» серии, быстро вылился в отдельное направление. Фактически, это была усовершенствованная версия машин серии FV10x, целиком направленная на выполнение боевых задач.

FV4333 "Stormer HVM" оснащённый пусковой установкой ракет Martlet. Фотография в свободном доступе.
FV4333 "Stormer HVM" оснащённый пусковой установкой ракет Martlet. Фотография в свободном доступе.

Новое поколение машин (получившее индекс FV4333) включало в себя следующие модификации:

  • Stormer HVM — армия Великобритании использует около сотни «штурмовиков», оснащенных ракетами Starstreak HVM или Martlet, противовоздушной обороны малого радиуса действия. Согласно плану Армии 2020 для британских вооруженных сил, Stormer HVM должен был оснастить три регулярные и две резервные артиллерийские батареи. С тех пор все резервные батареи были преобразованы в легкие многоствольные пусковые установки HVM (LML) для снижения нагрузки на обучение;
  • Stormer 30 — вариант броневика с установленной на него 30-мм автоматической пушкой Bushmaster II;
  • Stormer 81/120-mm mortar carrier — вариант боевой машины с установленным на борту 81/120-мм миномётом;
  • Stormer Ambulance — санитарно-эвакуационная машина;
  • Stormer Recovery Vehicle — бронированная ремонтно-эвакуационная машина;
  • Различные модификации сапёрных и инженерных машин;

В целом «Stormer» мало чем отличался от машин проекта FV10x — корпус чуть увеличили, добавили ещё один опорный каток, установили более мощный дизельный двигатель Perkins (на 250 л.с. мощности). В наши дни их немного осталось на вооружении — из первоначальных 220 единиц едва ли наберётся сотня. 64 штуки стоят на вооружении различных подразделений Великобритании, 40 в Индонезии, четыре штуки находятся на вооружении Омана, ещё какое-то количество находится на Украине. Остальные были списаны, некоторые из них проданы в частные коллекции.

Оценка боевого применения

Первое «боевое» применение бронемашин типа «Скорпион» произошло в 1974 году — во время турецкого вторжения на Кипр около двух десятков машин было перевезено для охраны британских военных баз. В боевые действия они не вступали, выполняя лишь патрульные службы. Настоящим боевым крещением для них стала Фолклендская война (да-да, та самая бесполезная военная операция, которая длится не один десяток лет) — это было 13-14 июня 1982 года, когда британские военные атаковали гору Тамблдаун. В ходе этой атаки британцы применили по две бронемашины FV101 «Scorpion» и «Scimitar», нанеся аргентинским войскам «сокрушительное поражение».

Неплохо показали себя машины из серии FV10x во время войны в Персидском заливе, миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине, а также во время вторжения в Ирак в 2003 году. Последним боевым применением этих машин, стоявших на вооружении британской армии, стала операция «Коготь Пантеры», проведённой против войск организации «Талибан» (деятельность на территории РФ запрещена).

Заключение

Компании Alvis удалось вновь создать неплохую боевую машину, причём не одну, а сразу целое семейство. И таких машин действительно мало производили в европейских странах — лёгкая, надёжная, сбалансированная сразу по трём параметрам (огневая мощь, защита, мобильность), а главное, отвечающая всем требованиям военных до определённого момента.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!