Найти в Дзене
Дестрой

В поисках места упавшего вертолёта в Чарских Песках: Путешествие в самую северную и неправильную пустыню в мире

Сегодня мы снова прогуляемся по знаменитой и труднодоступной, самой северной и самой неправильной пустыне Чарские Пески на севере Забайкальского края, о летнем путешествии в которую мы уже писали пару лет назад. В этот же раз мы сходили туда совсем другим маршрутом в холодное время года с целью найти обломки разбившегося вертолёта.

-2

На дворе конец октября. Как и в прошлый раз, мы сворачиваем с федеральной трассы, идущей вдоль Транссибирской магистрали у города Сковородино и едем в сторону Байкало-Амурской магистрали в столицу БАМ-а - город Тынду.

-3

Там мы как и в прошлый раз оставляем машину на стоянке у вокзала, и пересаживаемся на поезд Тында-Кисловодск, который едет через Новую Чару.

-4

Пол дня пути, купленные у проводницы брелоки паровозов, несколько стаканов чая в подстаканниках...

-5

И промежуточные станции.

-6

Кувыкта.

-7

Хорогочи.

-8
-9
-10

Ларба.

-11

Лопча.

-12
-13

Юктали.

-14

Хани.

-15
-16

Икабья.

-17
-18

И вот мы снова в Новой Чаре дожидаемся рассвета на вокзале.

-19

Кстати в этот раз мы обратили внимание на форму вокзала в виде юрты, построенного Казахстаном - БАМ-у. Этот силуэт является настоящим символом посёлка и встречается в узорах повсеместно.

-20

Внутри есть тематическое резное пано.

-21

А на полу второго этажа есть небольшой фрагмент карты БАМ-а.

-22
-23

С рассветом около семи утра мы выдвигаемся в путь.

-24

Снова удивляемся тому, что у местного вокзала стоит памятник-тепловоз 2ТЭ10М, а не паровоз, как на 99% вокзалов.

-25
-26

Причём мы снова пошли по маршруту напрямую через реку Чара, которую в прошлый раз не смогли перейти и нам пришлось объезжать пустыню до Старой Чары, а уже от туда заходить в пустыню.

-27

В этот раз мы пошли немного по другой дороге, вдоль которой валялись кабины различных грузовиков и тракторов.

-28

А также остатки автобусов.

-29
-30

И вот мы снова у реки Чара, на берегу которой всё также лежала покосившаяся баня, принесённая наводнением два года назад незадолго до нашего прошлого приезда.

-31

На удивление уже в конце октября река оказалась замёрзшей с хорошим прочным льдом и мы спокойно смогли её перейти.

-32

За ней в сторону мари уходила довольно удобная дорога и мы были первые в этом году, кто шёл по ней после ледостава.

-33

Постепенно дорога уходила в марь и превращалась в болотоходную. Летом здесь воды выше колена.

-34

И вот мы посреди мари, в которой летом воды местами выше пояса, а где-то и по грудь. Оказавшись здесь мы поняли,что даже если бы мы в прошлый раз смогли пересечь реку с этой стороны пустыни, то дальше мы бы попросту не прошли.

-35

А вдали уже возвышаются горы Кадарского хребта.

-36

Постепенно дорога превратилась в глубокое, но хорошо замёрзшее озеро.

-37

Что интересно, пока мы ехали на поезде, мы пересекали множество рек и ни одна из них не была замёрзшей, а здесь прочный толстый лёд.

-38

Марь снова начинает превращаться в дорогу и уже показались барханы пустыни, возвышающиеся над пролеском.

-39
-40

И тут посреди болота мы встретили этот знак.

-41

Ну вот мы и добрались до песков, где сразу у дороги устроено место для отдыха.

-42

Со столом, мангалом и кострищем.

-43

И даже туалетом.

-44

И начинается пустыня, которая выглядит совсем не так, как летом.

-45

Для тех, кто не читал статью про наш летний поход, повторим, что же вообще такое эти Чарские пески:

-46

Они представляют собой урочище, наполненное песком и расположенное в Чарской котловине в предгорьях хребта Кодар Каларского района Забайкальского края.

-47

Чарские Пески образовались в процессе схода с Кодарского хребта древнего ледника, перегородившего реку и образовав наполненную водой чашу в долине. Но в результате потепления климата, спустя несколько тысяч лет ледник растаял. Вода ушла и оставила в напоминание о когда-то существовавшем здесь древнем озере песчаные барханы, возвышающиеся над марью на несколько десятков метров, под которыми глубже мерзлотного слоя всё ещё залегает крупное Среднесакуканское месторождение подземных вод, выходящих из песков и собственно питающих окружающую пустыню марь.

-48

Причём сама пустыня, ограниченная с севера Кодарским хребтом, а с юга Удоканским и Каларским хребтами, имеет совсем крохотные размеры всего 4 на 9 километров.

-49

В 2010 г. Чарские пески включены в список Семи чудес Забайкалья.

-50

А мы идём к самому большому бархану в пустыне.

-51

И если в наш летний поход с другой стороны, пустыня в прямом смысле цвела, и в ней практически не было места, где бы среди песков не росли хвойные деревья с травой и грибами, то в октябре с этой стороны она выглядела совсем по-другому.

-52

Взбираемся на самый высокий бархан.

-53
-54

И перед нами открывается красивейший вид на горы.

-55

И в этот раз его не скрывали тучи с туманами, как было летом.

-56
-57

Красота!

-58
-59

Мои товарищи взбираются на бархан.

-60

С бархана мы взлетели на дроне в поисках места крушения вертолёта, ради которого добирались сюда в этот раз, но даже зная точные координаты, с воздуха мы так и не нашли его обломки.

-61

В итоге они остались на бархане, а я один пошёл к месту на поиски.

-62
-63

Преодолевая бархан за барханом.

-64

Кстати пока мы шли, мы несколько раз видели самолёты, приземляющиеся и вылетающие из Старой Чары.

-65
-66

Вот уже показался лесок, который служил ориентиром на карте, рядом с которым и расположено место крушения.

-67

И вот я на месте.

-68

Где лежали первые обломки лопастей вертолёта.

-69

Что интересно, в интернете вообще нет абсолютно никакой информации о том, что это был за вертолёт и когда он потерпел крушение.

-70

Даже на авиапоиске.

-71

Есть лишь упоминание от блоггеров, что это был вертолёт Ми-8.

-72

Зато есть множество информации о разбившемся 2 февраля 1988 г. в нескольких км от пустыни на самом хребте вертолёте Ми-4А.

-73

К слову, как раз Ми-4 здесь в основном и летали, но что упало здесь мы выяснить так и не смогли, хотя искали информацию больше месяца.

-74
-75

Неподалёку лежали другие обломки.

-76

И даже остатки хвостовой балки.

-77
-78
-79
-80
-81

На которой осталась часть номера, который ничего не дал в поисках.

-82

Остальные же обломки за прошедшие десятилетия видимо растащили местные на металл.

-83

Ещё немного видов.

-84
-85

А ещё рядом расположена древняя триангуляционная вышка.

-86

Стоит она практически по центру пустыни.

-87

И построена ещё во времена существовавшего рядом с пустыней лагеря системы ГуЛаг.

-88

Вот такой поход у нас получился в этот раз. Напоследок хотелось бы сказать, что в холодное время года попасть сюда никаких сложностей нет, в отличие от лета, когда путь в одну сторону у нас занял гораздо больше времени, чем весь осенний поход туда и обратно, но зимняя и летняя пустыня сильно отличается как визуально, так и по ощущениям, поэтому если вы хотите прочувствовать её по настоящему, то советуем посетить её также в разное время года.

Ну а на этом всё.

-89

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912

Спасибо за просмотр и до новых встреч.

Пустыни
5091 интересуется