Сегодня мы снова прогуляемся по знаменитой и труднодоступной, самой северной и самой неправильной пустыне Чарские Пески на севере Забайкальского края, о летнем путешествии в которую мы уже писали пару лет назад. В этот же раз мы сходили туда совсем другим маршрутом в холодное время года с целью найти обломки разбившегося вертолёта.
На дворе конец октября. Как и в прошлый раз, мы сворачиваем с федеральной трассы, идущей вдоль Транссибирской магистрали у города Сковородино и едем в сторону Байкало-Амурской магистрали в столицу БАМ-а - город Тынду.
Там мы как и в прошлый раз оставляем машину на стоянке у вокзала, и пересаживаемся на поезд Тында-Кисловодск, который едет через Новую Чару.
Пол дня пути, купленные у проводницы брелоки паровозов, несколько стаканов чая в подстаканниках...
И промежуточные станции.
Кувыкта.
Хорогочи.
Ларба.
Лопча.
Юктали.
Хани.
Икабья.
И вот мы снова в Новой Чаре дожидаемся рассвета на вокзале.
Кстати в этот раз мы обратили внимание на форму вокзала в виде юрты, построенного Казахстаном - БАМ-у. Этот силуэт является настоящим символом посёлка и встречается в узорах повсеместно.
Внутри есть тематическое резное пано.
А на полу второго этажа есть небольшой фрагмент карты БАМ-а.
С рассветом около семи утра мы выдвигаемся в путь.
Снова удивляемся тому, что у местного вокзала стоит памятник-тепловоз 2ТЭ10М, а не паровоз, как на 99% вокзалов.
Причём мы снова пошли по маршруту напрямую через реку Чара, которую в прошлый раз не смогли перейти и нам пришлось объезжать пустыню до Старой Чары, а уже от туда заходить в пустыню.
В этот раз мы пошли немного по другой дороге, вдоль которой валялись кабины различных грузовиков и тракторов.
А также остатки автобусов.
И вот мы снова у реки Чара, на берегу которой всё также лежала покосившаяся баня, принесённая наводнением два года назад незадолго до нашего прошлого приезда.
На удивление уже в конце октября река оказалась замёрзшей с хорошим прочным льдом и мы спокойно смогли её перейти.
За ней в сторону мари уходила довольно удобная дорога и мы были первые в этом году, кто шёл по ней после ледостава.
Постепенно дорога уходила в марь и превращалась в болотоходную. Летом здесь воды выше колена.
И вот мы посреди мари, в которой летом воды местами выше пояса, а где-то и по грудь. Оказавшись здесь мы поняли,что даже если бы мы в прошлый раз смогли пересечь реку с этой стороны пустыни, то дальше мы бы попросту не прошли.
А вдали уже возвышаются горы Кадарского хребта.
Постепенно дорога превратилась в глубокое, но хорошо замёрзшее озеро.
Что интересно, пока мы ехали на поезде, мы пересекали множество рек и ни одна из них не была замёрзшей, а здесь прочный толстый лёд.
Марь снова начинает превращаться в дорогу и уже показались барханы пустыни, возвышающиеся над пролеском.
И тут посреди болота мы встретили этот знак.
Ну вот мы и добрались до песков, где сразу у дороги устроено место для отдыха.
Со столом, мангалом и кострищем.
И даже туалетом.
И начинается пустыня, которая выглядит совсем не так, как летом.
Для тех, кто не читал статью про наш летний поход, повторим, что же вообще такое эти Чарские пески:
Они представляют собой урочище, наполненное песком и расположенное в Чарской котловине в предгорьях хребта Кодар Каларского района Забайкальского края.
Чарские Пески образовались в процессе схода с Кодарского хребта древнего ледника, перегородившего реку и образовав наполненную водой чашу в долине. Но в результате потепления климата, спустя несколько тысяч лет ледник растаял. Вода ушла и оставила в напоминание о когда-то существовавшем здесь древнем озере песчаные барханы, возвышающиеся над марью на несколько десятков метров, под которыми глубже мерзлотного слоя всё ещё залегает крупное Среднесакуканское месторождение подземных вод, выходящих из песков и собственно питающих окружающую пустыню марь.
Причём сама пустыня, ограниченная с севера Кодарским хребтом, а с юга Удоканским и Каларским хребтами, имеет совсем крохотные размеры всего 4 на 9 километров.
В 2010 г. Чарские пески включены в список Семи чудес Забайкалья.
А мы идём к самому большому бархану в пустыне.
И если в наш летний поход с другой стороны, пустыня в прямом смысле цвела, и в ней практически не было места, где бы среди песков не росли хвойные деревья с травой и грибами, то в октябре с этой стороны она выглядела совсем по-другому.
Взбираемся на самый высокий бархан.
И перед нами открывается красивейший вид на горы.
И в этот раз его не скрывали тучи с туманами, как было летом.
Красота!
Мои товарищи взбираются на бархан.
С бархана мы взлетели на дроне в поисках места крушения вертолёта, ради которого добирались сюда в этот раз, но даже зная точные координаты, с воздуха мы так и не нашли его обломки.
В итоге они остались на бархане, а я один пошёл к месту на поиски.
Преодолевая бархан за барханом.
Кстати пока мы шли, мы несколько раз видели самолёты, приземляющиеся и вылетающие из Старой Чары.
Вот уже показался лесок, который служил ориентиром на карте, рядом с которым и расположено место крушения.
И вот я на месте.
Где лежали первые обломки лопастей вертолёта.
Что интересно, в интернете вообще нет абсолютно никакой информации о том, что это был за вертолёт и когда он потерпел крушение.
Даже на авиапоиске.
Есть лишь упоминание от блоггеров, что это был вертолёт Ми-8.
Зато есть множество информации о разбившемся 2 февраля 1988 г. в нескольких км от пустыни на самом хребте вертолёте Ми-4А.
К слову, как раз Ми-4 здесь в основном и летали, но что упало здесь мы выяснить так и не смогли, хотя искали информацию больше месяца.
Неподалёку лежали другие обломки.
И даже остатки хвостовой балки.
На которой осталась часть номера, который ничего не дал в поисках.
Остальные же обломки за прошедшие десятилетия видимо растащили местные на металл.
Ещё немного видов.
А ещё рядом расположена древняя триангуляционная вышка.
Стоит она практически по центру пустыни.
И построена ещё во времена существовавшего рядом с пустыней лагеря системы ГуЛаг.
Вот такой поход у нас получился в этот раз. Напоследок хотелось бы сказать, что в холодное время года попасть сюда никаких сложностей нет, в отличие от лета, когда путь в одну сторону у нас занял гораздо больше времени, чем весь осенний поход туда и обратно, но зимняя и летняя пустыня сильно отличается как визуально, так и по ощущениям, поэтому если вы хотите прочувствовать её по настоящему, то советуем посетить её также в разное время года.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.