Сегодня мы расскажем про знаменитые и труднодоступные Чарские Пески на севере Забайкальского края, также известные как самая северная и самая неправильная пустыня, куда мы не могли добраться долгое время. В этот раз всё снова было против нас, но мы всё таки туда добрались, правда с большими сложностями, а как это происходило мы опишем в этой статье.
На протяжении последних двух лет мы уже не раз пытались попасть в Чару, но эта суровая Дальневосточная микропустыня среди высоких гор и топких марей никак не хотела пускать нас к себе. Причины срыва поездок туда были совсем разные и всегда не зависели от нас, прямо будто какое-то проклятие преследовало. В этот раз снова всё не заладилось с самого начала, природа будто постоянно давала понять, что снова нам ничего не светит.
Изначально наш план заключался в том, что на обратном пути после поездки с моторной лодкой на Байкал, мы по федеральной трассе Чита-Хабаровск доезжаем до Сковородино, где соединяются Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали.
От туда поворачиваем на Тынду и по грунтовому автодублёру БАМ-а добираемся до Новой Чары 650 км со средней скоростью 40 км/ч.
Вот только пока мы были на Байкале, в тех краях прошло сильное наводнение и по автодублёру от Тынды мы смогли проехать меньше сотни километров до Хорогочи.
Где мы собственно и узнали от разумно посоветовавших нам поезд рабочих о том, что дальше на трассе смыло мосты и мы зря надеемся на что-то. До кучи МЧС стало каждые пол дня присылать информацию о дождях и ночных заморозках.
Но сдаваться мы конечно не собирались.
Выяснили, что в Чару почти каждый день ходит поезд Тында-Кисловодск, о существовании которого мы даже не подозревали, а знали только про железнодорожный маршрут через Иркутск с пересадкой в Тайшете, который идёт в Новую чару несколько дней, огибая Байкал с севера.
А тут вот оказывается на два региона ближе есть удобный поезд.
Недолго думая оставляем машину с лодкой на парковке железнодорожного вокзала г. Тынды и уже с утра едем в поезде по БАМ-у.
Прибываем в Новую Чару, где уже несколько дней шёл практически непрекращающийся дождь. Сразу задумались о уровне воды на предстоящем броде, тем более что только недавно спало наводнение.
Как вы знаете, мы много путешествуем по разным городам России и практически везде у жд вокзалов стоят памятники паровозам, но в Новой Чаре нас удивил тепловоз 2ТЭ10М.
Прибыли мы на вокзал ночью.
На нём же и скоротали время до рассвета.
Не смотря на то, что в интернете, все кто был на песках, описывают маршрут к ним от Старой Чары, которая расположена на северо-востоке от пустыни, мы решили всё же пробовать заходить с Новой Чары с юга.
До брода через реку Чара добираемся за час ходу. Ещё недавно всё это была река.
Которая принесла на берег баню с одного из дачных участков выше по течению. В ней мы укрылись от вновь начавшегося дождя, перекусили и стали думать что делать дальше.
Сунулись в ледяную воду, в середине по грудь.
В знак издевательства рядом на берегу у дачных участков стояло две припаркованных лодки. Одна кстати как у нас, что мы оставили в Тынде.
Но за несколько часов на хозяев этих лодок нам выйти так и не удалось, чтобы попросить перевезти нас.
Ну и ладно, собрали из найденных на берегу досок плот.
Уложили рюкзаки и по грудь в брод потащили. Течение здесь очень сильное и вода очень холодная.
Но как оказалось это было зря, ведь на том берегу за прибрежной рёвкой начиналась четырёхкилометровая марь, наполненная водой, не ушедшей после наводнения.
Идти там был не вариант и пришлось возвращаться на вокзал.
Но не сдаваться же опять, будучи в нескольких километрах от цели. Дожидаемся местного автобуса и едем в Старую Чару.
Пол часа на автобусе и вот мы уже подходим к пескам с другой стороны.
У разбитой затопленной дороги нас встретил информационный щит.
Отсюда нам предстоит всего лишь пять километров пути к заветной цели.
И эти пять километров будут самые сложные для нас за последние пару лет, хотя где мы только не бывали.
Мы выходим к броду через реку Средний Сакукан, которая вместе с рекой Чара окружает пески кольцом воды.
Брод на благо был мелководным, но шёл дождь и вода тихонько снова шла на подъём.
А на таких вездеходах туда возят туристов, которые готовы платить деньги за комфорт.
Но зато мы не готовы и идём на ту сторону.
Где нас ждал самый сложный участок пути.
Это двухкилометровая марь с топями, в среднем наполненная водой по колено.
Вездеходная дорога с колыхающейся под ногами кочкой в грязи, под которой веет холодом вечная мерзлота.
Всего пара километров пути, а постоянно проваливаясь и отбиваясь от полчищ комаров мы шли будто вечность.
И вот, когда уже начало вечереть, мы добрались до окраин первых барханов.
Теперь давайте проясним что же всё таки такое эти Чарские Пески.
Находятся они в Каларском районе Забайкальского края и представляют собой наполненное песком урочище в предгорьях хребта Кодар в Чарской котловине.
Считается, что появились они благодаря сходу древнего ледника с Кодарского хребта, который перегородил реку, образовав чашу в долине, которая со временем наполнилась водой, а спустя несколько тысяч лет в результате потепления климата, ледник растаял и вода ушла, оставив в напоминание о озере песчаные барханы.
Сама пустыня совсем крохотная, всего 4 на 9 километров. С севера она ограничена Кодарским хребтом, а с юга Удоканским и Каларским хребтами.
Массив Чарских Песков возвышается на марями и болотами на несколько десятков метров, а под ними глубже мерзлотного слоя залегает крупное Среднесакуканское месторождение подземных вод, выходящих из пустыни в мари.
К слову с 2010 г. Чарские пески были включены в список Семи чудес Забайкалья.
В общем что хочется сказать, видов пустыни в классическом виде вы здесь не увидите.
Почти весь песок в ней покрыт пучками деревьев и травы.
Лично у нас не вышло сделать ни одного кадра без деревьев в нём, как можно увидеть в интернете если загуглить про эти пески.
Уже темнело, мы поймали буквально пятиминутное окно между дождём и быстро слетали на дроне поснимать виды.
Погода и время суток не давали возможности сделать красивые фото, а горы до кучи скрывали тучи.
Назад мы уже не успевали, дождь усиливался, холодало и потому решили переночевать в палатке прямо в песках.
А на рассвете отправились в обратный путь, но за ночь уровень воды в мари и на броде повысился и путь был ещё более сложным, холодным и мокрым, а как итог сильное переохлаждение.
Спустя более недели я пишу этот текст с постоянным кашлем, закутанный в тёплый плед. :)
Даже пустив нас "пустыня" забрала в качестве дани немного здоровья.
А ещё здесь очень много грибов.
И шишки стоят вертикально после падения.
И хоть погода была ужасная, тучи скрывали главный вид, песок не сплошной и вообще всё не так и всё не то, но мы очень хотели здесь побывать.
Побывали и ни о чём не жалеем.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.