Аниме «О движении Земли» (Chi: Chikyu no Undo ni Tsuite) по сэйнэн-манге Уото, выходившей с 2020-го по 2022-й, достигло экватора: запланировано 25 серий, в которые, вероятно, уместят историю целиком. Сюжет разворачивается в Европе XV века и посвящен людям, которые рисковали жизнью, изучая гелиоцентризм, несмотря на преследования церкви. Уото — самый молодой мангака, удостоенный премии Осаму Тэдзуки, а одна из эффектных черт оригинала — неожиданные сюжетные повороты, в том числе связанные с обманкой на счет фигуры протагониста.
Мы очень ждали адаптацию Madhouse («Триган», «Невеста Деймоса»), так что не могли пройти мимо интервью Mantan-web с продюсером студии Цунэнари Ока. Читайте перевод «Покебола с предсказанием» — о важности реплик, четкой структуре и скрупулезном подходе к изображению звездного неба.
◇ Влияние манги — продуманная структура и пронзительные слова
Ока-сан прочитал оригинальную мангу и, как многие, был потрясен сценой из первого тома, где казнят основополагающего, казалось бы, персонажа.
«Тогда я подумал: «Я хочу сделать из этого аниме». История посвящена тому, как гелиоцентрическая теория и символизирующее её ожерелье связаны на протяжении веков. Несмотря на элементы многофигурной драмы, я всё же задался вопросом: «Кто же главный герой произведения?» В каждом эпизоде есть неожиданные повороты, а структура тщательно продумана, включая финал. Я был поражен, как всё это удалось вместить в восемь томов. Меня также восхитило, что каждое слово проникает в сердце — в зависимости от того, как оно подано, прочитано и акцентировано».
«О движении Земли» получила большой отклик:
«Со мной даже впервые за много лет связался однокурсник из колледжа, с которым я никогда не обсуждал аниме, и сказал: «Это было здорово». Думаю, это связано с тем, что многие читали мангу, но я почувствовал, насколько потрясающе это произведение. Это редкая вещь в том числе потому, что главный герой умирает так рано. Мне кажется, каждый — независимо от возраста, гендера или отношения к аниме — почувствует, что это «ошеломляюще интересно».
◇ Режиссура, которая подчеркивает слова
В «…движении Земли» есть много знаменитых реплик, вроде «Неправильный ответ не означает, что он бессмысленный», «Но это также можно назвать «любовью» и «Меняй мир». Ока и его команда особенно старались передать «силу слов» из оригинальной манги. Для этого они выбрали в качестве режиссера Кэнъити Симидзу, который работал над «Паразитом» и «Изо всех сил!».
«Он хорош в работе с композицией, плюс нам очень помог его опыт как режиссера анимации персонажей. В этой истории не так много экшн-сцен с полетами или прыжками, и нам требовалось постановка, которая эффективно демонстрировала бы персонажей и реплики, не используя слишком много кадров. Именно поэтому мы обратились за помощью к Симидзу».
В манге ключевые тирады можно выделить за счет «подачи» текста, но в аниме, существует риск, что акценты будут утрачены, поэтому Симидзу нашел подход, «позволяющий сосредоточиться на этих фразах».
«В сценах с важными репликами мы особо не двигаем персонажей, подчеркивая значимость высказывания за счет продолжительности кадра. Поскольку в оригинале множество диалогов, самым трудным оказалось — сокращать их, чтобы уложиться в хронометраж. Конечно, мы сохраняем фразы, которые категорически нельзя вырезать, но есть и моменты, где нам требовалось пространство. Так что мы вырезаем фрагменты продолжительностью в два-три кадра и прилагаем все усилия, чтобы уместить по максимуму».
◇ Почему звездное небо в аниме такое красивое?
Еще одним важным элементом для аниматоров стало звездное небо. В истории об гелиоцентрической теории оно играет «одну из главных ролей», и в сериале его изобразили особенно красиво. Как для манги, так и для аниме использовано «реальное звездное небо».
«Я слышал, что автор оригинала Уото, рисуя звездное небо, использовал программу, которая показывает актуальное расположение звезд. Поэтому я решил использовать её же для аниме. Это виртуальный планетарий Stellarium, где можно задать дату, время и местоположение. Для сцен, где в манге указано время событий, я использовал программу, чтобы воссоздать звездное небо в районе Восточной Европы, как и в оригинале. В некоторых сценах я отступаю от первоисточника, но в эпизодах, где автор задает конкретную дату, всё выполнено в точности так же».
Ока приложил много усилий при создании звездного неба: «Сначала я думал сделать что-то вроде миниатюрного 3D-сада, чтобы использовать этот небосклон, но арт-директор [Яцутоси Кавай] предложил кое-что получше, чем я даже мог представить. Я решил, что так и сделаем, если это сработает. Художник-постановщик действительно много трудился [над этой задачей]». Звездное небо в аниме такое красивое, вероятно, потому, что соответствует реальности вплоть до координат.
Производственная команда «О движении Земли» работает каждый день, чтобы передать силу слов оригинала, красоту звездного неба и «паузы», которые вовлекают зрителя. Madhouse выпустила множество шедевров помимо этого. Наконец, мы спросили о подходе студии.
«Каждый продюсер — как независимая банда головорезов. В данном случае я сам выбрал проект, решив, что это будет интересно, поэтому и взял на себя продюсерскую ответственность. Отчасти умение работать над произведениями в разных жанрах может быть сильным козырем. Как продюсер я могу пробовать разные вещи. «О движении Земли» — самый необычный проект в плане задач, за которые я когда-либо брался, но, думаю, здорово, что мне удалось попробовать».
- Все переведенные интервью можно прочитать тут
- Поддержите канал, если уже читаете и любите, что там творится