Найти в Дзене
культшпаргалка

Что такое Аллегретто из Седьмой симфонии Бетховена, и в чём его магия

Сила воздействия музыки на человеческое сознание зависит иногда от совершенно непонятных факторов. Бывает - вроде бы, ничего особенного, всё просто, но ты, как заворожённый, слушаешь, и не можешь оторваться. На этом феномене основана популярность многих классических шедевров. Аллегретто (вторая часть) из Седьмой симфонии Бетховена - один из таких случаев. Его магия действует не только на избранных - каких-то особо впечатлительных или музыкально одарённых людей. Даже совершенно далёкий от классики человек хотя бы на время интуитивно покорится силе этой музыки. Кстати: Allegretto - это обозначение темпа, выставленное Бетховеном в партитуре второй части Седьмой симфонии. В системе итальянской музыкальной терминологии, оно означает "оживлённо". Иногда такими обозначениями пользуются вместо названия, если такового нет: Адажиетто Малера, Ларго Генделя и т.д. Так назвал Седьмую симфонию (ля мажор, ор.92) восхищённый Рихард Вагнер. Это самая радостная и жизнеутверждающеая из всех девяти сим
Оглавление
Портрет Людвига ван Бетховена. Литография Э.Демезона.
Портрет Людвига ван Бетховена. Литография Э.Демезона.

Сила воздействия музыки на человеческое сознание зависит иногда от совершенно непонятных факторов. Бывает - вроде бы, ничего особенного, всё просто, но ты, как заворожённый, слушаешь, и не можешь оторваться. На этом феномене основана популярность многих классических шедевров.

Аллегретто (вторая часть) из Седьмой симфонии Бетховена - один из таких случаев. Его магия действует не только на избранных - каких-то особо впечатлительных или музыкально одарённых людей. Даже совершенно далёкий от классики человек хотя бы на время интуитивно покорится силе этой музыки.

Кстати:
Allegretto - это обозначение темпа, выставленное Бетховеном в партитуре второй части Седьмой симфонии. В системе итальянской музыкальной терминологии, оно означает "оживлённо". Иногда такими обозначениями пользуются вместо названия, если такового нет: Адажиетто Малера, Ларго Генделя и т.д.

"Апофеоз танца"

Так назвал Седьмую симфонию (ля мажор, ор.92) восхищённый Рихард Вагнер. Это самая радостная и жизнеутверждающеая из всех девяти симфоний Бетховена. Эйфория здоровой и молодой энергии сияет и бьёт здесь через край, так что один из особенно брюзгливых венских критиков даже высказал предположение: а не был ли автор навеселе, когда её писал?

Бетховен закончил её летом 1812 года.

Бесполезно искать какие-то автобриографические поводы для такой бурной радости в жизни Бетховена. В то время он был не так уж молод по меркам его эпохи (42 года), часто и мучительно болел, состояние его слуха стремительно ухудшалось: собеседникам приходилось говорить очень громко, чтобы Бетховен мог разобрать слова.
К тому же он переживал серьёзную любовную драму, его финансовые дела были как никогда плохи, а в Европе шла тяжёлая кровопролитная война (Наполеон как раз готовил свой поход на Россию).

Возможно, размышления о войне и впечатления этих лет, в том числе, и личные (Бетховену пришлось однажды провести ночь в подвале, пережидая артиллеристский обстрел Вены Наполеоном), отразились в преломлённом виде в музыке Аллегретто.

Бомбардировка Вены французской артиллерией в 1809 году.
Бомбардировка Вены французской артиллерией в 1809 году.

Во всяком случае, на фоне бурной радости в трёх других частях симфонии Аллегретто выглядит как мрачный и величественный сфинкс, явившийся на весёлый праздник.

Представьте себе, что множество мужских голосов очень синхронно и очень тихо, почти шёпотом, сообщают какую-то очень горькую и тяжёлую весть. Примерно так звучит начало Аллегретто, только вместо мужских голосов здесь траурный хор контрабасов, виолончелей и альтов. Ничего уже нельзя исправить. Остаётся только принять беду с мужеством, смирением и достоинством.

Технология магии

Главное средство внушения здесь - элементарная формула повторяющегося ритма, действующий на нас гипнотически, как заклинание.

После Бетховена магическую силу повторяющейся ритмической фигуры кто только не использовал, и чем дальше, тем больше. Вспомните, к примеру, "Хабанеру" Бизе, "Болеро" Равеля, или вот 👇

При этом ритм работает как мотор, так что всё это неостановимо движется, увеличивается в масштабах и прирастает новыми голосами. Так действует магия движения и превращения.

Третий прием, которым Бетховен захватывает наше внимание - это создание сильного эмоционального напряжения между суровым, монументальным и пронзительно лирическим, рвущим душу.

Трудно сказать, как Бетховен добился здесь ощущения того, что эта скорбь изливается от лица коллективного - целого народа или даже человечества. Это общее дыхание и сердцебиение огромной массы людей, к которой мы тоже мысленно подключаемся, производит совершенно неповторимое впечатление.

Но и это не всё. Еще один секрет притягательности Аллегретто заключается в том, что из начальной ситуации неизбежности Бетховен открывает нам путь к свету. Всё развитие музыки ведёт если не к преодолению, то, по крайней мере, к тому, что поможет облегчить человеку его тяжкую ношу - к любви, надежде, чему-то самому драгоценному в глубине сердца.

У Бетховена нет тупиков. Это одна из причин, почему его музыка так нужна людям.

Королевский филармонический оркестр Фландрии, дирижёр Филипп Херревеге.

Триумф и популярность

Седьмая симфония была впервые исполненена 8 декабря 1813 года в зале Венского университета в одном концерте с бетховенским музыкальным "блокбастером", написанным по случаю победы английского генерала Беннигтона - "Битва при Виттории". Конечно, все овации достались этой самой "Битве" с пушечными выстрелами, барабанной дробью, гимнами и другими спецэффектами - вкусы человечества ничуть не изменились за последние двести лет. Об этом сочинении 👇

Но даже этот треск и блеск не смог затмить Аллегретто: публика потребовала повторить его на бис и делала это каждый раз при последующих исполнениях.

Почти сразу же нотные издательства выпустили самые разнообразные переложения Аллегретто для домашнего исполнения: фортепианные (в 2, 4, даже в 8 рук) и ансамблевые. Потом его включили в свой репертуар звёзды концертной эстрады (например, Ференц Лист и Фридрих Калькбреннер) в собственных виртуозных транскрипциях.

Так выглядит фрагмент авторской рукописи Аллегретто.
Так выглядит фрагмент авторской рукописи Аллегретто.

А Франц Шуберт (преданный фанат Бетховена), в 16 лет присутствовавший на премьере Седьмой симфонии, спустя несколько лет "вспомнил" тему её второй части в своих Вариациях для фортепиано в четыре руки (D 813).

Аллегретто повторило судьбу всех популярных классических шедевров, и к настоящему моменту существует в десятках переложений. Его играют гитаристы, флейтисты, струнные, духовые и джазовые ансамбли, поют хором (в СССР была популярна версия на слова Киры Алебасовой "Павшие братья"). Нет числа фильмам, где звучит эта музыка.

Удивительно, что в отличие от многих других "залюбленных" публикой классических шлягеров, Аллегретто мало пострадало от частого употребления. Кажется, оно обладает иммунитетом от заигрывания, волшебной способностью всегда звучать свежо и какждый раз впечатлять и удивлять заново.

🎅Надеюсь, все согласны, что книга по-прежнему лучший подарок. Например, вот эта, частично написанная по материалам Культшпаргалки, с нарядным Бетховеном на обложке: 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки" (издательство АСТ).

-4

СПАСИБО🌺 за лайки, репосты и комментарии!