В начале ХХ века в музыке произошла смена власти. Лирическую мелодию - царицу романтизма - довольно бесцеремонно потеснил ритм. Мелодия, конечно, не сдалась без боя, но эпохе революций, мировых войн и стремительного научно-технического прогресса всё же больше подошёл саундтрек с чётким ритмом. Недаром человечество в ХХ веке так полюбило джаз, рок, рэп и "Болеро" Равеля.
Прокофьев с его рациональным умом (спорт, шахматы и автомобили были его страстью) понял это одним из первых. Вот шесть фрагментов из его сочинений, которые и сейчас производят сильное впечатление мощью своей ритмической энергии.
1. Токката (1912)
Эта пьеса не просто музыка, а настоящий манифест новых фортепианных звучаний.
Долой мистику фортепианного туше, педальных наплывов и поэтических грёз! Даёшь конструктивизм, энергию механической силы и эйфорию скорости! В конце концов, фортепиано - ударный инструмент.
"Чертовски остроумно, колко, энергично и характерно. ... Не могу удержаться от вопля восторга!" - написал Николай Мясковский (композитор и друг Прокофьева) по поводу этой пьесы.
Действительно остроумно, если учесть, что эта футуристическая музыка полностью, до мелочей, соответствует духу и форме баховской токкаты. Прокофьев чтил традиционные структуры.
Юджа Ванг в своём типичном концертном наряде и с пуленепробиваемой техникой:
⭐ Мини, блёстки и другое из репертуара Юджи Ванг
2. "Чужбог и пляска нечисти" из "Скифской сюиты" (1914)
После шумного парижского скандала с балетом Стравинского "Весна священная" Сергей Дягилев, отлично понимавший, что такое пиар, решил двигаться в том же направлении. Он заказал балет на похожую (языческую) тему молодому Прокофьеву.
Но результат (балет "Ала и Лоллий") его не устроил, и композитору пришлось переработать музыку в симфоническую сюиту. Она получила называние "Скифской".
Во второй части, где страшный Чужбог (этого "иностранного" бога придумал автор балетного либретто Сергей Городецкий) со своей армией нечисти идёт в наступление на скифов, Прокофьев не пожалел литавр и барабанов.
Уже на репетициях были пострадавшие.
"Я заставил Cass'y [барабаны] и литавры начинать елико возможно сильнее, те разъярились и закатили такой грохот, что их сосед, второй тромбонист, бледный, вскочил и закричал: "Я уйду!... Я уйду!... Я не могу выносить такого треску!" (из дневника Прокофьева).
На премьере ударник "разъярился" ещё пуще, и вошёл в такой раж, что порвал кожу на литаврах. А шокированный Глазунов демонстративно покинул зал.
Впоследствии "Чужбог и пляска нечисти" была в большом почёте у просвещённых рокеров. Её обработку сделали Emerson, Lake & Palmer, а Metallica только что выпустила новый альбом (S&M2), где они играют эту часть с симфоническим оркестром Сан-Франциско, да ещё с предварительной лекцией о Прокофьеве.
Здесь эта музыка звучит в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Прокофьев - его любимый композитор.
3. "Тревога" из музыки к спектаклю "Египетские ночи" (1935)
У Пушкина есть незаконченная повесть под таким названием. Александр Таиров - режиссёр Московского камерного театра - поставил спектакль по мотивам этого сочинения, присоединив к нему "Цезаря и Клеопарту" Бернарда Шоу и "Антония и Клеопатру" Шекспира. Клеопатру играла Алиса Коонен. Музыку к нему написал Прокофьев.
⭐Пять произведений классической музыки , которые объяснят вам, что такое Время
"Тревога" - это не самый известный фрагмент из его музыки, но он интересен тем, что кроме ударных инструментов в нём ничего нет. Только ритм.
4. "Ледовое побоище" из кантаты "Александр Невский"
Кантата "Александр Невский" - это великолепный продукт вторичной переработки музыки Прокофьева к одноимённому фильму Сергея Эйзенштейна.
В пятой части Прокофьев разворачивает батальное полотно - картину битвы крестоносцев и войска Александра Невского на Чудском озере.
Эту музыку нужно обязательно слушать живьём и видеть своими глазами, никакая запись не передаст её грандиозного акустического эффекта. А ударная группа в оркестре - это отдельное шоу.
Когда после напряжённого ожидания с карканьем воронов начинает мерно сотрясаться лёд под копытами конницы тевтонцев (это с отметки 1.40), а потом раздаётся басовое завывание тубы и хор начинает чеканить латинские псалмы, начинаешь понимать настоящее значение затёртого до дыр комментария на Ютубе: "аж муражки по коже!"
Здесь фрагмент этой части в исполнении оркестра Мариинского театра, дирижёр Валерий Гергиев.
5. Соната №7, третья часть (1943 год)
В первой части этой сонаты звучит бетховенский мотив судьбы. А её финал - знаменитое Precipitato ("стремительно") - это почти ритуальное торжество ритма, движение мощной позитивной силы против Зла и Хаоса.
Соната была написана в военные годы, когда Зло и Хаос имели совершенно конкретный облик.
Алексей Султанов потряс публику исполнением этой сонаты на XI конкурсе имени Чайковского.
6. "Танец рыцарей" из балета "Ромео и Джульетта" (1934 год)
Номер один из всех хитов Прокофьева, известный во всём мире так же, как и "Танец с саблями" Хачатуряна, тоже основан на магии монотонного чеканного ритма.
Кто только не использовал музыку рыцарей в своих целях: футбольные фанаты, авторы компьютерных игр, телевизионных программ и рекламы, не говоря уже о рок группах (The Smiths, Deep Purple, Emerson, Lake & Palmer, Muse) и рэперах.
Этот танец звучит на балу в доме Капулетти, но он гораздо больше, чем танец. Это воплощение непримиримости, на другом конце которой - смерть.
А в тихой середине, где Джульетта танцует с Парисом, Прокофьев создаёт по контрасту совершенно магическое ощущение хрупкой мечты и смутной тревоги.
Поскольку Кировский театр, а вслед за ним и Большой отказались ставить этот балет, Прокофьев сделал из этой музыки три симфонических сюиты. Они исполнялись задолго до советской премьеры балета в 1940 году. Во второй сюите "Танец рыцарей" получил название "Монтекки и Капулетти".
О других популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"
Мой ТГ-канал - https://t.me/kultspargalka_music