Найти в Дзене

Как летучая мышь рыбу погубила

Тяжела доля хищника. Его еда, конечно, не в пример вкуснее и калорийнее, чем у каких-нибудь травоядных, но при этом почему-то имеет привычку возражать против того, чтобы стать едой. И не так уж редко случается, что попытка перекусить выходит хищнику боком — иногда жертве удаётся отбиться и даже убить хищника, иногда какой-нибудь катаклизм застаёт врасплох и убивает обоих, иногда хищник от жадности не рассчитывает силы и просто давится при попытке проглотить жертву. Всё это большая неприятность для хищника. Зато большая удача для палеонтологов, особенно если неприятность становится последней в жизни хищника. Именно такие находки — незадачливый хищник вместе с убившей его жертвой, и помогают учёным надёжно восстановить экологические связи в древних биотопах и меню хищников. Примерно такую находку палеонтологи и сделали в Германии, в карьере на месте древнего озера Мессель возрастом около 50 миллионов лет. Местонахождение вообще весьма богатое, но особенно оно богато рыбами и летучими мыш

Тяжела доля хищника. Его еда, конечно, не в пример вкуснее и калорийнее, чем у каких-нибудь травоядных, но при этом почему-то имеет привычку возражать против того, чтобы стать едой. И не так уж редко случается, что попытка перекусить выходит хищнику боком — иногда жертве удаётся отбиться и даже убить хищника, иногда какой-нибудь катаклизм застаёт врасплох и убивает обоих, иногда хищник от жадности не рассчитывает силы и просто давится при попытке проглотить жертву.

Почти такие же рыбы жили в озере Мессель и 50 миллионов лет назад.
Почти такие же рыбы жили в озере Мессель и 50 миллионов лет назад.

Всё это большая неприятность для хищника. Зато большая удача для палеонтологов, особенно если неприятность становится последней в жизни хищника. Именно такие находки — незадачливый хищник вместе с убившей его жертвой, и помогают учёным надёжно восстановить экологические связи в древних биотопах и меню хищников.

Примерно такую находку палеонтологи и сделали в Германии, в карьере на месте древнего озера Мессель возрастом около 50 миллионов лет. Местонахождение вообще весьма богатое, но особенно оно богато рыбами и летучими мышами. Причём мышами оно богато настолько, что озеро даже заподозрили было в «смертоносности», но потом всё же «реабилитировали».

Впрочем, от современных они всё же заметно отличались.
Впрочем, от современных они всё же заметно отличались.

На этот раз рыбы и летучие мыши нашлись совсем вместе. Точнее, три рыбы и три мыши. Рыбы принадлежали к и поныне здравствующим отрядам — панцирников и амиевых, правда, виды были уже вымершие — соответственно Atractosteus messelensis длиной около 19 сантиметров и два экземпляра Cyclurus kehreri, 20 и 30 сантиметров в длину. Примечательны находки тем, что возле головы каждой из рыб обнаружились остатки летучих мышей Palaeochiropteryx tupaiodon.

Хотя бы тем, что пытались есть летучх мышей. Не всегда успешно.
Хотя бы тем, что пытались есть летучх мышей. Не всегда успешно.

удя по расположению и состоянию окаменелостей, в момент гибели рыбы держали летучих мышей в зубах, причём один из C. kehreri успел свою мышь изрядно пожевать, судя по тому, в каком помятом состоянии она досталась учёным. Судя по всему, рыбы попытались съесть упавших в воду рукокрылых, но пожадничав, запутались в их крыльях и не смогли ни проглотить их, ни избавиться от них. В результате так и плавали с замотанным мышами рылом, пока не погибли от голода.

Лично я такое в рот не взял бы. Но я не древняя рыба и даже не современный китаец.
Лично я такое в рот не взял бы. Но я не древняя рыба и даже не современный китаец.

Учёные давно уже подозревали, что A. messelensis и C. kehreri были весьма неразборчивыми хищниками, пытавшимися съесть вообще всё, что казалось им съедобным и подходящим по размеру. Как выяснилось, регулярно тонувшие в озере летучие мыши в их рацион тоже входили. Рыбы не специализировались именно на летучих мышах — рукокрылые вряд ли были настолько любезны, чтобы постоянно давать возможность ловить себя рыбам, а вот поживиться случайно упавшим в воду зверьком обитателям озера ничто не мешало.

Оно, конечно, данные конкретные рыбы, попытавшись съесть рукокрылых, погибли, но стоит отметить, что именно эти особи были совсем невелики для своих видов и вероятно, просто были молоды и неопытны. Более взрослым же представителям этих видов ничто не мешало есть летучих мышей вполне успешно. Правда, это довольно необычное пищевое поведение — ни современные панцирники, ни современные амии летучих мышей не едят, и вообще, в этом замечены от силы полтора десятка видов современных рыб.