Из серии - "Судебная хроника - 100 лет назад".
Некоторые статьи из той же серии:
В 1924 году в Ленинградском губернском суде слушалось необычное и довольно скандальное дело №4238. в центре которого оказались подпольные публичные дома и посещавшие их известные люди.
Согласно воспоминаниям Л.Е. Белозерской, второй жены М.А. Булгакова, обстоятельства этого дела были положены Михаилом Афанасьевичем в основу сюжета его известной пьесы "Зойкина квартира"(1).
Первые судебные заседания проходили в закрытом режиме, но люди с самого начала осаждали здание суда. Газеты писали:
"Публика хлынула на Фонтанку. С утра здание Губсуда напоминает осажденную крепость. Атакующая здание публика лагерем расположилась вдоль по Фонтанке" (Красная газета, вечерний выпуск).
За несколько месяцев до суда из Москвы пришел циркуляр, предписывавший руководству милиции навести порядок в городе Ленина. В нем отмечалось, что в связи с декриминализацией в УК РСФСР 1922 г. статьи о проституции следует переходить к борьбе с теми, кто содержит притоны(2).
В ходе оперативно-розыскных мероприятий милиция накрыла сразу пять притонов. И основными посетителями этих заведений оказалась довольно "приличная" публика: "и врач, и владелец технической конторы, и заведующий пивной, и пианист, и артист, и юрист"(3).
Один из обнаруженных притонов находился в сердце города - на проспекте 25 Октября (ныне - Невский). Притон работал под вывеской "салона на дому" массажистки Адели Адольфовны Тростянской. Ее муж, Дмитрий Михайлович Тростянский (театральный псевдоним - Дмитрий Голубинский), являлся артистом БДТ, причем - довольно популярным.
На скамье подсудимых оказались - А. Тростянская с мужем, которого в ходе процесса взяли под стражу, и еще несколько человек, в том числе - наиболее известные клиенты притона.
Одним из постоянных посетителей "салона" оказался известный писатель, журналист и сатирик Иосиф Львович Оршер, писавший под псевдонимом Ольдор (О. Л. д'Ор). Он печатался в газетах и журналах «Речь», «Товарищ», «Русское слово», «Утро России», «День», «Сигнал», «Сѣрый волк», «Сатирикон», «Красный ворон», «Красный перец», «Бегемот» и др.
В газетах участников этого судебного процесса именовали "ленинградские маркизы де-Сад", поскольку некоторые притоны были ориентированы на клиентов с садомазохистскими наклонностями.
Как сообщалось в вечернем выпуске "Красной газеты", адвокат Рындзюнский вскрыл корни совершенного преступления:
"В этом котле изуверства и садизма варилась та часть интеллигенции, которая не захотела и не сумела срастись с Великой Революцией. Причину всех этих половых аномалий, этого полового азарта надо искать в той неудовлетворенности, которую испытывает эта часть интеллигенции, не находящая выхода своей энергии в производительном труде на пользу Революции..."
Приговор был вынесен 14 октября 1924 г. Содержательницы притонов (сводницы) получили от полутора до пяти лет тюрьмы. Голубинского и посетителей "салона" суд оправдал. Из числа постоянных клиентов пострадал вначале только Оршер, который был охарактеризован в приговоре "как представитель морально-разложившейся буржуазной интеллигенции", а посему ему запрещалось проживать в Ленинградской и Московской губерниях в течение двух лет.
Иосиф Львович с таким решением суда не смирился и в поисках справедливости отправился в Москву.
Корней Чуковский сделал в своем дневнике запись, что Иосиф Оршер пришел к сестре Ленина, М.И. Ульяновой, и, конфузясь, начал перед ней оправдываться: «Про меня вот говорят, будто я ходил в дом свиданий...». Судя по всему, Мария Ильинична не поняла его. Она ужаснулась: «Товарищ Оршер, мы вам доверяли, а вы ходили на свидания с эсерами и меньшевиками! Стыдитесь!»(4).
Оршер побывал и в других местах и его хлопоты в конце-концов увенчались успехом. Кассационная коллегия Верховного суда РСФСР вникла в содержание его жалобы и подправила решение первой инстанции, отменив запрет на проживание Оршера в Ленинградской и Московской губерниях.
Однако на этом судебная история на окончилась О том, как она развивалась в дальнейшем можно прочесть в декабрьском номере "Еженедельника советской юстиции" № 50.
В разделе постановления Пленума Верховного Суда РСФСР отмечалось, что 6 ноября 1924 г. председатель Верховного суда РСФСР внес в Пленум суда протест, в котором отмечалось, что гражданка Тростянская и др., признанные виновными в "содержании притонов разврата, сводничества и вербовки женщин для проституции" были обоснованно осуждены по статье 171 УК РСФСР к лишению свободы на разные сроки. Вместе с тем, "привлечённые по тому же делу в качестве обвиняемых по статьям 16 и 171-й УК (пособничество указанным преступникам) граждане Иссерлин, Оршер и Хаста были судом оправданы, хотя приговор установил, что они считались в притоне своими людьми и являлись наиболее желательными посетителями по своим денежным ресурсам".
В то же время, как далее отмечалось в протесте, мера социальной защиты в порядке статьи 49 УК РСФСР была применена лишь в отношении Оршера, которому суд воспретил проживать в Ленинградской и Московской губерниях. Кассационная коллегия отменила Оршеру эту меру социальной защиты. В протесте же предлагалось вменить эту меру всем троим, поскольку они являются "социально опасными вследствие связи с преступной средой".
Пленум удовлетворил протест председателя суда, дополнив приговор применением статьи 49 УК РСФСР в отношении Иссерлина, Оршера и Хаста...
И.Л. Оршер в 30-м году издал в Госиздате книгу "Литературный путь дореволюционного журналиста" под псевдонимом "Старый журналист". Он умер в блокадном Ленинграде в феврале 1942 г.
Д.М. Голубинскому пришлось уйти из БДТ. Он уехал на Украину, где в 30-е годы играл в разных театрах, снимался в кино, в 1947 г. стал народным артистом Украины, в 1952-м удостоен Сталинской премии 3-й степени. Умер в 1958 г. Похоронен в Одессе.
(1)По другой версии, прототипом Зои Пельц была Зою Шатова, содержательница салона для интимных встреч, арестованная в Москве весной 1921 г.
(2) Статья 170 предусматривала ответственность за принуждение к занятию проституцией, ст. 171 - за содержание притонов.
(3)Санкт-Петербургские ведомости. 1999. 3–9 апреля. № 60
(4)Чуковский К.И. Дневник, 1901-1929 гг. М., 1991. С. 298.