Найти в Дзене

Лоскутная сказка про Конька-Горбунка

Текстильные истории по мотивам произведения сибирского сказочника путешествуют по планете и объединяют поколения

«За горами, за лесами, за широкими морями…» – кто из нас, выросших на лучших образцах классической литературы, не помнит, откуда эти строки. Вспоминая детские ощущения, и сейчас, при первых словах самой известной сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок», погружаешься в атмосферу волшебства и ожидания чуда.

Эти впечатления остаются с нами на всю жизнь, как и лучшие сказки. Может быть, именно в этом успех проекта «Конек-Горбунок. Лоскутная сказка», ставшего по-настоящему народным.

Уникальные работы собирали со всей России и зарубежья
|| Фото Дениса МОРГУНОВА
Уникальные работы собирали со всей России и зарубежья || Фото Дениса МОРГУНОВА

От Тюмени до Сан-Франциско

Коньку-Горбунку – всенародному любимцу, ставшему одним из символов региона, 190 лет. А в ретро-доме Зулейхи в Тюмени отметили свой первый юбилей – 10 лет народного проекта «Конек-Горбунок». Уже 10 лет, как текстильная история, создаваемая руками мастериц, живет и радует людей. Собрать всех, кто стал частью проекта, вложил в него свое время, силы, творческие порывы, не получилось бы при всем желании – более 300 мастеров трудились, чтобы мы могли увидеть сказку их глазами.

Правда, основные «родительницы» – Анна Глазунова и Зулейха Алишева – в ней на протяжении всех этих лет.

– В проекте – работы со всей России, зарубежья. Основную часть собирали первые два года. Начинал наш квилт-клуб «Сибирская палитра». Затем стали поступать подарки по почте, первый – из Сан-Франциско от Нади Картмалл. Что касается первой выставки, то прошла она в Тобольске, в Колонном зале Дворца наместника. Проект получил благословение митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия, – рассказывает Анна Глазунова.

За 10 лет выставки проводились Москве и Екатеринбурге, Нижневартовске и Ялуторовске, Ишиме и Иркутске. Часть проекта показали в Сан-Франциско, где живет праправнучка Петра Ершова. И вот теперь лоскутные квилты вновь могут увидеть тюменцы.

«Родительницы» лоскутного проекта – Зулейха Алишева и Анна Глазунова
|| Фото Дениса МОРГУНОВА
«Родительницы» лоскутного проекта – Зулейха Алишева и Анна Глазунова || Фото Дениса МОРГУНОВА

35 метров сказки

Гостеприимный дом-музей встречает гостей. И сразу на входе – четыре работы от рукодельниц из Костромы, практически один в один повторяющие кадры любимого мультфильма, ведь ни с кем не спутать лицо царя с носом-картошкой, статную царь-девицу и по-русски милое лицо Ивана.

Кстати, так уж повелось, что Конька изображают со светлой гривой. В книге же четко прописано, каким он был: «черной челкою тряся». Но художники – люди творческие, у них свое видение…

Сразу обращает на себя внимание работа, изображающая рыбу-кит с деревенькой неразумных людишек на спине. Она прилетела с Южного Сахалина. Центральная часть – лоскутная, выполнена по рисункам художников Булатова и Васильева. Верхний и нижний уровень – одновременно орнамент и сюжетная линия.

-3

– Очень часто у этой работы останавливаемся, задаем вопросы, даже устраиваем интерактивные игры, – ищем, сколько там животных, выясняем, что делают девки на губе кита. Пытаемся сосчитать разные оттенки синей ткани в море, – поясняет Анна Глазунова.

Потрясающе проработанные детали долго не позволяют оторвать глаз от картины, но это – только начало. Сейчас проект настолько большой, что авторам совсем непросто управляться с ним – во-первых, работы текстильные, а ткань сама по себе нелегкая. К тому же квилтов столько, что соединенные по высоте 2 метра они составят полотно длиной более 35 метров. Для такого и выставочные площади нужны соответствующие, и сила рабочая – 60 кг панелей перемещать и развешивать.

Жить и радовать

Авторы не ставили задачу показать высокий уровень мастерства участников. Да, здесь есть творения профессионалов с именем в лоскутном мире, но много и таких, кто делает только первые шаги в творчестве, пусть даже в 80 лет.

Разглядывая сюжеты, видишь общие черты – всё потому, что мастерицы часто берут за основу работы художников-иллюстраторов или стоп-кадры мультфильмов.

– На этой сказке выросло не одно поколение. Исполняется 190 лет, но она продолжает жить, радовать. И каждый раз читая произведение, а делаю я это с каждой новой книгой – их в коллекции уже 120, – нахожу что-то новое и интересное, – отмечает Анна Глазунова.

За каждым квилтом – своя история

Открыв двери в маленькую тайную комнату, мы снова оказываемся в сказке, на этот раз – восточной. Тяжелые занавески на окнах, пол-подиум с маленьким столиком, восточные тапки с загнутыми носами. Это шатер Шамаханской царицы. На его стенах расправили крылья жар-птицы – воплощение огня и света. Основное место занимает панно от екатеринбургского клуба и парча, которая редко используется в лоскутном шитье. Здесь они как нельзя более кстати. Рядом – квилт из шерсти от нашего тюменского мастера Альфеи Мухаметовой.

Уникальная работа от Натальи Сидорковой из Казанского района, практически викторианское «крейзи», которое вообще в мире редко кто делает, вызывает уважение к труду мастерицы и гордости за нашу Сибирскую землю.

На лоскутном фоне квилта тюменки Лены Близнюк – вязаные осетры, а муж Елены украсил их авторской керамикой.

-4

Три работы создала Людмила Глазунова.

– Дочь организовала проект, я как мама должна была ее поддержать. Взяла на себя фотографию и регистрацию работ. Мой первый квилт со звездами – тоже здесь. Когда с интересом подходишь, работа легко идет, – уверена Людмила.

В проекте вообще много совместных работ, семейных, есть даже те, в создании которых принимали участие три поколения. Казалось бы, вязаные белые цветы, как салфетки, что любили наши бабушки, но это – особая работа. Мастер переживала, что когда она уйдет из жизни, то они,

связанные еще ее мамой и бабушкой, потеряются, а мотивы забудутся. Теперь этого точно не случится.

– Влилась в коллектив квилт-клуба в 2014 году, когда переехала с Севера. Аппликацией тогда не занималась, но хотелось поучаствовать в проекте. Появилась идея воплотить строчки «…а по зелени цветы несказанной красоты». Вот теперь в общем большом деле есть и моя частичка, – говорит

Гульфия Мирзаянова.

За каждым квилтом – своя история. И пусть панно, присланные из детского сада Армизонского района, можно назвать наивными и простыми, в них особая прелесть и доброта – их делали родители вместе со своими детьми.

Родом из Сибири

На женской половине дома – прялка, традиционные игрушки, швейные машинки, вышитые панно, здесь же – текстильные работы. Особенно хорошо они сочетаются с тюменскими махровыми коврами, разложенными на полу, и образцами урало-сибирской росписи. Всё это наше, родное, присущее Тюменской земле.

– Слышали версию, что сказ о Коньке-Горбунке принадлежит перу Пушкина? Уверена, это неправда. Есть доказательства того, что только Ершов мог написать сказку. Он знал местный фольклор, ведь горбатый конек – это герой народных сказаний сибирских татар. А кипящая вода, куда нужно нырнуть, чтобы омолодиться, – наши термальные источники, – подытоживает руководитель проекта Зулейха Алишева.

Интересно

В будущем году Петру Ершову исполняется 210 лет. В Америке к этой дате выйдет книга про Конька на английском языке. Иллюстрацией к ней станут квилты из самого удивительного и душевного проекта тюменских мастериц.

Ирина Тунгусова

Фото Дениса Моргунова

Шитье
5926 интересуются