Заглянул я тут, дорогие мои друзья, в свежую статистику по автомобильным кредитам в нашей стране. И нашёл довольно занятные данные.
Хочу сегодня выставить их на ваш суд и поговорить о том, зачем россияне вообще берут у банков взаймы на подобных условиях.
Но давайте не будем растекаться мыслью по древу и сразу перейдём к сути.
Во-первых, я сильно удивился данным от финтех-компании «Бизнес-платформа». Её пресс-служба сообщила, что за 11 месяцев текущего года размер платежа по кредиту за автомобиль практически сравнялся между первичным и вторичным рынком.
Однако это не так важно. Гораздо интереснее, что сам размер среднего ежемесячного платежа перевалил за 49 000 рублей в месяц. При средней срочности самого кредита в 56 месяцев. То есть, в 5 лет.
И данная цифра ничего бы не значила, если бы средняя зарплата в стране составляли 400 000 рублей, к примеру. Подумаешь, чуть больше 10%. В целом, любой финансовый аналитик вам скажет, что долги как раз и должны забирать из ежемесячных доходов около 10%. Не более.
Но ведь мы имеем другие данные по средней «получке». Согласно официальным данным в июле средний размер заработной платы по России составил 89 145 рублей. За год она выросла на 15,3%.
Понятное дело, что это та самая средняя температура по больнице. Потому что средняя зарплата у газовиков и нефтяников перешагивает за 200 тысяч рублей. А вот психологи, скажем, одна из самых низкооплачиваемых профессий.
Они получают 42,6 тысяч на брата. Ещё меньше только у дворников, учителей и уборщиков. Разброс от 32 до 42 тысяч.
Вот только не надо кидаться в меня помидорами, если вы учитель или дворник и получаете меньше. Это не мои слова, а данные обнародованной статистики. За что купил, за то и продал.
Лучше пусть нефтяники кинут в меня чёрной икрой, если по факту у них не 200 тысяч с хвостиком, а 300 и более.
Хорошо, шутки в сторону. Давайте бегло прикинем, что у нас получается. Хотя нет, стойте. Нужно добавить ещё одну важную цифру.
Представим себе среднюю семью. Мужа нефтяника с доходом в 213 тысяч (по канону) и жену психолога с зарплатой в 42 тысячи. Итого выходит больше 250 000 рублей.
И если так было бы у большинства семей, то платёж за машину в размере 49 000 рублей не выглядел бы чем-то ужасающим. Да, уже не 10%, но и не половина. Жить можно.
Но я нашёл довольно интересные цифры ещё за 2022 год. Там был подсчитан средний доход на семью, а не просто средняя зарплата у одного. Так вот, пару лет назад у нас в стране средний доход на одну семью составлял 95,9 тысяч рублей.
И это при средней зарплате в 65 338 рублей.
Получается, что с тех пор по официальным данным средняя зарплата на одного работника выросла почти на 27%. Если вы за собой такого не заметили, то ничего не знаю, в третий раз повторю, что опираюсь исключительно на официальные цифры.
Если прикинуть грубо, то и средний доход на одну семью сегодня должен подрасти до 122 000 рублей примерно.
Если так, то выходит, что сегодня семья, которая взяла себе новый или подержанный автомобиль в кредит, отдаёт за него порядка 40% доходов. Мощно, не правда ли? А если человек живёт один и получает ту самую среднюю зарплату в 89 тысяч с копейками, то на обслуживание кредита он тратит больше половины своих доходов.
При этом же нужно учитывать, что в семье могут быть и другие кредиты. Например, платежи по ипотеке. Да ещё и с потребительским кредитом на ремонт своей долгожданной квартиры.
Но и это ещё не всё. Траты на автомобиль — это не только кредит. Это ещё и бензин, ремонт (особенно, если машина с пробегом), плановое ТО, ОСАГО и КАСКО (актуально для кредита).
Да и не кредитами едиными. Есть ведь ещё ЖКХ, продуктовая корзина, одежда, траты на врачей и всё остальное.
Поэтому у меня возникает резонный вопрос.
Зачем брать в кредит машину с платежом под 50 тысяч рублей, если ты не миллионер?
И ведь берут, активно берут. Например, в ноябре даже с учётом того, что рынок кредитования просел на 30% с лишним, всё равно показывает внушительные цифры.
Только за месяц почти 83 000 россияне взяли машину в кредит. И ещё раз сделаю акцент на том, что о все остальные месяцы этого года их было заметно больше. Как никак, падение на треть.
У меня есть только одна версия — низкий уровень финансовой грамотности с маленьким горизонтом планирования.
Иными словами, люди берут кредиты с такими огромными платежами в надежде, что через полгода, год или когда-то ещё у них резко станет больше денег. И они этот кредит закроют.
Каюсь, сам когда-то так думал.
Конечно, здесь надо вычитать тех, кто в конце года или окончании вахты получает одну очень значительную выплату. С которой, этот самый кредит и можно закрыть. Подумаешь, придётся пару месяцев платить по 49 тысяч (средний срок, в который кредит нельзя закрыть по условиям банка).
Да, подаришь банку почти 100 000 рублей. Но не миллион же сверху, если платить весь срок.
Вот только много ли таких людей? Сомневаюсь. Скорее всего, большинство будет платить все 5 лет или почти все.
Что скажете, товарищи? Как вы думаете, зачем россияне берут автокредиты со средним платежом почти в 50 тысяч рублей? Зачем тратят на это половину зарплаты?
Может лучше уж на автобусе, пешком или на старенькой машине, которая есть в семье сейчас?
Как и всегда, своим мнением вы можете поделиться в комментариях к статье ниже.
Советую посмотреть:
Поддержать канал можно оформлением доступа к закрытым материалам. Он стоит меньше бургера в закусочной, но открывает доступ к эксклюзивным статьям.