Найти в Дзене

Е.П. Блаватская об одном пророческом видении. Что это было: астральный "дух" или "высшее эго" наблюдателя

Как известно, Е.П. Блаватской написано много статей, объясняющих "необъяснимое" – то, что объяснять не бралась (и до сих пор не берётся) научная психология, но что при этом существует и даёт о себе знать в разного рода "феноменах". Во времена Е.П. Блаватской явлениями необъяснимой Потусторонней жизни увлеклись сторонники так называемого "спиритизма", или "спиритуализма", проводившие для многих желающих сеансы "связи" с развоплощёнными. В таких сеансах подвизались как практикующие медиумы, так и многочисленные шарлатаны. Вред от таких "опытов" много превышал пользу в виде доказательства "жизни после жизни". Об этом мы говорили в ряде статей (ссылки на них в конце статьи). В одном случае Елена Петровна даже сама вызвала астральную оболочку, изобличив испугавшихся "спиритов-мошенников", которые собирались просто имитировать "сеанс". Е.П. Блаватская, утверждая наполненность Незримости жизнью и сознанием, при этом категорически отвергала подобные опыты, объясняя вред вмешательства в Тонки
Л.Ф. Лагорио "Кавказ" (1869 г.). Фото автора статьи
Л.Ф. Лагорио "Кавказ" (1869 г.). Фото автора статьи

Как известно, Е.П. Блаватской написано много статей, объясняющих "необъяснимое" – то, что объяснять не бралась (и до сих пор не берётся) научная психология, но что при этом существует и даёт о себе знать в разного рода "феноменах". Во времена Е.П. Блаватской явлениями необъяснимой Потусторонней жизни увлеклись сторонники так называемого "спиритизма", или "спиритуализма", проводившие для многих желающих сеансы "связи" с развоплощёнными. В таких сеансах подвизались как практикующие медиумы, так и многочисленные шарлатаны.

Вред от таких "опытов" много превышал пользу в виде доказательства "жизни после жизни". Об этом мы говорили в ряде статей (ссылки на них в конце статьи). В одном случае Елена Петровна даже сама вызвала астральную оболочку, изобличив испугавшихся "спиритов-мошенников", которые собирались просто имитировать "сеанс".

Е.П. Блаватская, утверждая наполненность Незримости жизнью и сознанием, при этом категорически отвергала подобные опыты, объясняя вред вмешательства в Тонкий Мир, и в особенности вред привлечения сброшенных оболочек, бессознательных "отбросов", сброшенной материи, ещё не растворившейся в огне Пространства.

Истинный, восточный спиритуализм (от слова "дух" – "spirit"), в отличие от существовавшей тогда западной "моды" на вызывание так называемых "духов", изучает дух, который бессмертен на земле и в "Небесах", и который, всегда пребывая на Плане Духовном, не имеет непосредственного контакта с физическим Планом. Изучение этой реальности, Духовного Мира и духовной жизни человека на земле и в мирах Незримых, требует знания и труда по одухотворению всей жизни.

Труды Е.П. Блаватской наполнены знаниями о строении человека и Вселенной, и объяснениями закономерностей, находящихся в основе непрестанного изменения, в котором пребывает человек и Космос, причём, в этом непрестанном Обмене "постоянным" является только Несказумое Абсолютное, Начало Начал.

То, что называется "духом" человека, – тоже часть непрестанного Движения, изменения. Но План, где явлены Духовные Силы и духовная бессмертная "часть" человека, "основа" бытия и сознания, основа всех сменяющихся "обликов" – "личностей", соответствует наиболее высокому Плану Действительности, наиболее близкому к тому, что называется Реальностью.

Среди многообразия феноменов, когда в физическом мире "обнаруживается" явление или действие неких сверхфизических сил или энергий, есть множество "разнопорядковых" по смыслу и сущности.

К примеру, сброшенная оболочка ушедшего человека – низшее тонкое тело, бессознательное, – может стать "добычей" тёмной сущности, которая может выдать себя за кого угодно. Также астральное "видение" легко создаётся сильным медиумом при помощи своей выделяющейся эктоплазмы, которая в таких случаях становится "материей" для формирования образов, "материализаций", основы которых – образы, представления, находящиеся в сознаниях участников таких "сеансов".

Среди множества подобных бессмысленных и вредоносных явлений (вредных тем, что привлекается к физическому плану и укрепляется то, что должно быть переработано Природой, а не действовать отравляюще на психическую энергию человечества) встречаются редкие случаи, которые не связаны с Астралом, хотя и принимаются за "Астральные видения".

В таких случаях надо обратиться к знанию о строении человека и особенностях работы сознания воплощённого, в чём частично преуспела физиология. Один из таких редких случаев, который был принят за необычное Потустороннее "Посещение", ссылается Е.П. Блаватская в своей статье "Астральный Пророк".

В статье повествуется о факте из жизни великого русского военачальника 19-го века, генерала А.П. Ермолова, прославленного во многих сражениях, включая Бородинскую битву. Факт описан близким другом Ермолова, удостоверен его старшим сыном, с которым была лично знакома Е.П. Блаватская и её семья во времена их жизни в Тифлисе.

Друг этот при прощании с генералом Ермоловым был очень расстроен предстоящей разлукой, и в ответ на высказанные чувства услышал от генерала необычное признание, когда тот уверил, что это не последняя их встреча, так как он знает точную дату своего ухода.

На последовавшее удивление друга, Ермолов показал сделанную своей рукой запись, где были отмечены все наиболее значительные события его жизни с датами и указана точная дата смерти (которая в точности потом совпала: год, месяц и день).

Генерал признался другу, что много лет назад имел "видение", о котором никогда до сей минуты никому не рассказывал. Ермолов был человеком здравомыслящим, доверял только логике и фактам и не имел никаких необычных восприятий, за исключением описанного им события.

Будучи молодым подполковником, Ермолов оказался по делу в небольшом городе. Однажды, поздно ночью, он сидел за столом, ведя записи. В момент, когда ему казалось, что задремал, он увидел перед собой фигуру человека, одетого, как простолюдин. Незнакомец велел взять перо и писать, и продиктовал события и даты, которые Ермолов занёс на листок бумаги.

Затем незнакомец исчез; а поскольку пройти в кабинет он мог только через комнату, в которой в этот момент находились писарь и адъютант, то Ермолов, придя в себя, бросился с расспросами к ним. Но, как выяснилось, ни один, ни другой никого не видели, причём, единственная входная дверь была закрыта на задвижку.

Генерал, опасаясь, что его сочтут подверженным галлюцинациям, никогда и никому не говорил об этом. И поведал только другу, за более чем год до смерти, показав страницу с записями, сделанными под диктовку тогда, и все события и даты в точности совпадали с произошедшими в последующие многие годы.

Что же это было? – Е.П. Блаватская объясняет это явление отнюдь не так, как это сделали бы многие её современники спиритуалисты. "Видение" было не астральным духом, якобы посетившим генерала (с чего бы это ему делать). Но всё произошедшее действительно факт.

"Дух", явившийся "перед взором", был дух самого Ермолова, его высшее сознание, "высшее эго" – то, для чего нет времени, но есть "бесконечно длящееся Настоящее". О высшем сознании Е.П. Блаватская говорит здесь следующее:

"…божественное всеведение присуще его собственной природе и сфере его действий, для индивидуального бессмертного эго в вечности не существует ни Прошлого, ни Будущего, а только одно бесконечно длящееся Настоящее. …вся жизнь личности, которую одушевляет эго, от рождения до смерти, должна быть столь же ясно видна высшему эго, как она невидима и скрыта от его ограниченного зрения, которое имеет его временная и смертная форма…" (Е.П. Блаватская. Из статьи "Астральный Пророк").

Задумчивость и сильная усталость стали причиной особого сонного состояния, в некотором роде сомнамбулического. Рука продолжила писать.

"Когда личность внезапно становится восприимчивой к присутствию своего высшего Эго, тогда спящий человек автоматически подпадает под влияние индивидуальности, и тотчас рука, которая в течение нескольких часов до этого была занята писанием, механически возобновляет свою работу. При пробуждении личности кажется, что документ, лежащий перед ней, написан под диктовку посетителя, чей голос она слышала, тогда как на самом деле это была просто запись наиболее глубоких внутренних мыслей (или, скажем, знания) её собственного божественного "эго", пророческого в силу всеведения "духа". "Голос" последнего был просто трансляцией в момент пробуждения, посредством памяти, ментального знания относительно жизни смертного человека, переданного низшему сознанию от высшего" (там же).

Сведения, "проступившие" из высшего эго, сквозь пассивность физического сознания, обрели некий собирательный "образ": в силу своей работы в этом городе, Ермолов общался преимущественно с простыми людьми. Именно так и "выглядел" "незнакомец".

Тут Е.П. Блаватская "отправляет" читателя к данным психофизиологии, отмечая, что наука подтверждает, что сознание облекает в привычные формы получаемые впечатления, это явление ассоциаций, сильных и мгновенных фантазий.

Так, высшее я, "осветившее" сознание личности генерала Ермолова, стало источником его необычного знания.

Е.П. Блаватская призывает для квалификации подобных случаев обращаться к здравому смыслу и знаниям "философов и посвящённых" (то есть Великих Учителей человечества),

"глубоко знакомых с тайнами внутреннего эго, вместо того, чтобы возлагать ответственность на действия "духов умерших", побуждения которых нельзя объяснить никаким разумным способом" (Е.П. Блаватская. Из статьи "Астральный Пророк").

Авторы статьи Гореликова М.В., Василевский А.В.