Найти в Дзене

Е.П. Блаватская об отличии теософии от спиритуалистических теорий и о необходимости научного изучения феноменов

Фото автора
Фото автора

Читая работы Е.П. Блаватской, можно не только вдохновляться глубиной знания, широтой эрудиции, художественной яркостью стиля, но и удивляться тому, насколько актуальны её публицистические тексты. Создаётся впечатление, что яркие, полемические статьи об отличии практического оккультизма от теософии, теософии от западного спиритуализма, написаны не полтора века назад, а сегодня.

Говоря об особенности научного мира: выказывать приверженность к фактам, и в то же время отвергать нахождения науки древних великих народов, требовать, гордиться "объективностью", и демонстрировать предвзятость, игнорируя множество фактов, относящихся к тонким силам Природы, – Елена Петровна будто бы полемизирует с современным приверженцем так называемого "точного знания":

"Наш век так же жаден к созданию новых идолов, как и к ниспровержению старых богов; он так же готов оказать радушное гостеприимство новым идеям, как и в высшей степени бесцеремонно изгнать теории, которые сегодня кажутся исчерпавшими себя. Эти новые идеи могут быть столь же глупы, как молочный суп с солёными огурцами, и так же нежелательны для большинства, как муха в церковном вине. Однако, если они исходят из какого-нибудь научного ума, признанного "авторитета", то этого достаточно, чтобы фанатики науки приветствовали их с распростёртыми объятиями" (Е.П. Блаватская. Из статьи "Сила предубеждения").

Далее в этой же статье Елена Петровна замечает, что на самом деле люди гонятся за "новым", "за модою", а вовсе не за знаниями. И потому "новые" идеи, захватывающие умы, это вовсе не истины, но всё те же "увлечения", научные, или религиозные.

Люди гонятся якобы за "фактами", но "одобрены" будут только такие факты, которые будут соответствовать предубеждениям и предвзятым мнениям. Так говорится в статье Елены Петровны, и создаётся впечатление, что эти замечания адресованы современному человечеству.

Конечно же, за прошедшие полтора века с тех пор, как Е.П. Блаватская опубликовала свои главные труды, произошли немалые изменения в мировоззрении. Учение "Агни-Йога", в продолжение Просвещения о Незримом бытии, озарило многие умы глубокими знаниями, открыло многие "очи духа" к Свету, исходящему из Космической Беспредельности. Но при этом предубеждение науки против познания того, что "не вмещается" в законы физической материи, кажется, осталось всё тем же. И так же, как и во времена Е.П. Блаватской, наука отрицает бесчисленные факты о многообразии форм жизни Незримой.

Но обратим внимание на ещё один важный аспект знания, один из тех, который, ничуть не более понятен множеству интересующихся Незримостью, чем во времена написания статей Е.П. Блаватской, разоблачающих невежество тогдашних спиритуалистов. Кто такие спиритуалисты времён Е.П. Блаватской? И почему, говоря о вреде таких занятий, Елена Петровна обращает внимание на опыт спиритуализма при доказательстве существования жизни Незримой?

Мы уже рассказывали об одном интереснейшем случае, когда Е.П. Блаватская, разоблачив медиумов-обманщиков (имитировавших вызывание духов), сама провела "за них" этот сеанс, чем повергла в ужас самих "медиумов".

Цель деятельности Е.П. Блаватской в этом направлении была двоякая: с одной стороны, доказать бытие в Незримости, но с другой стороны, при помощи Знаний Великих Учителей, которые разрешено было открыть, объяснить недопустимость привлечения "отбросов" из низшего Тонкого Плана, Астрала (сброшенных оболочек).

Есть ещё важный момент, который разъясняла Е.П. Блаватская. Феномены, которыми очень были увлечены её современники, являли смешение разноплановых энергий и сил.

Сейчас ненамного больше просвещённости о том, чем практический оккультизм отличается от познания Незримости. Почему познание Тонкого и Высшего Мира – это наука, а внедрение в область многочисленных сил Незримой Природы – это оккультизм, недопустимый, поскольку влечёт тяжёлые последствия для всякого, кто станет этим заниматься.

Е.П. Блаватская обращает внимание интересующихся "феноменами", что существует множество сил, малых жизней, бессознательных в определённом смысле. Именно посредством этих сил совершается ряд феноменов.

"Древние знали и классифицировали другие сверх-телесные существа, способные перемещать предметы, переносить тела медиумов по воздуху… и руководящие сенситивами, когда они говорили на разных языках, рисовали картины и играли на незнакомых музыкальных инструментах. И не только знали их, но и показывали, как человеку контролировать эти невидимые силы и совершать чудеса по своей воле…" (Е.П. Блаватская. "Дрейф западного спиритуализма").

Познание Тонкого Мира, его законов, строения, материи и её особенностей – это необходимая человеку наука. Но волевое воздействие на тончайшие силы Природы недопустимо, и даже малые шаги в этом направлении могут явиться роковыми.

"Это опасное и ужасное дело… …опасное как для нашей нравственности, так и для нашей физической природы" (там же).

Таким образом, ни теософия, изучающая опыт и науку Древних относительно устроения Бытия и человека, и провозглашающая идеал братства человечества на основе Единого Божественного Истока жизни и сознания, ни Учение Великих Учителей о Космосе и человеке, от Истоков до далёких перспектив Эволюции Макро- и микрокосмоса, не являются оккультизмом. Как не является оккультизмом, добавим, и Учение Агни-Йоги, дающее основы для изучения Единой Энергии Бытия, явленной в каждом проявлении жизни зримой и Незримой, в биологической клетке, и в Атоме – человеческом и Космическом.

Е.П. Блаватская утверждала, что факты о явлениях Незримости можно изучать, объединяя методы психологии, филологии, истории и философии.

"…наши современные явления являются лишь повторением того, что видели, изучали и постигали в прошедшие эпохи. …западный спиритуализм можно понять лишь благодаря созданию науки сравнительной психологии…" (Е.П. Блаватская. "Дрейф западного спиритуализма").

Гореликова М.В.

Благодарим за внимание!