Найти в Дзене
AMV-boat

Алюминиевая лодка. Новый проект.) Часть 5. CARENE поможет!!! Говорим про проектирование надводной части корпуса - бортов.

В прошлой статье мы поговорили про днище, как наиболее сложный для проектирования объект. От днища зависит, как будет вести себя наша лодка на воде в движении, насколько комфортно будет движение по волне или сможет ли лодка достичь тех скоростных показателей, которых мы хотим добиться. Но лодка состоит не только из днища. Важную роль играет и то как будут спроектированы борта. От этого зависит обитаемость нашей лодки, т.е. насколько комфортно нам будет житься внутри этой лодки. Вот об проектировании бортов и будет сегодняшний разговор.) Не буду придумывать другой формы рассказа отличной от прошлой - картинка и пояснение под ней. Ну все, поехали.) 1. Нажимаем кнопку "Planks" - панели. 2. Выскакивает вот такая панелька. Ну вот теперь начинаем переводить столбики: 1. "Height aft", "Height at B max", "Height fwd" - Высота кормы, Высота наибольшей полушироты, Высота носа - Эти данные заносятся в метрах, т.к. вообще все данные в этой программе заносятся в метрах. Этот параметр считается от л
Проектик моторной лодки. Визуализация в АвтоКАДе.
Проектик моторной лодки. Визуализация в АвтоКАДе.

В прошлой статье мы поговорили про днище, как наиболее сложный для проектирования объект. От днища зависит, как будет вести себя наша лодка на воде в движении, насколько комфортно будет движение по волне или сможет ли лодка достичь тех скоростных показателей, которых мы хотим добиться. Но лодка состоит не только из днища. Важную роль играет и то как будут спроектированы борта. От этого зависит обитаемость нашей лодки, т.е. насколько комфортно нам будет житься внутри этой лодки. Вот об проектировании бортов и будет сегодняшний разговор.)

Не буду придумывать другой формы рассказа отличной от прошлой - картинка и пояснение под ней. Ну все, поехали.)

1. Нажимаем кнопку "Planks" - панели.

Кнопка "панели" или "обшивка" ну или в нашем случае "бортовые панели"
Кнопка "панели" или "обшивка" ну или в нашем случае "бортовые панели"

2. Выскакивает вот такая панелька.

Панель для добавления бортовых планок.
Панель для добавления бортовых планок.

Ну вот теперь начинаем переводить столбики:

1. "Height aft", "Height at B max", "Height fwd" - Высота кормы, Высота наибольшей полушироты, Высота носа - Эти данные заносятся в метрах, т.к. вообще все данные в этой программе заносятся в метрах. Этот параметр считается от линии скулы.

Высоты точек для задания борта.
Высоты точек для задания борта.

2. "Plank incl (deg/horizontal) - Угол установки (градусы от горизонтали) - это параметр задания угла установки бортовых панелей. Отсчет в градусах от горизонтали, что впрочем странно на мой взгляд, почему от горизонтали? Ну ладно, так сделали. Главная проблема, как и в проектировании днища заключается в том, что не возможно сделать переменное кручение, т.е. угол установки бортов будет постоянным на всем протяжении корпуса лодки. Очень хочется в носу угол увеличить для уменьшения забрызгивания, но сделать это в этой программе не возможно.

На картинке я задал только 2 боротовые планки, но их можно увеличить до 5 шт.
На картинке я задал только 2 боротовые планки, но их можно увеличить до 5 шт.

3. "Shear line", "Transom turn", "Bow turn" - Линия среза, Поворот транцевой части, Поворот носовой части - где Линия среза показывает сколько бортовых планок мы будем использовать. Поворот транцевой или носовой части - будет ли завал борта или срез будет вертикальный. Все станет понятно, когда вы поиграетесь с этими показателями. В данном случае я показал, что срез делается по второй панели и она должна иметь соответствующий угол завала.

Лодка сформирована. Осталось поперечный набор изобразить.
Лодка сформирована. Осталось поперечный набор изобразить.

4. "Draw station" - Положение шпангоутов или шаг шпации. В данном окошке задается положение шпангоута относительно начала координат - от кормы. Шаг установки шпангоутов задается исходя из очень многих параметров. Например для своей фанерной весельной лодочки я задал всего 3 шпангоута - для формирования задней банки, мидельшпангоут и носовой шпангоут. Вам же придется самим выбирать какое количество шпангоутов вам потребуется.

В данном случае шаг шпации выбран в 0,5 м.
В данном случае шаг шпации выбран в 0,5 м.

5. "Develop" - Развертки - после нажатия этой кнопки вы получите внешний вид разверток, которые получаются после введения всех параметров, про которые мы с вами говорили в предыдущих частях моего рассказа.

Развертки - цель всего того что мы делали.
Развертки - цель всего того что мы делали.

Вот пожалуй и все, что может сделать данная программулина - она имеет ряд ограничений, но если ваш жизненный опыт лежит совсем уж в стороне от инженерного дела, а построить лодку хочется, то пожалуй для первого раза вполне себе нормальный результат может получится.

Теперь же нам надо как-то вывести данные, которые мы получили. А то картинка то интересная, а что с ней делать не очень понятно.

Вывод данных можно осуществить в двух форматах - текстовый или DWG-формат.

Текстовый формат представляет из себя координаты точек по которым строятся развертки:

Пример формы записи.
Пример формы записи.
Координаты точек по которым можно построить кривые
Координаты точек по которым можно построить кривые
координаты точек для построения развертки днищевой части корпуса.
координаты точек для построения развертки днищевой части корпуса.

Этот метод построения хорош для тех у кого нет доступа к САПРу типа АвтоКАДа, Компаса и прочего. Построение осуществляется сразу на материале. Это правда требует от лодкостроителя внимательности и вдумчивого отношения к делу. Иначе можно накосячить.

И второй метод - формирование файлов для работы в САПРе. Я использовал именно этот метод. Получал развертки, дорабатывал их под свои требования, а потом выводил на широкоформатный принтер - плоттер. Получается вот что-то типа этого:

Примерная раскладка деталей на листе АМГ5М
Примерная раскладка деталей на листе АМГ5М
Раскладка деталей стапеля для вывода чертежа на плоттер.
Раскладка деталей стапеля для вывода чертежа на плоттер.

Вот так примерно происходит проектирование лодки в программе CARENE. Еще раз предупреждаю - эта программа хороша лишь тем, что строит очень корректные выкройки. Во всем остальном она очень ограничена, но тем не менее позволяет получить неплохой результат.

На этом обзор CARENE я завершаю. Если возникли вопросы пишите в комментарии - я отвечаю на ваши сообщения. Не всегда это бывает оперативно, но я стараюсь давать обратную связь.

Подписывайтесь на канал, а в следующей статье мы начнем разбор другой популярной в среде лодкостроителей программы FreeSHIP.

Ссылка на предыдущую часть рассказа: https://dzen.ru/a/ZzhwNTperGResKHH

Ссылка на следующую часть рассказа: https://dzen.ru/a/Z44fYcYYM0uhHmj7