В прошлой статье мы поговорили про днище, как наиболее сложный для проектирования объект. От днища зависит, как будет вести себя наша лодка на воде в движении, насколько комфортно будет движение по волне или сможет ли лодка достичь тех скоростных показателей, которых мы хотим добиться. Но лодка состоит не только из днища. Важную роль играет и то как будут спроектированы борта. От этого зависит обитаемость нашей лодки, т.е. насколько комфортно нам будет житься внутри этой лодки. Вот об проектировании бортов и будет сегодняшний разговор.)
Не буду придумывать другой формы рассказа отличной от прошлой - картинка и пояснение под ней. Ну все, поехали.)
1. Нажимаем кнопку "Planks" - панели.
2. Выскакивает вот такая панелька.
Ну вот теперь начинаем переводить столбики:
1. "Height aft", "Height at B max", "Height fwd" - Высота кормы, Высота наибольшей полушироты, Высота носа - Эти данные заносятся в метрах, т.к. вообще все данные в этой программе заносятся в метрах. Этот параметр считается от линии скулы.
2. "Plank incl (deg/horizontal) - Угол установки (градусы от горизонтали) - это параметр задания угла установки бортовых панелей. Отсчет в градусах от горизонтали, что впрочем странно на мой взгляд, почему от горизонтали? Ну ладно, так сделали. Главная проблема, как и в проектировании днища заключается в том, что не возможно сделать переменное кручение, т.е. угол установки бортов будет постоянным на всем протяжении корпуса лодки. Очень хочется в носу угол увеличить для уменьшения забрызгивания, но сделать это в этой программе не возможно.
3. "Shear line", "Transom turn", "Bow turn" - Линия среза, Поворот транцевой части, Поворот носовой части - где Линия среза показывает сколько бортовых планок мы будем использовать. Поворот транцевой или носовой части - будет ли завал борта или срез будет вертикальный. Все станет понятно, когда вы поиграетесь с этими показателями. В данном случае я показал, что срез делается по второй панели и она должна иметь соответствующий угол завала.
4. "Draw station" - Положение шпангоутов или шаг шпации. В данном окошке задается положение шпангоута относительно начала координат - от кормы. Шаг установки шпангоутов задается исходя из очень многих параметров. Например для своей фанерной весельной лодочки я задал всего 3 шпангоута - для формирования задней банки, мидельшпангоут и носовой шпангоут. Вам же придется самим выбирать какое количество шпангоутов вам потребуется.
5. "Develop" - Развертки - после нажатия этой кнопки вы получите внешний вид разверток, которые получаются после введения всех параметров, про которые мы с вами говорили в предыдущих частях моего рассказа.
Вот пожалуй и все, что может сделать данная программулина - она имеет ряд ограничений, но если ваш жизненный опыт лежит совсем уж в стороне от инженерного дела, а построить лодку хочется, то пожалуй для первого раза вполне себе нормальный результат может получится.
Теперь же нам надо как-то вывести данные, которые мы получили. А то картинка то интересная, а что с ней делать не очень понятно.
Вывод данных можно осуществить в двух форматах - текстовый или DWG-формат.
Текстовый формат представляет из себя координаты точек по которым строятся развертки:
Этот метод построения хорош для тех у кого нет доступа к САПРу типа АвтоКАДа, Компаса и прочего. Построение осуществляется сразу на материале. Это правда требует от лодкостроителя внимательности и вдумчивого отношения к делу. Иначе можно накосячить.
И второй метод - формирование файлов для работы в САПРе. Я использовал именно этот метод. Получал развертки, дорабатывал их под свои требования, а потом выводил на широкоформатный принтер - плоттер. Получается вот что-то типа этого:
Вот так примерно происходит проектирование лодки в программе CARENE. Еще раз предупреждаю - эта программа хороша лишь тем, что строит очень корректные выкройки. Во всем остальном она очень ограничена, но тем не менее позволяет получить неплохой результат.
На этом обзор CARENE я завершаю. Если возникли вопросы пишите в комментарии - я отвечаю на ваши сообщения. Не всегда это бывает оперативно, но я стараюсь давать обратную связь.
Подписывайтесь на канал, а в следующей статье мы начнем разбор другой популярной в среде лодкостроителей программы FreeSHIP.
Ссылка на предыдущую часть рассказа: https://dzen.ru/a/ZzhwNTperGResKHH
Ссылка на следующую часть рассказа: https://dzen.ru/a/Z44fYcYYM0uhHmj7