Найти в Дзене
AMV-boat

Алюминиевая лодка. Новый проект.) Часть 4. CARENE поможет? Говорим про проектирование днищевой части корпуса.

Ну вот так и живем - кругом век цифровизации, а толком проект сварганить мало кто может. Вернее могут многие - инженеров то у нас хоть и не достаток, но вполне себе много. А что делать человеку далекому от проектирования? Вот на этот то вопрос мы и будем пробовать дать ответ. В прошлой статье я вам рассказал про две программы по проектированию обводов лодки. Одна простенькая - CARENE и вторая посложнее - FreeShip. Но начинать то надо от простого. Вот сегодня и постараемся поговорить про Carene. Сама программа служит для проектирования граненых корпусов. Она умеет работать только с объектами разворачивающимися на плоскость. Ну, а нам того только и надо. Но как я уже говорил в прошлой статье эта программа имеет целый ряд существенных недостатков. Но она имеет и очень большое преимущество - выкройки полученные с ее помощью будут правильные, т.е. реально это развертки поверхностей на плоскость. Вот такую картинку мы с вами увидим при запуске программы. Как видим программа позволяет проекти
Проволочная моделька лодки. Фалик DXF. Визуализация в АвтоКАДе.
Проволочная моделька лодки. Фалик DXF. Визуализация в АвтоКАДе.

Ну вот так и живем - кругом век цифровизации, а толком проект сварганить мало кто может. Вернее могут многие - инженеров то у нас хоть и не достаток, но вполне себе много. А что делать человеку далекому от проектирования? Вот на этот то вопрос мы и будем пробовать дать ответ.

В прошлой статье я вам рассказал про две программы по проектированию обводов лодки. Одна простенькая - CARENE и вторая посложнее - FreeShip. Но начинать то надо от простого. Вот сегодня и постараемся поговорить про Carene.

Сама программа служит для проектирования граненых корпусов. Она умеет работать только с объектами разворачивающимися на плоскость. Ну, а нам того только и надо. Но как я уже говорил в прошлой статье эта программа имеет целый ряд существенных недостатков. Но она имеет и очень большое преимущество - выкройки полученные с ее помощью будут правильные, т.е. реально это развертки поверхностей на плоскость.

Изображение, которое вы увидите при запуске программы не внося изменений.
Изображение, которое вы увидите при запуске программы не внося изменений.

Вот такую картинку мы с вами увидим при запуске программы. Как видим программа позволяет проектировать граненые обводы лодки. Программа позволяет создать до пяти поясов. На чертеже мы с вами видим 4 пояса.

Нам же с вами понадобится не более двух поясов. И вот как мы будем поступать:

1. Нажимаем кнопку "Bottom" в левом нижнем углу

Кнопка "Днище"
Кнопка "Днище"

2. Выскакивает окно с параметрами днища:

Параметры днища.
Параметры днища.

По порядку кнопок:

1. "Length stern-stem LWL" - Длинна подводной части днища. Задается в метрах. В данном случае длинна задана как 6 метров. Но это длина именно днища. Общая наибольшая длинна лодки будет больше. Длину днищевой части задайте немного меньше, чем вы планируете делать лодку целиком. Если наибольшая длина вашей лодки будет 4 метра, то для начала задайте параметр 3,5 м., а дальше отредактируете после того, как зададите угол развала бортов.

Параметр задающий длину днищевой части
Параметр задающий длину днищевой части

2. "Position of max beam" - Положение максимальной ширины. Тоже задается в метрах. Отсчет идет от кормы. В данном случае мы видим как максимальная ширина задана как 3 метра. Положение этой точки программа высчитывет как-то сама, т.е. вы можете задать какое-то значение, но программа сама подставит правильное значение близкое к тому, которое вы зададите. Нужно поиграться цифрами и все станет понятно.

Параметр задающий координтау максимальной ширины днища от транца
Параметр задающий координтау максимальной ширины днища от транца

3. "Half max beam" - Максимальная полуширота. Этим параметром вы задаете половину максимальной ширины вашей лодки. К примеру на рисунке есть цифра 0,95, т.е максимальная ширина вашей лодки будет задана как 1,9 м. Но хочу подчеркнуть, что пока мы все данные задаем для днища!!! Максимальная реальна ширина лодки будет больше, если вы конечно не зададите развал бортов в 90 градусов, но об этом чуть позже.

Параметр задания максималной ширины днища
Параметр задания максималной ширины днища

4. "Half width forward" - Половина ширины носового транца. Если мы не хотим делать носовой транец, который будет ниже ватерлинии, то наш параметр "0". Для понимания задаете какую-нибудь другую цифру отличную от нуля и вам все станет ясно.

Параметр задачи ширины носового транца, если вы его захотите сделать.
Параметр задачи ширины носового транца, если вы его захотите сделать.

5. "Half width afterward" - Полуширота кормового транца. Кому как, а для меня кормовой транец должен быть той же длины, что и максимальная ширина днища. Но это как кому нравится и вообще для каких целей проектируется лодка. Тоже рекомендую поиграть с этим параметром, впрочем как и со всеми остальными параметрами.

Параметр задающий ширину кормового транца.
Параметр задающий ширину кормового транца.

6. "Power of X forward (2-4)" - Полнота носовых обводов (я не смог более точно перевести этот параметр). Этот параметр задается цифрой от 2-х до 4-х. Нужно поиграть им, но как и в других случаях окончательно этот параметр будет задан после "установки" бортов.

Парметр задания "полноты" обводов носовой части днища
Парметр задания "полноты" обводов носовой части днища

7. "Power of X aft (2-4)" - Полнота кормовой части лодки. Параметр задающий обводы лодки если ширина транца отлична от максимальной ширины днищевой части. Если ширина транца одинаковая с максимальной шириной этот параметр не будет менять обводы днища.

Парметр задания "полноты" обводов кормовой части днища
Парметр задания "полноты" обводов кормовой части днища

Пожалуй с параметрами характеризующими координаты X-Y мы закончили. Теперь займемся координатами X-Z. Поговорим про углы.))

8. "Height forward" - Высота передней части скулы. Параметр задающий высоту скулы относительно начала координат. Задается в метрах. Я так думаю нет необходимости говорить про то, что этот параметр окончательно задается вместе с бортами.

Параметр задающий высоту носовой части скулы относительно начала координат
Параметр задающий высоту носовой части скулы относительно начала координат

9. "Height afterward" - Высота задней части скулы. Этот параметр позволяет задать высоту скулы около транца. Если мы проектируем лодку с глиссирующими обводами, то этот параметр скорее всего будет равен нулю. Позднее я дам примерные цифры по всем параметрам для того, чтобы примерно представлять себе зависимость внешнего вида лодки от всех этих параметров.

Параметр задающий высоту задней части скулы.
Параметр задающий высоту задней части скулы.

10. "Aft S shape" - S-образность задней части скулы. Этим параметром задается кривизна задней части днища, если например нужно сделать выход винтовой группы или просто для уменьшения волнового сопротивления лодки при водоизмещающем режиме движения.

Параметр характеризующий S-образность задней части днища
Параметр характеризующий S-образность задней части днища

11. "Forward S shape" - S-образность передней части скулы. Параметр задающий форму скулы передней части лодки. Может изменяться в широких пределах. Правда все должно быть в меру.)) Приведенный рисунок далек от реальности. Это просто пример, чтобы было видно какая часть скулы меняет свою форму.

Параметр характеризующий S-образность передней части днища
Параметр характеризующий S-образность передней части днища

12. "Deadrise (deg/horisontal)" - Килеватость (угол). Параметр задающий килеватость днища или по другому угол килеватости днища. Чем больше угол килеватости тем более мощный мотор потребуется, но мореходность при этом увеличивается. Тут конечно широкое поле для творчества. Уж очень этот параметр сложен для выбора.))

Параметр задающий угол килеватости регулярной части днища - задней части днища.
Параметр задающий угол килеватости регулярной части днища - задней части днища.

13. "Keel advance angle" - Угол наполнения киля. Параметр задающий угол всхода на волну. К сожалению программа имеет ряд ограничений связанных скорее всего с математикой заложенной в программу, но сделать крученые обводы днища не получится. Для более менее приемлемой всхожести на волну данный параметр предполагаю лежит от 35 до 50-55 градусов. На рисунке указан параметр в 45 градусов, что позволяет нарисовать более или менее вменяемые обводы.

Параметр задающий угол всхода на волну.
Параметр задающий угол всхода на волну.

14-15. "Stem/Transom incl." - Угол установки транцев переднего, если предусмотрен, и заднего в градусах отклонения от вертикали.

Угол установки транцев переднего, если предусмотрен, и заднего
Угол установки транцев переднего, если предусмотрен, и заднего

Вот так пожалуй выглядит процесс проектирования днища лодки. Дальнейшее описание пожалуй продолжу в следующих статьях, а то и так уже мало кто до конца дочитает, уж больно муторно для простого чтения получилось.

Да, если кто сможет поправить мой перевод пунктов буду только признателен ибо мой английский очень уж посредственен.

На этом прощаюсь до следующей части моего рассказа про Carene. В следущей части поговорим о проектировании борта и если рассказ получится не сильно громоздким, то коснемся формата вывода данных.

Предыдущая часть рассказа: https://dzen.ru/a/ZynOxIgebhLlBD63

Следующая часть рассказа: https://dzen.ru/a/Z2F6tAZZ0GENQeND