Как известно, Михаил Белякович три года вынашивал идею постановки "Мертвых душ" в Театре на Юго-Западе. И вот, наконец, 14 и 15 декабря состоялась премьера.
По словам режиссера, жанр спектакля - мистический триллер. И, действительно, спектакль получился устрашающий, но в тоже время дающий надежду на искупление и прощение.
Инсценировку Михаил писал вместе с Павлом Сурковым, писателем и публицистом. В тексте много вставок из других произведений Гоголя, есть и совершенно оригинальный текст, сочиненный соавторами сценария.
И все же в основе - "Мертвые души", просто сильно искаженные, рассмотренные сквозь увеличительное стекло нашего времени. Мир погряз во грехе, люди забыли о простых понятиях чести, достоинства, взаимопомощи, любви. Ими правит страсть к наживе и к дешевым удовольствиям. Они попросту забыли о душе. Поэтому души их умерли еще при жизни.
Пять помещиков олицетворяют пять грехов, которые делают их похожими на животных, а не на людей. Чичиков посещает каждого, и каждый платит высокую цену за свои грехи. Всех их Павел Иванович умерщвляет.
Ноздрев (Антон Белов) - крыса, плут каких свет не видывал. Карты завладели его умом настолько, что, кажется, он уже немного не в себе. Проигравшись на балу у губернатора, он чуть ли не сходит с ума, мечтая отыграться. Блестяще удается Антону передать эту мучительную и губительную страсть, пожирающую его изнутри, буквально разрывающую его на части.
Собакевич (Максим Гигенин) - в другом составе эту роль будет играть Алексей Матошин - форменная свинья. Он ругает общество последними словами, клеймит просвещение, всех вокруг называет мерзавцами и только и делает, что хвастается. Какое у него роскошное имение и какая изумительная банька. Вот в этой самой баньке он и задохнется от собственной важности, утонув в клубах пара.
Манилов (Андрей Кудзин) - змея, погрязшая в разврате. Разврат опутывает его с головы до ног. Он уже не различает лиц тех женщин, которых соблазняет, судьбы их его не волнуют нисколько. Кто-то даже гибнет из-за него. Андрей блестяще вживается в образ обольстительной "змеи" ("Майский день, именины сердца"), человека изворотливого, лживого, очень глупого и насквозь пустого. Чичиков выкупает и его грешную душу.
Андрея Санникова не узнать в роли Плюшкина - это древний старик, с длинной бородой, превратившийся в крысу. Перемещается он преимущественно по полу, постоянно бубнит себе что-то под нос, тяжко вздыхает и все пересчитывает и пересчитывает в уме свои накопления, параллельно клеймя тех, кто посмел попросить у него денег. И вот так над златом своим он и чахнет...
Фото: А. Шнайдер
Наконец, Коробочка (Ксения Ефремова) - квакающая жаба, - заперлась в своих четырех стенах и света белого не видит. Это совершенно фантастическая роль Ксении - она не просто перевоплощается в лягушку, она всем свои нутром демонстрирует зрителю мерзость, убогость и никчемность своей жизни. Говорит она каким-то утробным голосом, мимикой показывает, как тяжело ей дышать, ходить и думать. Надо сказать, что она единственная из помещиков, кто сожалеет о загубленной своей душе. Ее монолог о том, какой могла бы быть ее жизнь, не подчинись она воле мужа-тирана, вызывает слезы и боль. Но и ей уготована печальная участь.
Наконец, сам Чичиков (Антон Багиров) - самый неоднозначный и двойственный образ. Явившись в город N за скупкой мертвых душ, он кажется поначалу своего рода Мефистофелем, который не просто провоцирует людей на откровения, но и предлагает им выкупить их души. Его лицо не выражает никаких эмоций, он знает, что делает и зачем. Он очищает этот город от грехов. А в помощниках у него Селифан, его слуга (Артур Хачатрян).
Селифан откровенно страдает от вида всех тех бесчинств и непотребств, что творят люди. Он искренне хочет, чтобы мир стал лучше, чище и добрее. И в итоге уходит от мирских дел, прощается с хозяином и идет отмаливать чужие грехи.
Да и сам Чичиков из темного ангела становится светлым, проповедует любовь, свет и единодушие.
Город же, в который приехал Чичиков, населен целым скопом "мертвых душ", помимо помещиков. Эти персонажи представляют роскошный кордебалет (хореограф и режиссер по пластике Артур Ощепков) - с одной стороны, и мелкую кишащую свору - с другой. Не понятно, живы они или мертвы, а их лица разделены гримом на две части - светлую и темную.
В основе сценографии (Михаил Белякович) - большой поворотный круг, колесо сансары, музыкальная шкатулка, колесо времени, которое неумолимо идет вперед и остановить его никому не под силу. Бег по кругу, как в мышеловке, - пожалуй, вот тот самый приговор нашему обществу, которое доносит до зрителя режиссер. И если этот бег вовремя не остановить...
Сам режиссер выступает в роли Губернатора - блестящая миниатюра Михаила Беляковича, тонкая, изящная работа.
"Мертвые души" - это, конечно, Гоголь, хотя сюжет поэмы изменен, с его мистическими мотивами, с его инфернальными подтекстами, с его юмором и великолепным мастерством создания характеров. И как сказал сам режиссер после двух премьерных показов, надеемся, будут "Мертвые души 2".