Новичок не может быть максимально продуктивным, даже если ему очень хочется. Сначала сотруднику нужно втянуться в работу и привыкнуть к коллективу — то есть, адаптироваться.
Встраивание в новую компанию — это гораздо больше, чем выделение рабочего места и добавление в чат-болталку.
Рассказываем, что входит в процесс адаптации. Весь массив знаний и навыков, которые могут понадобиться новичку, мы разделили на четыре блока.
1. Общий блок
Общий блок — самый большой. Он нужен всем: и бухгалтерам, и айтишникам, и менеджерам по продажам, и эйчарам. На базовом этапе важно поприветствовать новичка как часть команды, раскрыть ему цели и миссию компании. Каждый сотрудник должен понимать, какие задачи ставит перед собой организация и какими средствами их достигает.
Чек-лист
- Представление нового сотрудника коллективу
- Постановка и фиксация целей
- Знакомство с правилами, регламентами и политикой компании
- Знакомство или приветственное слово от главы организации
- Welcome book
- Приветственный подарочный набор
- Информация о последующих блоках адаптации
- Книги или фильмы о компании
- Регулярные встречи один на один с куратором в течение испытательного срока
- Подведение итогов при окончании испытательного срока
Общий блок один для всех: корпоративные стандарты для IT и HR-департаментов не должны отличаться. Каждого сотрудника знакомят с регламентами, добавляют в чаты, дарят приветственный набор.
2. Для улучшения
Новички не всегда работают на максимум — это нормально. Чтобы понять, насколько хорошо они адаптируются, онбординг и работу HR-блока нужно постоянно анализировать. Только так получится совершенствовать процесс.
Чек-лист
- Самообучающиеся чат-боты
- Автоматизация назначений
- Оценка статистики по адаптации
- Аналитика по текучести на испытательном сроке и в первый год работы
- Аналитика по стоимости адаптации
- Аналитика по удовлетворенности процессом
- Оценка скорости выхода на среднюю эффективность
На основе данных получится сделать выводы и идти дальше.
3. Для обучения по специальностям
Чтобы сотрудник показал максимум эффективности, ему нужно не только вникать в процессы, но и учиться.
Чек-лист
- Полное погружение в процессы и нюансы работы
- Наставник или куратор
- Формирование траектории профессионального обучение
- Вебинары, лекции, курсы и так далее
- Адаптационные треки
- Система тестирования и оценки полученных знаний
Здесь помогут сформированная траектория развития и наставничество.
4. Для вовлечения
Чтобы пришедший в команду человек чувствовал себя комфортно, важно интегрировать его в коллектив.
Чек-лист
- Оповещение о новом сотруднике и представление коллективу
- Включение во внутрикомандную геймификацию
- Добавление в клубы по интересам, чаты-болталки
- Качественная коммуникация в компании
Способы, перечисленные в чек-листе, взаимодополняют друг друга. Их стоит использовать последовательно.
Что еще важно знать
Процессы адаптации нужно постоянно совершенствовать и обновлять — только так они останутся эффективными. Можно составлять карту пути сотрудника или использовать другие удобные инструменты. Обязательно собирать обратную связь: благодаря фидбэку вы поймете, что работает, а от чего давно пора отказаться.
Чем больше сотрудников в компании нанимают на конкретную роль, тем важнее улучшение адаптации. Качество персонала на массовых позициях сильно влияет на результаты организации. А текучка кадров — это дорого. Адаптация помогает сотрудникам выйти на максимум своей эффективности и оптимизирует затраты на персонал.
Чем заняться в первую очередь: разработка адаптационных треков
Чтобы успешно интегрировать работников в компанию, сначала надо выстроить процесс адаптации. Вот как сформировать действенный трек.
- Доверить создание контента руководителю. Адаптировать — задача не только HR-департамента. Задача эйчара — помощь с инструментами. Содержание должен обеспечить руководитель отдела.
- Привлекать амбассадоров предприятия. В компании есть те, кто готов делиться опытом и заражать своим энтузиазмом. Таких людей стоит подключать к процессу в качестве менторов и наставников.
- Автоматизировать все. Или большую часть того, что можно автоматизировать: например, настроить чат-боты и постепенное открытие адаптационных материалов, добавление в чаты. Это экономит силы и время. Современные технологии позволяют настроить все быстро и легко.
- Организовать встречи новичков с руководством. Разговоры с начальством помогают получить обратную связь, быстро решить возникшие вопросы и получить поддержку.
Хорошо выстроенный процесс адаптации полезен для компании: он ускоряет выход сотрудника на максимальную продуктивность, уменьшает текучку кадров и повышает вовлеченность. Чтобы новички вливались в работу легче, важно сформировать адаптационные треки и все время их актуализировать.
Еще больше о процессах адаптации и управлении персоналом читайте в настольной книге HR. В ней мы собрали кейсы и примеры реальных компаний и фишки HR, которые можно использовать сразу же. Книга доступна бесплатно — запустите Telegram-бот, чтобы скачать!
Статьи на тему онбординга: