Новички часто уходят из компании в первые месяцы — и вовсе не из-за того, что им не хватает знаний. Обычно причина кроется в недостатке адаптации. Новый сотрудник не понимает процессы, задачи, он не знает, что ему делать, и попал в чужой коллектив. Сложности отпугивают даже мотивированных специалистов. А работодатель теряет деньги.
Сегодня разберемся, что такое период адаптации, зачем нужен пребординг и онбординг и во сколько обходится потеря каждого новичка для российской компании.
В подготовке инфографики и материала нам помогли коллеги из HRBOX.
Что такое период адаптации
Это длительный процесс ознакомления сотрудника с компанией, коллективом и обязанностями. Период адаптации гораздо дольше, чем кажется. Принято думать, что на освоение хватит пары месяцев. На самом деле, привыкать к новому месту работы можно до полутора-двух лет.
Но есть проблема: 40% сотрудников начинают поиски очередной компании для трудоустройства уже в первые 12 месяцев. Хотя они еще и к старой не привыкли.
Все потому, что не созданы подходящие условия для адаптации. Сотрудник не прошел полный рабочий цикл, ему не хватает внимания, обратной связи, заботы. Задач много, процессы неясны, непонятно, в каком чате просить помощи. Даже внутренние мемы, которые используют коллеги, и те намекают: ты чужой. Разумеется, так быть не должно: дискомфорт новичка — это потеря продуктивности и денег компании.
Сколько компания теряет, когда увольняется новичок
Ключевая задача HR-департамента — оптимизировать расходы на персонал. Но если сотрудник не прошел испытательный срок и уволился, компания вынуждена снова тратить деньги на поиск и подбор подходящего кандидата.
Адаптация тоже не бесплатная: приветственный набор, обучение и время руководителя, которое тратится на каждого новичка, стоит денег.
Чтобы понять, сколько компания теряет на каждом ушедшем новичке, мы совместно с HR Box составили таблицу. Данные в ней усредненные — замените на свои и получите примерную цифру.
Даже при очень средних значениях — например, зарплате в 40 тысяч — получается, что каждый уволившийся в первый год сотрудник обходится компании минимум в 165 000 рублей.
А ведь есть еще и понятие упущенной выгоды. Рассчитать ее сложно, но можно. Например, если взять среднюю производительность опытного квалифицированного сотрудника в год и сопоставить с показателями новичка в первый месяц труда. Разница между двумя цифрами — упущенная выгода.
Если сотрудник не успел адаптироваться и не вышел на максимальную эффективность, при его увольнении компания теряет больше, чем зарабатывает.
Именно поэтому адаптацию нельзя игнорировать. Она не только полезна для коллектива, но и обходится дешевле, чем постоянный найм.
Пребординг и онбординг как основа адаптации
Чтобы новички влились в коллектив успешно и стали эффективно работать, важно справиться и с пребордингом, и с онбордингом.
Пребординг — это предварительное взаимодействие с сотрудником. Оно начинается, когда кандидат соглашается заключить контракт. Важно не упустить ценное время и сразу показать будущему коллеге, что о нем заботятся: отправить приветственное письмо, помочь с оформлением документов, добавить в рабочие чаты.
Онбординг — сопровождение при погружении в работу, которое включает в себя и знакомство с корпоративной культурой, и четкое регламентирование задач и процессов.
Больше лайфхаков для HR, идеи welcome-пака и другие фишки онбординга подробно описали в настольной книге HR. Запускайте Telegram-бот по ссылке и скачивайте книгу бесплатно!
Увольнение новичка в первый год работы — это финансовые потери для компании. Чтобы сберечь деньги и выстроить слаженный, продуктивный коллектив, важно уделить внимание адаптации. Она начинается с пребординга и продолжается онбордингом. Период адаптации может продолжаться до полутора-двух лет.
Статьи в блоге на тему адаптации и онбординга: