В 1990-ые гг. дети могли получить из телевизора психологические травмы на любой вкус. Выпуски "Криминальной России", отдельные шедевры отечественной анимации и заставка телекомпании "ВИД" не оставляли поколению восьмидесятников ни единого шанса на жизнь без неврозов. Для тех, кто в детстве смотрел "Звёздный час" и "Поле чудес", американские фильмы ужасов так и не стали фильмами ужасов.
Государственный музей искусства народов Востока (ГМВ) - это крупнейший российский музей, который специализируется на предметах материальной культуры Азии. Это кладезь удивительных произведений искусства, а "искусство, как говорил Рене Магритт, пробуждает тайну, без которой мир не существовал бы". (с)
Альбина Владимировна Назимова работала в Музее Востока художником-реставратором станковой живописи, и местные старожилы до сих пор передают из уст в уста прекрасную историю любви образованной женщины с золотыми руками и талантливого журналиста, завоевавшего народное признание.
Именно она предложила Владиславу Листьеву использовать в качестве логотипа один симпатичный предмет из фонда искусства Китая. Однако, директор Музея Востока Владимир Александрович Набатчиков отверг эту идею.
Но от идеи не отказались. Правда, улыбающееся лицо древнего китайца подверглось компьютерной ретуши. С первого появления на экранах оно стало деморализовывать зрителей своим сходством с Борисом Николаевичем Ельциным.
То, что для китаистов является всего-навсего головой с трёхлапой жабой, для широкой публики стало самой стрёмной заставкой в истории российского телевидения.
Повзрослев, многие обнаруживают, что под кроватью находится ровно то, что туда положили, у страха глаза велики, и вообще невозможно бояться того, что стало понятным. Так давайте прольём свет на эту рожу оказию.
В публикациях можно обнаружить атрибуцию, из которой следует, что это скульптурный портрет Го Сяна (пиньинь Guo Xiang) древнекитайского мыслителя и одного из основоположников философского течения сюань-сюэ ("учение о сокровенном"). В своих трудах философ сделал попытку создать синтез двух национальных религий Китая: конфуцианства и даосизма.
Проблема в том, что портретов или сформированной иконографии этого персонажа не существует.
В эпоху Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) гончарное искусство активно развивалось. Небесные кони, собаки, фигурки фантастических животных, музыкантов и танцовщиц - на рубеже тысячелетий эти произведения говорили за целую империю.
Впоследствии ханьские художественные традиции воспроизводились в искусстве династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1912). В наши дни ханьское искусство привлекает огромное внимание и огромные инвестиции на аукционах.
В этот период мастера проявляли интерес к портретному искусству, наделяя свои произведения индивидуальными чертами.
Поэтому с точки зрения традиций ханьского искусства ничего необычного в голове с трёхлапой жабой нет. Жаба эта (пиньинь jin chan, chan chu) символизирует наживание богатства и интересно то, что народная символика возникает из фонетики. На различных диалектах китайского языка слово "жаба" на слух звучит точь-в-точь как слово "деньги".
Если говорить о предполагаемой атрибуции головы, то трёхлапая жаба может сопровождать Лю Хая (пиньинь Liu Haichan) - бога монет, который входит в свиту бога богатства Цайшэня (пиньинь Caishen) в даосской мифологии.
В даосизме высший уровень духовного совершенства выражается в бессмертии. Эта идея подкреплялась многочисленными мифологическими сюжетами и персонажами.
Одним из таких бессмертных является Лю Хай. Согласно народному мифу, он удил жабу в колодце при помощи своего пояса, к которому была привязана монета. Жаба её закусила и Лю Хай вытащил земноводное.
Теоретически жаба может сидеть у Лю Хая на голове, но ни в скульптуре, ни в живописи примеров подобной иконографии обнаружено не было.
Голова с трёхлапой жабой из собрания Музея Востока происходит из коллекции Дмитрия Михайловича Мельникова (1864-1949). Он был коллекционером восточного антиквариата "старой школы".
Это означает, что предметы для своей коллекции он находил непосредственно на местах и увлечение китайской культурой являлось неотъемлемой частью его жизни. Д. М. Мельников жил и работал в чайной компании в г. Ухань, на протяжении десятилетий исследовал искусство Китая, держал руку на пульсе востоковедческих публикаций и каталогов коллекционеров.
Период конца XIX - начала XX вв. был золотым временем для европейских коллекционеров китайского и тибетского искусства. Главным образом из-за того, что Китай допускал вывоз культурных ценностей.
- Во второй половине XX в. эта "лавочка" стала закрываться. В 1982 г. Китай принял закон "Об охране памятников культуры", который запрещал деятельность "чёрных копателей". Поэтому больше никто не мог провальсировать от исторической стоянки с набитыми карманами.
- Также в Закон КНР о таможне были внесены дополнения о контрабанде. Под это понятие подпадает перевоз или пересылка из страны любых произведений старше 50 лет.
- Наконец, в 1997 г. в Уголовном кодексе КНР появилась Статья 151, в соответствии с которой контрабанда культурных ценностей влечёт за собой лишение свободы на срок свыше 5 лет и штраф. Если судья добрый, то штраф и срок до 5 лет.
А ещё для самых алчных есть пожизненное заключение и смертная казнь с конфискацией имущества.
Уникальная эпоха российских, европейских и американских коллекционеров, которые путешествовали по Востоку и привозили культурные ценности, была прервана Второй мировой войной.
В Китае после разгрома Квантунской армии и капитуляции Японии началась гражданская война, поэтому Д. М. Мельников вернулся в Россию и передал своё собрание Музею Востока.
Хранение, реставрация, научная обработка и популяризация - коллекция русского китаиста нашла свой новый дом и более полувека радует посетителей постоянной экспозиции и временных выставок.
В общем, иногда банан - это просто банан.
30 октября Государственный музей искусства народов Востока празднует свой День рождения. В 2023 году ему исполняется 105 лет.
Практически в это же время наши западные соседи празднуют Хэллоуин. Совпадение? Не думаю.
Для ностальгирующих по острым ощущениям детства есть группа пуганых в ВК.
不要害怕任何你必须忍受的事情!
Литература
- Духовная культура Китая. / М. Л. Титаренко, Б. Л. Рифтин, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов, Д. Г. Главева, С. М. Аникеева. Энциклопедия в 5 т. Т. 2: Мифология. Религия. М. : Восточная литература РАН, 2007. C. 516.
- Ежов В. Мифы Древнего Китая. М.: Астрель, АСТ, 2004. С. 224-225.
- Кейдун И. Б., Кладь Е. Б. Некоторые особенности философии раннесредневекового китайского мыслителя го Сяна (по материалам текста "Чжуан-Цзы Чжу") // Вестник АмГУ, выпуск 74. 2016. С. 17-23.
- Ляпустин С. Н., Барей Н. С. Антикварный рынок Китая и роль таможенных органов Китая в борьбе с контрабандой культурных ценностей // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 3(80). С. 89–97.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен