Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Телекомпания "ВИД" представляет: голова с трёхлапой жабой из собрания Музея Востока.

В 1990-ые гг. дети могли получить из телевизора психологические травмы на любой вкус. Выпуски "Криминальной России", отдельные шедевры отечественной анимации и заставка телекомпании "ВИД" не оставляли поколению восьмидесятников ни единого шанса на жизнь без неврозов. Для тех, кто в детстве смотрел "Звёздный час" и "Поле чудес", американские фильмы ужасов так и не стали фильмами ужасов.

На каждого вашего Пеннивайза есть наш ВИD. Источник: https://joyreactor.cc/post/3240969
На каждого вашего Пеннивайза есть наш ВИD. Источник: https://joyreactor.cc/post/3240969

Государственный музей искусства народов Востока (ГМВ) - это крупнейший российский музей, который специализируется на предметах материальной культуры Азии. Это кладезь удивительных произведений искусства, а "искусство, как говорил Рене Магритт, пробуждает тайну, без которой мир не существовал бы". (с)

В. Н. Листьев и А. В. Назимова. Источник: https://www.yaplakal.com/forum2/st/25/topic1829564.html?__cf_chl_tk=sXZ44bj3Kz6tF.YOsNF88vHaFIgkaY5L4VQ87L_v1aw-1649178911-0-gaNycGzNCP0
В. Н. Листьев и А. В. Назимова. Источник: https://www.yaplakal.com/forum2/st/25/topic1829564.html?__cf_chl_tk=sXZ44bj3Kz6tF.YOsNF88vHaFIgkaY5L4VQ87L_v1aw-1649178911-0-gaNycGzNCP0

Альбина Владимировна Назимова работала в Музее Востока художником-реставратором станковой живописи, и местные старожилы до сих пор передают из уст в уста прекрасную историю любви образованной женщины с золотыми руками и талантливого журналиста, завоевавшего народное признание.

Именно она предложила Владиславу Листьеву использовать в качестве логотипа один симпатичный предмет из фонда искусства Китая. Однако, директор Музея Востока Владимир Александрович Набатчиков отверг эту идею.

Пугаемся. Источник: https://triptonkosti.ru/1-foto/telekompaniya-vid-izobrazhenie-84-foto.html
Пугаемся. Источник: https://triptonkosti.ru/1-foto/telekompaniya-vid-izobrazhenie-84-foto.html

Но от идеи не отказались. Правда, улыбающееся лицо древнего китайца подверглось компьютерной ретуши. С первого появления на экранах оно стало деморализовывать зрителей своим сходством с Борисом Николаевичем Ельциным.

То, что для китаистов является всего-навсего головой с трёхлапой жабой, для широкой публики стало самой стрёмной заставкой в истории российского телевидения.

У страха глаза велики. https://pikabu.ru/story/statya_obyasnyayushchaya_proiskhozhdenie_logotipa_telekompanii_vid_5347943?cid=96027407
У страха глаза велики. https://pikabu.ru/story/statya_obyasnyayushchaya_proiskhozhdenie_logotipa_telekompanii_vid_5347943?cid=96027407

Повзрослев, многие обнаруживают, что под кроватью находится ровно то, что туда положили, у страха глаза велики, и вообще невозможно бояться того, что стало понятным. Так давайте прольём свет на эту рожу оказию.

Голова с трехлапой жабой. Китай, период Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Керамика, раскраска. ГМВ, Москва. Эл. ресурс URL:
https://www.orientmuseum.ru/collections/china/index.php
Голова с трехлапой жабой. Китай, период Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Керамика, раскраска. ГМВ, Москва. Эл. ресурс URL: https://www.orientmuseum.ru/collections/china/index.php

В публикациях можно обнаружить атрибуцию, из которой следует, что это скульптурный портрет Го Сяна (пиньинь Guo Xiang) древнекитайского мыслителя и одного из основоположников философского течения сюань-сюэ ("учение о сокровенном"). В своих трудах философ сделал попытку создать синтез двух национальных религий Китая: конфуцианства и даосизма.

Проблема в том, что портретов или сформированной иконографии этого персонажа не существует.

Голова с трехлапой жабой. Китай, период Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Керамика, раскраска. ГМВ, Москва. Источник: https://smolbattle.ru/threads/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0.59353/
Голова с трехлапой жабой. Китай, период Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Керамика, раскраска. ГМВ, Москва. Источник: https://smolbattle.ru/threads/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0.59353/

В эпоху Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) гончарное искусство активно развивалось. Небесные кони, собаки, фигурки фантастических животных, музыкантов и танцовщиц - на рубеже тысячелетий эти произведения говорили за целую империю.

Впоследствии ханьские художественные традиции воспроизводились в искусстве династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1912). В наши дни ханьское искусство привлекает огромное внимание и огромные инвестиции на аукционах.

Всадник на коне. Китай, период Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Эл. ресурс URL: https://store.barakatgallery.com/product/han-polychrome-horse-rider-2/
Всадник на коне. Китай, период Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Эл. ресурс URL: https://store.barakatgallery.com/product/han-polychrome-horse-rider-2/

Танцовщица. Китай, период Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1992.165.19. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/42178
Танцовщица. Китай, период Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1992.165.19. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/42178

В этот период мастера проявляли интерес к портретному искусству, наделяя свои произведения индивидуальными чертами.

Скульптуры. Китай, период Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2019/saturday-at-sothebys-n10115/lot.1632.html
Скульптуры. Китай, период Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2019/saturday-at-sothebys-n10115/lot.1632.html

Поэтому с точки зрения традиций ханьского искусства ничего необычного в голове с трёхлапой жабой нет. Жаба эта (пиньинь jin chan, chan chu) символизирует наживание богатства и интересно то, что народная символика возникает из фонетики. На различных диалектах китайского языка слово "жаба" на слух звучит точь-в-точь как слово "деньги".

Если говорить о предполагаемой атрибуции головы, то трёхлапая жаба может сопровождать Лю Хая (пиньинь Liu Haichan) - бога монет, который входит в свиту бога богатства Цайшэня (пиньинь Caishen) в даосской мифологии.

Лю Хай и Чань Чу. Китай, династия Мин. Музей Шицзячжуан (англ. Shijiazhuang Culture Museum), г. Шицзячжуан. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Liu_Haichan#/media/File:Liu_Jun-Liu_Hai_and_Chan_Chu.jpg
Лю Хай и Чань Чу. Китай, династия Мин. Музей Шицзячжуан (англ. Shijiazhuang Culture Museum), г. Шицзячжуан. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Liu_Haichan#/media/File:Liu_Jun-Liu_Hai_and_Chan_Chu.jpg

В даосизме высший уровень духовного совершенства выражается в бессмертии. Эта идея подкреплялась многочисленными мифологическими сюжетами и персонажами.

Лю Хай и Чань Чу. Китай, 2010 г. Источник: https://artsandculture.google.com/asset/liu-hai-playing-with-gold-toad-feng-qingju/nAHvI4n2oSC27w?hl=en
Лю Хай и Чань Чу. Китай, 2010 г. Источник: https://artsandculture.google.com/asset/liu-hai-playing-with-gold-toad-feng-qingju/nAHvI4n2oSC27w?hl=en

Одним из таких бессмертных является Лю Хай. Согласно народному мифу, он удил жабу в колодце при помощи своего пояса, к которому была привязана монета. Жаба её закусила и Лю Хай вытащил земноводное.

Лю Хай. Художник - Xu Xiutang. 1980 г. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O24352/liu-haichan-figure-xu-xiutang/
Лю Хай. Художник - Xu Xiutang. 1980 г. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O24352/liu-haichan-figure-xu-xiutang/

Теоретически жаба может сидеть у Лю Хая на голове, но ни в скульптуре, ни в живописи примеров подобной иконографии обнаружено не было.

Голова с трёхлапой жабой из собрания Музея Востока происходит из коллекции Дмитрия Михайловича Мельникова (1864-1949). Он был коллекционером восточного антиквариата "старой школы".

Это означает, что предметы для своей коллекции он находил непосредственно на местах и увлечение китайской культурой являлось неотъемлемой частью его жизни. Д. М. Мельников жил и работал в чайной компании в г. Ухань, на протяжении десятилетий исследовал искусство Китая, держал руку на пульсе востоковедческих публикаций и каталогов коллекционеров.

Произведения из коллекции Д. М. Мельникова в экспозиции "Искусство Китая" в ГМВ, Москва. Источник: https://smolbattle.ru/threads/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0.59353/
Произведения из коллекции Д. М. Мельникова в экспозиции "Искусство Китая" в ГМВ, Москва. Источник: https://smolbattle.ru/threads/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0.59353/

Период конца XIX - начала XX вв. был золотым временем для европейских коллекционеров китайского и тибетского искусства. Главным образом из-за того, что Китай допускал вывоз культурных ценностей.

  • Во второй половине XX в. эта "лавочка" стала закрываться. В 1982 г. Китай принял закон "Об охране памятников культуры", который запрещал деятельность "чёрных копателей". Поэтому больше никто не мог провальсировать от исторической стоянки с набитыми карманами.
  • Также в Закон КНР о таможне были внесены дополнения о контрабанде. Под это понятие подпадает перевоз или пересылка из страны любых произведений старше 50 лет.
  • Наконец, в 1997 г. в Уголовном кодексе КНР появилась Статья 151, в соответствии с которой контрабанда культурных ценностей влечёт за собой лишение свободы на срок свыше 5 лет и штраф. Если судья добрый, то штраф и срок до 5 лет. А ещё для самых алчных есть пожизненное заключение и смертная казнь с конфискацией имущества.

Уникальная эпоха российских, европейских и американских коллекционеров, которые путешествовали по Востоку и привозили культурные ценности, была прервана Второй мировой войной.

В Китае после разгрома Квантунской армии и капитуляции Японии началась гражданская война, поэтому Д. М. Мельников вернулся в Россию и передал своё собрание Музею Востока.

Хранение, реставрация, научная обработка и популяризация - коллекция русского китаиста нашла свой новый дом и более полувека радует посетителей постоянной экспозиции и временных выставок.

Найдите голову в экспозиции "Искусство Китая" в ГМВ, Москва. Источник: https://smolbattle.ru/threads/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0.59353/
Найдите голову в экспозиции "Искусство Китая" в ГМВ, Москва. Источник: https://smolbattle.ru/threads/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0.59353/

В общем, иногда банан - это просто банан.

30 октября Государственный музей искусства народов Востока празднует свой День рождения. В 2023 году ему исполняется 105 лет.

Практически в это же время наши западные соседи празднуют Хэллоуин. Совпадение? Не думаю.

Пугаемся - больше не пугаемся. Источник: https://triptonkosti.ru/1-foto/telekompaniya-vid-izobrazhenie-84-foto.html
Пугаемся - больше не пугаемся. Источник: https://triptonkosti.ru/1-foto/telekompaniya-vid-izobrazhenie-84-foto.html

Для ностальгирующих по острым ощущениям детства есть группа пуганых в ВК.

不要害怕任何你必须忍受的事情!

Источник: https://vk.com/club_vid
Источник: https://vk.com/club_vid

Литература

Кабинет Востоковеда

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен