Предыдущая часть:
Таким образом, мы установили, что зимой 1959 года (в январе-феврале) в Суеватпауле располагалась "партия геологов" из "Северной экспедиции". Со своей большой палаткой, и со своей рацией и радистом.
И, очевидно, именно через эту "партию геологов" чекисты и вели наблюдение за мансюками в Суеватпауле в ходе своей "спецоперации" по убийству группы Дятлова. И через них же они в ходе этой "спецоперации" поддерживали постоянную "оперативную связь" со "своим человеком" среди этих "геологов", который проконтролировал точное время выхода мансюков на охоту из Суеватпауля на Ауспию.
А что там делали эти "геологи"? И почему мансюки согласились с тем, чтобы в Суеватпауле, прямо у них под боком, разместились какие-то "чужаки" - эти "геологи" из "Северной экспедиции"?
Что там делали геологи?
В самом деле, давайте еще раз, уважаемые читатели, посмотрим на карту, где находился Суеватпауль (см. Фото 1 ниже).
КРУГОМ БОЛОТА. ТАЙГА. Что там было делать каким-то геологам? Да еще зимой? Золото они там искали, что ли? Алмазы? Урановую руду? Железо? Этот район к тому времени был уже достаточно хорошо изучен на предмет наличия каких-либо полезных ископаемых, и "ничего интересного" там не было. Абсолютно ровное место среди болот (см. Фото 2 ниже).
И при этом известно, что никаких серьезных геолого-разведочных работ в Суеватпауле (или вблизи него) никогда не велось: нет никаких следов или упоминаний, что там велись подобные работы. Чем же там занимались эти "геологи"?
Загадочный следователь Владимир Коротаев
Ответ на этот вопрос, как ни странно, я нашел в одном интервью Владимира Коротаева, который в 1959 году был следователем Ивдельской прокуратуры и который, пока его не отстранили от следствия по этому делу, принимал участие в расследовании причин и обстоятельств гибели дятловцев (см. Фото 3 ниже).
Я полагаю, что Коротаев в итоге понял, почему погибли дятловцы. Нет, не сразу, конечно, не в 1959 году, а позже, но он это понял. То есть понял, что дятловцы подверглись нападению мансюков, но что само это нападение организовали чекисты. Он ведь после этих событий работал еще некоторое время в прокуратуре Ивделя, общался с местными жителями, с мансюками, с различным местным советским начальством. А потом работал в Свердловской прокуратуре.
И он был человеком очень неглупым, настоящим "следаком", так что советское прокурорское начальство его высоко ценило: ведь даже несмотря на то, что в 1959 году его отстранили от следствия по делу о гибели дятловцев, из органов прокуратуры его не уволили. А в то время чтобы пойти против "линии Партии и Правительства" - то есть против "официальной версии", продвигаемой партийными органами - нужно было иметь большую смелость, быть человеком очень порядочным и принципиальным!
Но всю правду озвучить Коротаев и в наше время не решился: ведь чекисты и после 1991 года никуда не делись, и Чекистская Мафия и сегодня по сути правит страной. И, как человек "советский", Коротаев в своих интервью явно проявлял осторожность.
Поэтому его интервью представляют собой "особый жанр". Коротаев вроде бы откровенен, но явно о чем-то умалчивает. Вроде бы рассказывает какие-то байки, где-то привирает, но вся информация, изложенная Коротаевым, впоследствии подтвердилась.
Просто нужно учитывать, что Коротаев говорил на особом "советском языке", на котором в его время разговаривало все советское начальство. Они собирались иногда где-нибудь в бане, на охоте, в курилках или на фуршете, вроде бы шутят, балагурят, но кое-где, полунамеками, делятся "важной информацией" и обсуждают "важные дела". Этакий своеобразный "способ шифрования" - примитивный, советский, колхозно-совхозный. Поэтому в таких разговорах и речах многое передавалось "между строк", и этим навыком "читать между строк" в Совдепии, основанной на тотальной и всеобщей лжи - лжи большевицкой марксистско-ленинской идеологии и пропаганды, лжи советской власти на всех уровнях, лжи повседневной советской "общественной и политической жизни" - обладали все советские начальники, от партийных функционеров и комсомольских активистов до работников прокуратуры и советского дегенералитета. Да и не только советское начальство - тотальной ложью было проникнуто все "советское общество", сверху донизу, и в Совдепии никогда ничего не говорилось прямо: ведь любая правда в Совдепии означала "антисоветчину".
И в одном своем интервью Коротаев вроде рассказал очередную "байку" - о побеге трех заключенных из Ивдельлага:
"Я со всей ответственностью заявляю, там произошло именно убийство! Первоначально его приписали зекам. Проверили Ивдельлаг - никто не убегал".
"Зеки. Ну я уже тогда поработал с начальниками колоний и был не то что официально, неофициально знаком, у меня документы были, что ни одного побега. Зеки не бегут зимой. А потом, каждый манси ориентирован был: как поймает зека, мешок муки ему и три пачки малокалиберных патронов, это за поимку зека. Летом они сразу, если зеки бегут...Одни раз побег интересный, с живым товаром они пошли...Ну, берут на побег молодого парня, потом его режут на куски, съедают и идут дальше...А некоторые заблудятся и выйдут к чуму. А там уже манси, лопочут и связывают его, сразу к геологам, у них рация...Ну и привозят им через неделю мешок муки...Но это было отступление от темы".
То, что никаких побегов заключенных из Ивдельлага в конце января-начале февраля 1959 года не было - это факт установленный и проверенный. Об этом говорил не только Коротаев - это проверяли разные исследователи, по разным каналам. Я об этом уже писал ранее (см. ссылку ниже).
Но обратите внимание, уважаемые читатели, на последнюю фразу в этом высказывании Коротаева. Вроде бы он рассказал очередную "байку", а в самом конце, как бы "между делом", сообщает, что мансюки пойманных беглых заключенных вели к каким-то "геологам". "А у них рация".
А что это за геологи, к которым мансюки доставляли пойманных беглых заключенных? Геологи там же не сидели по всей тайге, под каждой сосной. Очевидно, речь идет о той самой партии геологов, которая находилась в Суеватпауле. Со своей рацией и радистом. И вот туда, в Суеватпауль, мансюки и доставляли пойманных беглых заключенных (живых или мертвых, уж не знаю). И получали за это от чекистов Ивдельлага соответствующее вознаграждение.
И Коротаев дал нам намек, где искать "ниточки" к разгадке этой истории: "Ищите "ниточки" этой истории в Суеватпауле, в партии геологов, которая зимой 1959 года находилась в Суеватпауле!" - как бы оставил нам намек Владимир Коротаев в этом своем интервью.
Пункт "сдачи-приемки" беглых заключенных в Суеватпауле
И тогда становится понятно, под каким предлогом чекисты разместили эту партию геологов в Суеватпауле. Мансюки пойманных беглых заключенных не доставляли в Ивдель, в Вижай или даже в Ушму - они их доставляли в Суеватпауль. К этим "геологам". "А там рация и радист".
После чего, посредством Степана Курикова, через радиста в этой "партии геологов", договаривались с вертухаями Ивдельлага о "цене": сколько спирта, муки, патронов и прочего они получат за пойманного заключенного. Ну, а затем из Ивделя в Суеватпауль прилетал вертолет с вертухаями Ивдельлага, забирал беглых заключенных (живых или мертвых, уж не знаю) и доставлял мансюкам оговоренную "оплату" (см. Фото 4 ниже).
А Степан Куриков выступал в качестве "координатора" всего этого процесса. Не случайно же он иногда любил расхаживать по Суеватпаулю в форме чекиста НКВД и в фуражке советского вертухая (см. Фото 5-7 ниже).
И тогда становится понятно, почему вертухаи Ивдельлага награждали Степана Курикова почетными грамотами за оказание помощи в поимке беглых заключенных (см. Фото 8 ниже).
Ну, не сам же он каждый раз бегал по тайге и ловил этих несчастных беглых заключенных, правильно? Нет, Куриков просто выступал "координатором" всего этого процесса. И именно через Степана Курикова и через Суеватпауль вертухаи Ивдельлага вели свои дела с мансюками.
И, вероятно, через того же Степана Курикова чекисты вели дела с мансюками и в своем незаконном "бизнесе", связанном с пушниной - я об этом "пушном бизнесе" Чекистской Мафии в Ивдельском районе рассказывал кое-что ранее:
Но и геологам из "Северной экспедиции" все это предприятие, в общем-то, тоже было выгодным: вместо того, чтобы торчать где-нибудь в глухой тайге, они спокойно сидели в Суеватпауле. И иногда обменивали у мансюков на спирт оленину и лосятину. Или покупали у них ту же пушнину. Плохо, что ли?
Но как на все это предприятие согласился товарищ Сульман, начальник "Северной экспедиции"? Как чекисты смогли его "убедить" разместить в Суеватпауле небольшую партию геологов, с рацией и радистом? И об этом далее.
Продолжение: