Предыдущая часть:
Так вот, возвращаемся к "спецоперации" чекистов по убийству группы Дятлова.
И в этом "феерическом выезде" радиста Неволина из Суеватпауля к перевалу на оленьих упряжках нам сейчас важен другой вопрос: как Неволин (с каким-то Барановым) уже 22-23 февраля оказались в Суеватпауле? Что они там делали?
И я понял, что если я найду правильный ответ на этот вопрос, то я смогу ответить и на вопрос, который я поставил выше: как чекисты в ходе этой своей "спецоперации" по убийству группы Дятлова поддерживали "оперативную связь" со "своим человеком", который в конце января 1959 года проконтролировал точное время выхода мансюков на охоту из Суеватпауля?
Как проверить мое предположение?
И когда я вспомнил про этого радиста Неволина, у меня сразу же появилась одна мысль...Мысль вполне очевидная, которая "напрашивалась сама собой". Пока - только в качестве предположения, гипотезы...
Но как проверить правильность этого моего предположения? В отличие от всей этой толпы полусумасшедших советских-постсоветских горе-дятловедов, которые фонтанируют самыми безумными идеями и строят самые абсурдные "версии" (или того хуже - подобно Ботинкину и Фриде Чпокс, сознательно занимаются враньем и искажением фактов), я все свои предположения обязательно проверяю, сопоставляю с фактами. И поэтому все мои выводы основаны только на проверенных и достоверных фактах и на железной логике.
Но фактов очень мало. Как найти факты, которые смогли бы подтвердить или опровергнуть это мое предположение?
И я решил, "на всякий случай", еще раз перечитать информацию о походе группы Шумкова-Владимирова в конце января-начале февраля 1959 года. Вдруг я обнаружу какие-то факты или детали, на которые я ранее на обратил внимание или которым не придавал особого значения?
Загадочная группа Шумкова
Группа Шумкова представляет собой в "дятловедении" еще одну большую загадку. Они были в начале февраля примерно в том же районе, где незадолго до них прошли дятловцы. Но Шумков и Владимиров не составили отчет о походе своей группы (или составили, но о нем ничего неизвестно), хотя они видели много интересного и важного, что непосредственно связано с гибелью группы Дятлова.
Так, поднявшись вечером 4 февраля на гору Чистоп, группа Шумкова (точнее говоря, часть группы) видели какую-то загадочную сигнальную ракету над Холатчахлем. Что это была за ракета и кто ее запустил в ночь с 4 на 5 февраля над Холатчахлем - об этом я уже писал ранее (см. Фото 1 и ссылку ниже).
Но для нас сейчас важно другое: группа Шумкова в начале февраля прошла через Суеватпауль. И хотя они не составили отчета, Шумков и Владимиров в свое время написали две небольшие статьи об этом походе, и поэтому маршрут их группы (и сроки) в целом вполне понятны.
Группа Шумкова-Владимирова в Суеватпауле
Из Свердловска группа выехала почти вслед за дятловцами, чуть попозже. Доехали до Полуночного, потом добрались до Вижая и Бурмантово, затем сделали небольшое кольцо через Суеватпауль, после чего двинулись к Чистопу, совершили восхождение на него, и вернулись в Вижай (см. Фото 2-3 ниже).
По дороге из Бурмантово в Суеватпауль они остановились в юрте-избе какого-то Анямова, в Лямляпауле, еще одном небольшом поселении мансюков.
Далее цитата из статьи Михаила Владимирова "В страну Югорию", в которой он частично описал этот поход:
"Наконец, на высоком берегу речушки видим чум и дымок над ним. Карабкаемся вверх. Чум летний, берестяной. Рядом - деревянная полубаня или полуземлянка.
Это зимнее жилище - юрта. Заглядываем в чум: топится печка железная, возле нее согнулась фигурка в малице. Что-то она делает с меховыми шкурами. Это женщина-мужчина не будет заниматься постыдным для себя делом - шить одежду. Он - добытчик! Но почему она такая маленькая, еще девочка, а уже делает тяжелую работу? Наши девицы уселись возле нее и пытались разговорить - напрасно. Она не знает русского языка. Объяснялись больше жестами и мимикой...
Итак, мы в юрте. Правая половина - мужская. Низкие нары застелены оленьими шкурами. Наши девушки (вот ведь как их «испортило» равноправие), прямиком было направились на нары в передний правый угол. Хозяин твердой рукой остановил их и указал на левую женскую половину около дверей. Обиженно поджав губки, они уселись на низенькую скамеечку. А мы, мужчины, развалились на теплых шкурах и пожирали куски жирной оленины. А девушки ждали, когда им что-то отколется от хозяйки. Между тем в мужском углу появилась заветная фляжка с «огненной водой». Пили экономно, пробочкой от фляжки...
Итак, мы удобно расположились спать на оленьих шкурах в юрте, а наши обиженные девицы, прихватив спальники, подались в берестяной чум, к бедной родственнице. А может, из-за стервы первой жены ей приходится несладко".
На следующий день группа Шумкова, вместе с этим Анямовым, прибыли в Суеватпауль (см. Фото 7-8 ниже).
А дальше - внимание!
"В Суеватпауле брат Петра пригласил ночевать в свою юрту, но тут возник «бунт на корабле». Девы наотрез отказались идти в юрту: - Такого унижения мы не потерпим больше! А мы посмеиваемся: - В юрте «емас» и «сака емас»! Но в душе мы сочувствовали им. Тем более на «емас» у нас осталось мало спирта. ПРИЮТИЛИ НАС ГЕОЛОГИ: у них большая палатка с печкой. Даже лишние спальники нашлись. Даешь Чистопку!"
Опа! Я так и думал! ВСЕ ТАК И ЕСТЬ. Я очень редко ошибаюсь, и в данном случае я снова не ошибся. И мое предположение снова полностью подтвердилось.
Партия геологов в Суеватпауле
Понимаете, уважаемые читатели? В конце января-начале февраля 1959 года чекисты разместили в Суеватпауле какую-то "партию геологов" (очевидно, из "Северной экспедиции"). Естественно, со своей рацией и радистом. И со своей отдельной большой палаткой.
И вот у этих геологов группа Шумкова-Владимирова и переночевала в Суеватпауле. Так как буквально накануне у них уже был "печальный опыт" ночевки в мансийской избе. И шумковцев можно понять: в этих мансийских избах-юртах зимой было очень холодно, под утро наступал настоящий "дубак". К тому же в них, вежливо говоря, "не очень хорошо пахло" (или, если говорить более откровенно, очень сильно воняло). Да еще Анямов, хозяин этой юрты, выгнал девушек из "мужской половины", и бедным девушкам в итоге и вовсе пришлось ночевать в каком-то чуме, с какой-то мрачной мансийской старухой.
И поэтому на предложение мансюков снова переночевать в Суеватпауле в "мансийской избе" шумковцы вежливо отказались, так как им поступило другое предложение, от геологов, переночевать в их палатке. В группе Шумкова было десять человек (пять парней и пять девушек). Из той же статьи Владимирова:
"Нам утвердили в Свердловской МКК вторую категории сложности. В то время было всего три категории сложности. Так что наша «двойка» соответствовала нынешним «тройке» или «четверке». Итак, нас - десять. Толя Шумков, Жора Клейн, Фая Абрамова и я учимся на втором курсе, а остальные - Слава Сердитых, Толя Бураков и четыре девицы - с четвертого курса".
То есть у этих геологов, судя по всему, палатка была очень большой, армейского типа - примерно такая же, какая была в "лагере поисковиков" на Ауспии (см. Фото 9-11 ниже).
И теперь становится понятно, как чекисты, в ходе своей "спецоперации" по убийству группы Дятлова, вели наблюдение за мансюками в Суеватпауле в конце января 1959 года, и как они проконтролировали точное время выхода мансюков на охоту. И становится понятно, как они поддерживали постоянную "оперативную связь" со "своим человеком", который проконтролировал выход мансюков на охоту из Суеватпауля. Очень просто: они разместили в Суеватпауле партию геологов из "Северной экспедиции", со "своим человеком" и с рацией и радистом.
Ситуация с Неволиным проясняется
И теперь становится также понятно, как радист Неволин с каким-то Барановым в начале 20-х чисел февраля оказались в Суеватпауле. Нет, советские товарищи не забрасывали их в Суеватпауль на вертолете - специально для того, чтобы они договорились с мансюками об их участии в спектакле "поисковых работ".
Неволин с Барановым ТАМ УЖЕ БЫЛИ. Неволин ведь был радистом "Северной экспедиции". И, очевидно, он в 20-х числах февраля 1959 года был в той самой "партии геологов", которая и в феврале продолжала находиться в Суеватпауле. И этот Баранов, видимо, также был из той же партии "Северной экспедиции". Вот поэтому советские товарищи и поручили именно им договариваться с мансюками об их участии в спектакле "поисковых работ". А чтобы мансюки по дороге не передумали, советские товарищи отправили Неволина из Суеватпауля к перевалу вместе с мансюками, на оленьих упряжках. Неволин был человеком подневольным: ему приказывали - он выполнял. Как, впрочем, и все прочие "советские люди": в тоталитарной Совдепии, в этой чудовищной системе, созданной большевиками и чекистами на территории бывшей России, "свободных людей" не было, и быть не могло.
Это, конечно, еще вовсе не значит, что Баранов и был тем самым "человеком чекистов", который в конце января проконтролировал время выхода мансюков на охоту - это мог быть и другой человек, из той же "партии геологов". И это еще вовсе не значит, что Неволин и был тем самым радистом, который в ходе "спецоперации" чекистов по убийству группы Дятлова обеспечивал связь чекистов со "своим человеком" в Суеватпауле. В "Северной экспедиции" ведь было несколько радистов, и они иногда менялись, проводили ротацию. И вряд ли Неволин сидел в Суеватпауле с конца января по 20-е числа февраля, а потом еще и прямиком из Суеватпауля отправился на перевал, где почти безвылазно просидел еще пару месяцев. Все-таки Неволину и помыться надо было. Скорее всего, Неволин сменил радиста в Суеватпауле где-то в середине февраля.
Но нам сейчас важно было понять, как чекисты поддерживали "оперативную связь" со "своим человеком" в Суеватпауле в конце января 1959 года, в ходе своей "спецоперации" по убийству группы Дятлова. И этот вопрос мы прояснили.
А что там делали эти "геологи" в Суеватпауле? Иначе говоря, как, под каким предлогом, чекисты разместили "партию геологов" в Суеватпауле, прямо под боком у мансюков? И об этом - далее.
Продолжение: