Совсем скоро мы, нарезая салаты под соблазнительный запах мандаринов, будем в очередной раз смотреть (а скорее, слушать) «Иронию судьбы». К этому ритуальному просмотру можно относиться по-разному, но его неизбежность иногда заставляет заметить то, что не замечал много лет.
Особенно если посмотреть на картину, снятую московским режиссером, глазами ленинградца. И заметить то, чего не могло быть в принципе ни с Надей, ленинградской учительницей русского языка, ни с квартирой, которую она недавно «получила».
Мы не предлагаем в очередной раз разобрать «киноляпы». Многие из них – неизбежный продукт технологии съемок (см. например, материал про «трамвайные киноляпы»).
Речь идет о том, как взгляд успешного столичного режиссера искажает реальную жизнь Ленинграда, да и вообще крупных городов СССР. И даже надпись со знаменитой опечаткой в начале фильма, что все это «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь» не перекрывает эту деформацию.
Кстати, изначально в пьесе Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» нет ни Москвы, ни Ленинграда, а только два каких-то города, которые вполне могли походить друг на друга.
Но в киноверсии режиссер зачем-то конкретизирует города. Этоо и порождает ощущение, что все происходит на самом деле в одном городе. И это не Ленинград.
Начнем с Нади и ее квартиры.
«Я забыла одеть праздничное платье!»
В принципе мимо этой брошенной фразы можно было бы пройти. Но ее произносит учительница русского языка, наизусть знающая, что одевают «кого-то», а надевают «что-то на кого-то».
Это все равно, что учительница математики бы сказала «у Нади и Ипполита было одинаковое количество подарков». В жизни бы не только сама не сказала, но и не прошла бы мимо ошибки, сделанной ни взрослым, ни школьником.
Телефон по блату
По сюжету Надя совсем недавно въехала в квартиру, но у нее уже стоит телефон. Новостройки 1975 года (год выхода фильма) в Ленинграде это, например, если говорить о юго-западной окраине, примерно районы Дачного, проспекта Ветеранов. Очередь за телефоном составляла около 10 лет.
Причем подключение было недешевым. Дороги были и телефонные аппараты. У Нади, разделяющей с Женей Лукашиным мнение о маленькой зарплате, их два! Один в коридоре (зеленый), другой (красный) – в комнате. Причем модели не из дешевых, телефоны яркой окраски были редкостью.
Кстати, подключать параллельный телефон без разрешения станции было запрещено и за подключение второго аппарата необходимо было платить деньги (что, впрочем, никто практически не делал). Единственным объяснением всего это могло быть только то, что у одного из Надиных учеников папа занимал не последнюю должность в ЛГТС.
«Отличный выбор!»
Неплохой вкус у Нади к музыкальной аппаратуре. Дома у нее вполне доступный радиоприемник «ВЭФ-201» и черно-белый телевизор «Рубин-205».
Но где-то ей удалось найти проигрыватель, который шел исключительно на экспорт. Возможно, как и за мебельную «стенку», изрядно переплатив. Говорят, это личный проигрыватель самой Барбары Брыльской, который она принесла на съемку.
Этот нюанс, конечно, бросается в глаза только увлеченным знатокам. На самом деле его можно принять за обычный рижский монофонический (с одной колонкой!) проигрыватель «Аккорд». Стоил он 60 р., который вполне был доступен для учительской зарплаты. Однако в кадре читается марка «Rigonda Party-Time» (то есть «для вечеринок»). Это экспортный вариант «Аккорда», который в СССР не продавался.
Билет туда, билет сюда...
Вообще, Надя явно живет не на одну зарплату, она покупает Жене билет не просто на поезд, а на "Красную стрелу". Это заметно по специальному "буклетику", в который вложен билет.
Кстати, чтобы купить билет на самый престижный поезд да и во время праздников, нужен был опять же блат.
Тем временем Женя, только что жаловавшийся на маленькую зарплату, рвёт билет без сожаления. Да и Надя как-то не попрекнула его выброшенными деньгами. Тем более, что в конце фильма ей еще и лететь в Москву по всей видимости на самолёте (по экранному времени она догоняет Женю, тоже предпочитающему самолет поезду).
Все-таки для учителей и врачей, по мнению режиссёра, жившего от гонорара до гонорара, привычнее перемещаться подороже, но быстрее.
Скушный Ипполит
Ну и возвращаясь к профессии Нади: учительница русского языка. Любит она в самом деле Ипполита, или просто дорожит им... Но только это объясняет тот факт, что она не поправляет героя Юрия Яковлева, когда тот в душе произносит «Как скуШно мы живем».
Очень трудно представить такой вариант произношения в устах ленинградского инженера или функционера, коим по сюжету является Ипполит.
Впрочем, возможно, здесь Надя памятует о нормах, установленных словарями того времени (например, "Орфоэпический словарь" И.Л. Резниченко).
Но представить, чтобы так говорили в ленинградской квартире, крайне трудно. Абсолютно точно, если бы роль Ипполита сыграл Олег Басилашвили (он пробовался на эту роль), то слово было бы произнесено ближе к написанию: «скуЧно».
***
Конечно, можно было бы подискутировать о любимых поэтах Нади. Судя по ее песням, это Марина Цветаева и Белла Ахмадуллина (на самом деле это, конечно, выбор самого режиссера – Эльдара Рязанова). На самом деле сонм поэтов ленинградской интеллигенции мог отличаться от Москвы, но это уже вопрос вкуса. Кстати, Ипполит короткой фразой показывает, что он не знаком не только с творчеством, но и с именем Ахмадуллиной.
Пройдете ли вы мимо этих наблюдений, в очередной раз просматривая знакомый фильм? Принципиально ли это? А может быть вы заметили и еще что-то (помимо производственных киноляпов), что не могло произойти в квартире ленинградской учительницы? Делитесь в комментариях.
В следующей части мы поговорим о домах.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL