Скажем сразу, автору не очень нравится слово «киноляп». В нашем языке «ляп» – это небрежность, допущенная в работе. Но просматривая знакомый и любимый фильм уже в десятый раз, знатоки замечают интересную деталь, в которой реальность кино расходится с реальностью исторической. Это разновидность «киноляпа».
Режиссер не обязан достоверно снимать трамвайную реальность. Причиной киноляпа может быть и небрежность режиссера, и художественный замысел и просто банальные ограничения бюджета. Но нам никто не мешает их обсуждать, вспоминая историю. Поиск таких киноляпов – на самом деле проявление особой любви и уважения к фильму. Никто не будет разбирать фильмы, которые даже один раз смотреть не интересно. А мы – о любимых и засмотренных до дыр фильмах.
Примеров трамвайных киноляпов очень много. Обо всех не расскажешь. Поэтому приведем лишь несколько примеров, разбив их по типам этих самых ляпов. Или, лучше сказать, «артефактов».
Маршруты
Маршруты в «трамвайных» фильмах часто изменены или вовсе выдумка режиссера. Примером является фильм «Сержант милиции» (Ленфильм, реж. Ф. Миронер, 1974).
Главный герой служит в отделении милиции на Московском вокзале, а криминальная драма разворачивается на некоем маршруте трамвая, который по сюжету пролегает от пл. Восстания до, как минимум, Сосновой поляны. В 70-е годы такого маршрута не было. Но! Удивительное совпадение: такой маршрут был, но лет за сорок до экранного времени. В 1930-е годы от Московского вокзала на трамвае №28 можно было за полтора часа доехать до Стрельны!
А вот, например, в «Приключениях Шурика» (Мосфильм, реж. Л. Гайдай, 1965) в новелле «Наваждение» Александр и Лида садятся в московский трамвай на 1-й Сельскохозяйственной улице в Москве,
а выходят у пл. Борьбы.
Это соответствует маршруту №5 (окончательно закрыт в 1997 году). Правда, здесь герои фильма нарушают правила посадки в трамвай. В то время посадка в двухдверный трамвай разрешалась только через заднюю дверь.
Трамваи, играющие в фильме несколько ролей
Исторический трамвай, как и хороший актер, может сняться в нескольких фильмах. Это нормально. Но вот если актеров у нас всё больше, то пригодных для съемок исторических вагонов на ходу всё меньше. Поэтому один и тот же трамвай мы можем видеть в разных фильмах, что, конечно, киноляпом никак не может считаться.
Но бывает, что в одном фильме трамвай вынужден играть несколько ролей! Вот, например, один из самых знаменитых «актеров» – трамвай КМ («Коломенский моторный») с бортовым номером 2170. С 1930 по 1974 (44 года!) он исправно возил пассажиров, а на пенсии еще успел сделать актерскую карьеру. Его мы видим в фильме «Место встречи изменить нельзя» (Мосфильм, реж. С. Говорухин, 1979).
Поскольку трамвай снимается только один, то складывается странный сюжет. Бандит соскакивает с вагона и хладнокровно расправляется с Васей Векшиным. Затем через серьезный интервал экранного времени впрыгивает в этот же трамвай. Тот отправляется, кстати, от несуществующей остановки у Чистых прудов. Наконец, в третий раз вагон 2170 становится местом поимки шепелявого Кирпича. Получается, что в послевоенной Москве большой дефицит трамвайных вагонов. Впрочем, так оно и было.
На "виртуальной" остановке у служебных путей в конце Чистопрудного бульвара, трамвай №2170 мы встречаем еще в фильме «Покровские ворота» (Мофильм, реж. М. Козаков, 1982).
Вероятно, это место кинематографисты любили использовать для съемок, поскольку оно было служебным, и съемки не мешали движению общественного транспорта. Вагон №2170 безупречно сыграл роли в фильмах «Мастер и Маргарита» («ТАМА», Ю. Кара, 1994), «Холодное лето 53-го», «Женщины, которым повезло», «Законный брак», «Солнце светит всем», «Похороны Сталина» и даже в американском фильме «Миссис Ли Харви Освальд».
Модели трамваев: несоответствие времени
Любой фильм, если он только не фантастический или эксцентрический, погружен в контекст конкретного времени. И когда в кадре появляется трамвай, который в то время просто не мог ходить по городу, то это не пройдет мимо взгляда знатока.
Впрочем, возможно, на этот эффект «включения мозга» рассчитывает и режиссер. Возьмем к примеру Алексея Балабанова. Практически в каждом его фильме трамвай – герой эпизода. Но если в фильме «Брат» трамвайная натура Петербурга 90-х годов практически документальна, то в более позднем фильме – «Кочегар» (СТВ, реж. А. Балабанов, 2010) мы встречаем вот такой момент.
Казалось бы стильный ленинградский трамвай ЛМ-68 по прозвищу «Аквариум» (использован вагон № 6249 из Музея ГЭТ)… Но только действие фильма происходит в лихие 90-е, а трамвай ЛМ-68 ушел с ленинградских улиц в 1988 году. Еще раньше ушли из трамваев кассы бескондукторного обслуживания, которые мы видим в вагоне.
А вот такой нюанс заметит уже совсем искушенный знаток трамваев... Фильм «Стиляги» (Красная стрела, реж. В. Тодоровский, 2008) описывает нам благополучную «оттепельную» Москву 1955 года. В одном из кадров – замечательный трамвай РВЗ-6 Рижского вагоностроительного завода.
Они поставлялись во многие города СССР и стали символом своего времени. Но! Трамвая РВЗ-6 в 1955 году еще не было. А на экране РВЗ-6М2, который выпускался с 1974 года.
Это последняя модификация данного трамвая, которая вообще не использовалась в Москве. Она позволяла соединять поезда из 2-3 вагонов по схеме СМЕ (система многих единиц), когда дополнительные вагоны становятся моторными, получая электроэнергию от первого. Для чего нужны специальные розетки в хвосте вагона для подключения следующего. Мы видим их как раз в кадре. В Москве такие модификации никогда не ходили. Да и выпускать их начали выпускать в 1974 году. Но самое удивительное, что для съемок фильма был взят обычный трамвай из Минска. В белорусской столице в 2008 году он еще перевозил пассажиров!
Модели трамваев – несоответствие городу
Виды одного города вполне успешно могут сниматься в другом. Но мелькнувший трамвай может выдать подмену. Вот знаменитая кинопрогулка Нади из любимой всеми «Иронии судьбы» (Мосфильм, реж. Э. Рязанов, 1975) по предрассветному Ленинграду, которой мы даже посвятили отдельный обзор. Только в сотый раз просматривая знакомые кадры, можно увидеть как на мгновение между ленинградскими видами мелькнул московский!
А в нем очень узнаваемый трамвай МТВ-82, который появился после войны во многие городах СССР. Но никогда не эксплуатировался в Ленинграде.
Примеры петербургского трамвая, который судьба «занесла» в первопрестольную мы встречаем в двух булгаковских фильмах Владимира Бортко.
В «Собачьем сердце» (Ленфильм, 1988) в начале разворачивается панорама зимней послереволюционной Москвы. По улице (на самом деле это Дегтярный пер. Петербурга) едет трамвай «Бреш» с бортовым №1028.
Именно такими были первыми, бельгийского производства, петербургские трамваи. Но в Москве они никогда не ходили. Этот трамвай, кстати, является репликой и вышел из мастерской в 1982 году, сразу снявшись в фильме С. Бондарчука «Красные колокола» (Мосфильм/Ленфильм, 1982). Затем – в эксцентрической комедии «Как стать звездой» (Ленфильм, 1986). Там, кстати, ляп на ляпе, но связаны они с тем, что комедия эксцентрическая и в ней может быть все, что угодно!
На «Ленфильме» Владимир Бортко снимал и сериал «Мастер и Маргарита» (2005). Неудивительно, что в нем роль трамвая играет чисто ленинградский вагон «МС-1» (как и №1028 – из коллекции Музея ГЭТ), который также не бегал по первопрестольной. Да и эпизод снят совсем не на Патриарших прудах, а в Петербурге на кольце пл. Тургенева.
Все такие милые детали, на которые, может и вы теперь невольно будете обращать внимание. А, возможно, это даст повод лишний раз пересмотреть любимый фильм.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL