Главная сюжетная линия фильма – безупречна и беспроигрышна. Два одиноких человека (о Наде мы рассказали в первой части) встретились случайно и поняли, что они друг без друга не могут жить.
Но красивая новогодняя сказка начинается с дурацкого мультфильма известного мультипликатора, который справедливо вырезали в советское время.
За ним следовал закадровый текст про «типовые дома, типовые кинотеатры и типовые фильмы». Текст читает Александр Ширвиндт, который в роли сытого москвича в дубленке и с шампанским под мышкой идет по наряженному новому микрорайону Москвы.
Этот текст тоже можно было бы вырезать, ибо он глумлив в самой основе:
До какой нелепости доходили наши предки. Они мучились над каждым архитектурным проектом. А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», где можно посмотреть типовой художественный фильм.
Высмеиваются попутно и типовые названия улиц, которые на самом деле отражали ценности советской жизни:
«1-я Садовая, 2-я Загородная, 3-я Фабричная, 1-я Парковая, 2-я Индустриальная, 3-я Строителей...»
Но именно благодаря тому, что количество экранов в СССР, размещенных в типовых кинотеатрах, превосходило в несколько раз аналогичный показатель в США, фильмы Рязанова смотрели сотни миллионов зрителей.
Так ли ужасна типовая архитектура?
Сравните на фото:
1) больную фантазию мультипликатора:
2) то, как на самом выглядит в фильме высмеиваемый новый московский микрорайон на юго-западе столицы начала 70-х, и
3) то как на этом юго-западе столицы будут строиться микрорайоны через 50 лет, когда сбудется мечта Эльдара Рязанова: рухнет советская власть и мы заживём наконец-то как люди.
Фото снято по случаю почти в том же районе на Юго-Западе Москвы. А временно оккупированная техникой площадка скорее всего будет застроена так же беспощадно.
На самом деле в кадре мы видим, как советские архитекторы умело используют РАЗНЫЕ типовые дома, организуя из них удобное пространство для жизни. Более того именно в фильме показываются крупным планом экспериментальные дома улучшенной (!) планировки, существовавшие только в Москве. Это серия И-99-47/406 на 275 квартир.
Именно экспериментальный дом, построенный в столице в 3 экземплярах у м. Юго-Западная и снимается как «дом Нади» (пр. Вернадского, 113, на фото на переднем плане) и «Дом Жени» (пр. Вернадского, 125, на заднем плане). Понятно, что такого же дома в Ленинграде быть не могло. Да и в Москве их больше не строили.
Символично, что на самом деле по сути никто никуда не ездит: Женя и Надя «живут» в соседних домах. Женя - в Москве, а Надя в «Московском Ленинграде»
Чем отличались ленинградские новостройки от столичного варианта?
Далее озвучивается ещё более лицемерная мысль: «Теперь в каждом городе есть свои Новые Черёмушки». То есть в любом городе мы встретим те же новостройки, что и в Москве.
На самом деле даже в Ленинграде, кстати тоже на Юго-западе, «типовые дома» выглядят гораздо скромнее. На фото можно рассмотреть район Дачного - крупнейшего пятна типовой застройки примерно того же периода.
Здесь в самом деле меньше типов домов, но зато опять же архитекторы умело не просто их расставили, но и вписали в систему живописных речушек и прудов!
Вот недалеко от Музея Оранэлы дома серии ГИ из типовых элементов, выпускавшихся автовским ДСК-3.
Даже при отсутствии декора видно, что архитекторы создают хотя и условный, но усадебный «курдонёр», который был характерен в том числе и для ансамблей Петергофской дороги.
Если же говорить вообще об областных центрах, то районы типовой застройки в них будут более скромными. Но все равно продуманными и создававшими ту самую «урбанистику» (транспорт, школы, детские сады, магазины и т.д.), которую повсюду разыскивает один известный блогер с пышной шевелюрой, признанный ныне иноагентом.
В чем смысл типовой архитектуры?
Кстати, 3-й улицы Строителей нет ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Но в Москве есть просто улица Строителей. Это бывшая 1-я улица, 3-я улица Строителей – это теперь улица Марии Ульяновой. А бывшая улица Строителей в Санкт-Петербурге – это автовская улица Маринеско. И в Москве, и в Санкт-Петербурге – эти улицы похожи на самом деле сталинской застройкой. Но именно дороговизна таких домов привела к необходимости типового строительства.
В типовом строительстве единицей проектирования становится целый дом. И задача архитектора построить не красивый дом из кирпичей, а удобный и благоустроенный район из домов.
К тому же типовая архитектура предполагает в первую очередь типовые конструктивные решения. А отделка дома при необходимости может быть улучшена на усмотрение архитектора.
Зачем талантливый режиссер пошел на такое глумление и лицемерие? Что вы об этом думаете? Пишите в комментариях.
Если Вам интересна необычная история Санкт-Петербурга и его Юго-западной окраины, подписывайтесь и читайте наши каналы, приходите на экскурсии.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL