Найти в Дзене

Короткая заметка 💡 Джон Берроуз про острый и внимательный взгляд

Джон Берроуз, известный американский писатель, художник, натуралист и философ, написал прекрасную книгу под названием «Острый взгляд и другие эссе». В ней он рассуждает о том, что значит воспринимать мир иначе, чем остальные люди. Берроуз говорит о способности видеть те стороны реальности, на которые мы обычно не обращаем внимания, но которые всегда находятся в пределах нашего поля зрения, если мы знаем, как их разглядеть. Наблюдая за тем, как один глаз следит за другим и усиливает его, я часто развлекал себя вопросом: «Что, если бы человек мог открывать один глаз за другим, скажем, до дюжины или более?» Что бы он увидел? Возможно, не то, что мы не можем видеть: ни ароматы цветов, ни бактерии лихорадки в воздухе, ни бесконечно малое в микроскопе, ни бесконечно далекое в телескопе. Для этого нужно было бы не столько увеличить количество глаз, сколько создать глаз с большим количеством различных линз. Но разве он не увидел бы с большей силой в пределах естественных возможностей зрения? В

Джон Берроуз, известный американский писатель, художник, натуралист и философ, написал прекрасную книгу под названием «Острый взгляд и другие эссе». В ней он рассуждает о том, что значит воспринимать мир иначе, чем остальные люди. Берроуз говорит о способности видеть те стороны реальности, на которые мы обычно не обращаем внимания, но которые всегда находятся в пределах нашего поля зрения, если мы знаем, как их разглядеть.

Наблюдая за тем, как один глаз следит за другим и усиливает его, я часто развлекал себя вопросом: «Что, если бы человек мог открывать один глаз за другим, скажем, до дюжины или более?»
Что бы он увидел? Возможно, не то, что мы не можем видеть: ни ароматы цветов, ни бактерии лихорадки в воздухе, ни бесконечно малое в микроскопе, ни бесконечно далекое в телескопе. Для этого нужно было бы не столько увеличить количество глаз, сколько создать глаз с большим количеством различных линз. Но разве он не увидел бы с большей силой в пределах естественных возможностей зрения?
Во всяком случае, у некоторых людей, кажется, открылось больше глаз, чем у других. Они видят с такой силой и ясностью; их зрение проникает сквозь путаницу и мрак там, где у других оно пропадает.

Способность видеть больше, чем обычно, - незаурядные талант, считает Берроуз. Она позволяет делать удивительные открытия, формировать мышление и изменять мироощущение.

Мы открываем другой глаз всякий раз, когда видим что-то помимо общих черт или очертаний предметов - всякий раз, когда мы улавливаем особые детали и характерные приметы, которые скрывает эта маска.

Берроуз отмечает, что “наука дарует новые возможности видения", открывая новые слои и детали природы, "как будто у нее появилось новое, более острое зрение". Это сила, которую мы можем развить в нашем обычном зрении, просто изменив свой внешний вид:

Привычка к наблюдательности - это привычка к ясному и решительному взгляду. Редкие и характерные вещи обнаруживаются не при первом случайном взгляде, а при постоянном целенаправленном наблюдении. Вы должны смотреть пристально и твердо удерживать свой взгляд на одном месте, чтобы увидеть больше, чем это делают обычные люди.

Также Берроуз отмечал:

Натуралисту, как и художнику или поэту, необходимо острое зрение. Внимательный взгляд подмечает мельчайшие детали и различия, улавливает и сохраняет индивидуальность предмета.
[...]
Нам может казаться, что мы тщательно рассмотрели какой-то предмет, пока кто-то не попросит нас описать его особенности. Я был уверен, что точно знаю форму листа тюльпанного дерева, пока однажды одна дама не попросила меня нарисовать его контур.
Большинство природных явлений, особенно из жизни птиц и животных, хорошо экранизированы. Мы не видим спектакль, потому что смотрим его недостаточно внимательно.

****

Читайте также:

****

Смотрите также:

****

Спасибо за внимание и следите за обновлениями 😘

🤗💡Поддержать автора, художника и арт-блогера можно тут: https://pay.mysbertips.ru/88585573

****

Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.