Обычно посещение музея изобразительного искусства завершается в музейном магазине – полигоне для испытания маркетинговых технологий и витрине тщеславия производителей сувениров. Порой музейный магазин оказывается интереснее самого музея (это скорее минус, чем плюс). Одна из причин, по которой стоит заглянуть в музейный магазин, - понаблюдать, как работает эффект знакомства с объектом.
Эффект знакомства с объектом проявляется так: человек предпочитает знакомые вещи аналогичным незнакомым. Чем чаще человек видит объект, тем положительнее он его оценивает. Объект направится человеку не из-за лучших свойств, а просто в силу знакомства. Такой эффект работает в отношениях человека как с другими людьми, так и с произведениями изобразительного искусства.
Оказавшись в музейном магазине, обратите внимание на предлагаемые товары. Какие картины напечатаны на постерах, кружках и футболках? Какие картины выставлены в первом ряду, в категории бестселлеров, в качестве визитных карточек музея? Репродукции каких картины вам предложено забрать с собой для воспоминания о посещении музея?
А теперь сравните такие картины со списками «самых» - самых известных, самых дорогих, самых узнаваемых картин. Есть совпадения? Смею предположить, что совпадения будут.
Маркетолог лучше потребителей разбирается в том, чего хотят потребители. А если потребители не знают, чего они хотят, маркетолог поможет им это узнать и чего-нибудь захотеть.
Картина, напечатанная на всем, что угодно, будет знакома и, в конечном счете, станет известна. А знакомое и известное – значит достойное покупки за предложенную цену.
Эффект знакомства с объектом полезен самому изобразительному искусству? Многие картины купаются в зрительской любви именно потому, что их репродукции продают в музейных магазинах (картины знакомы, картины известны, товары с изображением картин продаются). А еще больше картины преданы забвению – потому что в музейных магазинах их не отыщешь.
Музейные магазины благосклонны к любимчикам публики и предлагают их во всевозможных обличьях – от толстовок до подушек. Но стать любимчиком музейного магазины дано не каждой картине. Зачастую понравившиеся мне картины днем с огнем не сыщешь среди постеров или блокнотов.
Это напоминает мне устройство экспозиции в самих музеях: вниманию зрителей удостаиваются лишь сотни произведений искусства, а тысячи годами прозябают в запасниках (пока не будут проданы, добавлены во временную выставку или охвачены новой волной популярности благодаря какому-нибудь вновь открывшемуся обстоятельству).
Вот такое занимательное применение психологии в деле продвижения искусства в массы на примере музейных магазинов 🤔
И напоследок несколько предложений.
Заходите в музейные магазины. Смотрите внимательно на то, что вам предлагают. А еще внимательнее смотрите на то, что в музейных магазинах не представлено. Тот факт, что произведение искусства не представлено в музейном магазине, не означает, что это произведение не имеет художественной ценности и не должно вам понравится. И наоборот: широкая известность произведения не исключает сомнительность его значимости для культуры.
Критически оценивайте выбор произведений искусства на продукции. Подумайте, где произведение искусства смотрится уместнее — в выставочном зале или на футболке.
И постарайтесь не ограничивать своё впечатление о музее каталогом продукции в музейном магазине. Музей и музейный магазин — не одно и то же. Делайте свой выбор понравившихся и не понравившихся произведений без оглядки на цифры продаж и популярность.
****
Спасибо за просмотр и следите за обновлениями 😘
🤗💡Поддержать автора, художника и арт-блогера можно тут: pay.mysbertips.ru/88585573
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
****
Смотрите также: