Какой предмет будет падать быстрее стальной шарик или пушинка? Ответ очевиден: конечно, стальной шарик. А если процесс будет происходить в безвоздушном пространстве?
- Какая разница? Они что, перестанут быть тем, что они есть?
Оказывается, оба предмета будут падать с одной скоростью. Первым пришёл к этой неочевидной и когда-то новой мысли творец и великий физик Исаак Ньютон.
Приведённый пример - это частный случай творческой оценки ситуации. Нас будут интересовать и более общие умозаключения.
Сначала в теме творчества кратко обозначим те основные выводы психологов-исследователей, которые в наибольшей степени согласуются с концепцией Эми-Йоги. При этом будем опираться на материалы статьи Википедии "Психология творчества" (ниже есть ссылка). Затем от Эми-Йоги добавим энергоинформационные аспекты. Далее добавим обобщение: творческое мышление человека - это частное творческого принципа Вселенной.
Итак, о принятых подходах.
В условиях продолжающейся научно-технической революции потребность в эффективном управлении творческой деятельностью, прежде всего, в науке и технике остаётся высокой. Это определяет актуальность психологических исследований в обозначенной сфере.
Творчество — чрезвычайно многообразное понятие. Способность к творчеству не талант, а природа человека. Чтобы творческие способности открылись необходимы условия для их реализации. Главное — создать мотивацию на творчество и овладеть технологией творческого труда.
В творческом процессе можно выделить основные этапы:
первый этап (сознательная работа) — подготовка — особое деятельное состояние, усилия, сбор и обработка информации, относящейся к решаемой проблеме в области сознание, наработка знаний, умений по проблеме и их сохранение в памяти, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи, обеспечивающее инициацию процессов решения проблемы в бессознательном;
второй этап (бессознательная работа) — созревание — работа над проблемой бессознательных, интуитивных процессов, инкубация направляющей идеи;
третий этап (переход бессознательного в сознание) — вдохновение, инсайт — прорыв результата бессознательной работы в сферу сознания идеи, принципа изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде;
четвёртый этап (сознательная работа) — развитие идеи, её окончательная доработка, оформление и проверка.
Плодотворны также следующие идеи:
- творчество — это «замыкание» в процессе мышления в единое целое разрозненных фактов, приведение во взаимодействие отдельных хранящихся в памяти фрагментов знания, что приводит к озарению;
- творчество — это созидание собственной модели мира.
Идеи о том, что творчество - следствие сублимации неудовлетворённых потребностей или способ компенсации человеком своих недостатков можно, пожалуй, отнести к неосознаваемой (как правило) вариации первого этапа творческого процесса.
Инкубация направляющей идеи требует инкубационный период — паузы между обдумыванием задачи или проблемы и озарением. Факт необходимости этой фазы представляется довольно загадочным для классических подходов. Приведу фрагмент на эту тему из монографии проф. Аллахвердова В.М. "Сознание как парадокс" (ниже есть ссылка).
Как известно, эта фаза состоит в том, что после многократных неудачных попыток решения сложной нестандартной задачи необходимо временное прекращение этих бесплодных усилий, отход от поиска, смена деятельности. ...
Вот текст великого математика и тонкого наблюдателя А. Пуанкаре, многократно цитируемый в хрестоматиях по психологии:
«Среди дорожных перипетий я забыл о своих математических работах. По прибытии в Кутанс мы взяли омнибус для прогулки, И вот в тот момент, когда я заносил ногу на ступеньку омнибуса, мне пришла в голову идея — хотя мои предыдущие мысли не имели с нею ничего общего, — что те преобразования, которыми я воспользовался для определения фуксовых функций, тождественны с преобразованиями неэвклидовой геометрии. Я не проверил этой идеи. Для этого я не имел времени, так как, едва усевшись в омнибус, возобновил начатый ранее разговор. Тем не менее я сразу почувствовал полную уверенность в правильности идеи. Возвратясь в Кан, я сделал проверку; идея оказалась правильной». На основании этого и других примеров Пуанкаре делает вывод: «Можно думать, что сознательная работа оказалась более плодотворной благодаря тому, что она была временно прервана, и отдых вернул уму его силу и свежесть. Но более вероятно, что это время отдыха было заполнено бессознательной работой, результат которой потом раскрывается перед математиком (т.е. перед сознанием математика — В, А.)».
И всё-таки из общих соображений не совсем понятно, почему длительные сознательные усилия в решении задачи должны прерываться фазой инкубации. Рассматривая разные примеры, можно согласиться с Пуанкаре: дело не в том, что учёный после отдыха легко решает задачу, которая не давалась ему до этого. Во всяком случае, факт внезапности появления этого решения отдыхом не объяснить.
Однако и бессознательной работой во время инкубации нельзя объяснить внезапность научного открытия, столь ошеломляющую самого ученого. Ведь бессознательная работа идёт и до инкубации, и во время инкубации, и после инкубации. Зачем же, собственно, нужен этап инкубации?
Инкубация полезна и даже необходима тогда, когда длительные усилия учёного по решению головоломки привели к успеху — его идеальный мозг уже нашёл решение., но сам учёный ещё не осознал это. А ведь то, что находится в базовом содержании сознания и не осознаётся, имеет тенденцию и впредь не осознаваться (закон последействия негативного выбора) — поэтому-то продолжение упорных попыток решения головоломки не может приводить к осознанию уже найденного решения.
Перерыв в деятельности или смена задания изменяет контекст решения и может привести к изменению критериев соответствия, что, в свою очередь, отменяет сделанный ранее выбор того, его не следует осознавать. Фаза инкубации тогда становится необходимым этапом на пути к инсайту, к внезапному озарению.
Запомним эту идею проф. Аллахвердова В.М.. Она окажется кстати при рассмотрении темы: Творческое мышление человека - это частное творческого принципа Вселенной.
Теперь о том, какие особенности в понимание темы творца и творчества добавляет энергоинформационный (ЭИ) подход Эсм-Йоги.
Творческий подход - это всегда следствие ЭИ развития в освоение любой темы, достижение фазы "творца". Освоение любой темы априори несёт в себе аспект восприятия, понимания или познания мира, другими словами.
"Любая тема" - в пределе охватывает все аспекты жизни человека, хотя фазы "творца" удаётся достичь далеко не всех.
Проявить творчество требуется при решении научных или технических задач, но не только. Творец - это человек, который в обыденной ситуации может увидеть и понять более глубинные свойства предметов, явления, скрытую гармонию звуков или красок, более тонкие и неочевидные моменты, более тонкие планы мироздания, что-то новое в общем случае.
Понять себя, свою мотивацию, понять свои нераскрытые возможности, понять, как вырастить в себе новые способности - это тоже творчество.
Фаза творца предполагает переход к надэмоциональному восприятию темы, или независимости от эмоций, порождаемых темой. Отсюда возникает новый ЭИ подход к пониманию инкубационной паузы, предшествующей инсайту, или переходу к фазе творца.
Да, согласно Аллахвердову В.М. пауза необходима для того, чтобы мог измениться контекст и/или критерии принятия решения, что, в свою очередь приведёт к отказу не осознавать решение, которое мозг уже нашёл, а эмоциональный интеллект не допускает к осознанию.
Пока решение не найдено, происходит количественное накопление исходной информации, предпосылок, которые эмоциональный интеллект сначала не позволяет сложить в непротиворечивое решение. Почему? Это пока что фаза "мастера", который умеет хорошо действовать в рамках ранее установленных правил. "Мастер" следит за соблюдением правил и норм. Его сознание играет роль цензора, или даже цербера, который "убивает" всё новое, видя только вариации старого, даже если мозг новое решение уже нашёл.
Во время инкубационной паузы согласно закону перехода количественных изменений в качественные часть нашего бессознательного, а именно, эмоциональный интеллект, переходя на надэмоциональный уровень по отношению к ранее неразрешимым противоречиям, достигает фазы "творца". Это проявляет себя в переживании инсайта, озарения, появлении в сознании логически (и эмоционально!) непротиворечивого решения.
Ещё одно следствие достижения в теме фазы "творец" - это необязательность инкубационной паузы, необязательность инсайта при создании или понимании нового. Сознание "творца", в отличие от "мастера" не стремится убить всё новое. Сознание вторично по отношению к эмоциональному интеллекту. Каков уровень его развития, так сознание себя и ведёт.
Один из примеров: АРИЗ или Алгоритм Решения Изобретательских Задач, предназначенный для решения нестандартных задач повышенной сложности. Разработан Генрихом Альтшуллером и представляет собой алгоритмическую программу для детального анализа задачи с пошаговым продвижением к решению.
Также довольно показатели алгоритмы, которые закладываются в искусственный интеллект (ИИ). Алгоритмы предполагают использование комбинаторики, в том числе такой, которая позволяет сочетать несочетаемое. Только у ИИ нет эмоциональных ограничений на составление нелепых комбинаций вариативных факторов. Нелепыми они могут оказаться только на первый, основанный на шаблонах взгляд.
Человек, достигший в своём ЭИ развитии в какой-либо теме фазы "творец", может пользоваться для творчества комбинаторикой более эффективно, чем ИИ.
В завершение статьи (но не темы познания) рассмотрим тему:
Творческое мышление человека - это частное творческого принципа Вселенной
Вселенная существует и развивается благодаря собственному Творческому принципу. Подробнее об этом см. статью "Эми-Йога. Творческий принцип Вселенной - источник движения, жизни, Сознания, "сознания эгрегоров" и человека", ниже есть ссылка.
Напомню кратко основную логическую схему, благодаря которой во Вселенной появляется новое.
Подобное притягивает подобное. Происходит накопление подобного и на каком-то этапе срабатывает закон перехода количественных изменений в качественные. Появление нового качества - это и есть появление нового.
Человек в некотором смысле является агентом Вселенной и её представителем. В Библии же отмечено, что он создан по подобию и образу божьему. Человек по своей природе - творец.
Проф. Аллахвердов В.М. является крупным специалистом в области человеческого мышления. Он сформулировал целый ряд законов последействия: последействия фигуры, последействия фона, последействия смысла, последействия позитивного выбора и уже упомянутый ранее закон последействия негативного выбора.
Последействие фигуры — это закон, согласно которому повторное предъявление стимула побуждает сознание повторять ранее сделанный выбор. То, что однажды человек воспринял как фигуру, имеет тенденцию к повторному выделению в качестве фигуры, или основному объекту внимания.
Последействие фона — это тенденция к повторению отказа от одного и того же ответа, даже если этот ответ правилен. То, что однажды было не воспринято, не воспроизведено, не сосчитано, имеет тенденцию при повторном выполнении аналогичного задания быть не воспринятым, не сосчитанным, не воспроизведённым.
Последействие смысла — это неосознаваемая работа механизма сознания по приписыванию смысла поступающей информации и сохранению этого смысла в последующем.
Любой знак (текст, стимул) имеет много значений, часть из них воспринимается, но не осознаётся, а часть осознаётся, если непротиворечиво соединяется в логическую конъюнкцию. Смыслом текста (стимула) одновременно является и позитивный, и негативный выборы. Сделанные однажды выборы обладают тенденцией к последействию.
Последействие позитивного выбора — это тенденция человека к повторному осознанию того, что было осознано ранее.
Последействие негативного выбора — это тенденция повторно не осознавать то, что однажды уже было решено не осознавать. Однако при смене ситуации или решаемой задачи этот неосознанный элемент может стать осознанным в неподходящий момент или в виде ошибки.
Подробнее об этих законах в уже упоминавшейся монографии "Сознание как парадокс".
Все законы последействия - это частные случаи проявления принципа "подобное притягивает подобное". На каком этапе и почему прекращается их действие проф. Аллахвердов В.М. не ответил.
Мы же обращаем внимание, что во-первых, это происходит вследствие энергоинформационных свойств психики человека, и во-вторых, причина состоит в частном проявлении закона перехода количественных изменений в качественные. На каком-то этапе всегда происходит переход в новое качество.
Говоря о когнитивных законах мышления человека, мы касаемся природы и сути всего человечества. Из законов мышления человека и понимания общих принципов появления нового следует, что человек не может не творить.
Вселенная реализует себя в проявлении творческого принципа и человек - это его частное проявление.
Продолжение следует. Нам ещё предстоит поговорить об ограничениях познания и о контактах с иным разумом.
Обещанные ссылки:
Предыдущие публикации серии:
PS. Не забывайте ставить лайки 👍. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
Содержание Дзен-Блога "Школа Эми-Йоги. Свободная жизнь. От саморазвития к развитию цивилизации".