1963 год. Великобритания. Режиссер Стив Секели. В ролях: Говард Кил, Николь Море, Джанетт Скотт, Кирон Мур
Время апокалипсиса: 1963 год
Причина апокалипсиса: нашествие плотоядных космических растений
Масштаб апокалипсиса: вся планета
Британские писатели подарили миру немало ярких и оригинальных персонажей и историй. «Алису в стране чудес», «Гарри Поттера», «Властелина колец», «Нарнию». Однако литературная деятельность жителей Туманного альбиона не исчерпывалась волшебными сказками. В начале 1950-х известный английский фантаст Джон Уиндем потряс читателей леденящим кровь сюжетом о нашествии инопланетных разумных растений. А через десять лет, в начале 1960-х, почти одновременно с первой бондианой, английская киностудия Cinemascope Pictures перенесла «День триффидов» на экраны британских кинотеатров.
В ранних версиях романа разумные плотоядные растения «триффиды» были выведены на Камчатке советскими учеными по руководством одиозного агронома Трофима Денисовича Лысенко. Но в фильм политика не проникла и злобные ходячие кусты имеют тут однозначное инопланетное происхождение. Семена триффидов падают на Землю во время метеоритного дождя, который имеет и другие еще более разрушительные последствия для жителей планеты.
На следующий день все земляне, наблюдавшие накануне уникальное космическое явление, слепнут. А гигантские кустарники принимаются усиленно размножаться и занимать планету, параллельно поедая беспомощных людей.
Зрение удалось сохранить очень немногим. Одним из этих счастливчиков становится капитан американских ВМС Билл Мейсен, получивший накануне какую-то травму глаз. Он пробыл несколько дней в лондонском госпитале с наглухо забинтованной головой, пока все остальные смотрели на вспышки падающих метеоритов.
В День триффидов Билл приходит себя в больничной палате. Он снимает повязки, но не видит людей. Бродит по опустевшей больнице, не встречая ни врачей, ни пациентов, кричит, но никто не отзывается.
Тогда Мейсен выходит на улицу, но в Лондоне, оживленном многомиллионном мегаполисе, происходит то же самое: улицы пусты, ни транспорта, ни пешеходов, город как будто вымер. Дико озираясь, капитан бегает по столице Великобритании, не в силах понять происходящее.
«День триффидов» не очень хорошо известен в России, как и большинство западных фильмов 1960-х, но влияние этой киноленты на британское и американское кино огромно. Эффектная открывающая сцена впоследствии будет множество раз процитирована режиссерами постапокалиптических фильмов следующих поколений. Так начинается «28 дней спустя» Денни Бойла, «Я легенда» Фрэнсиса Лоуренса и «Ходячие» Фрэнка Дарабонта.
Внес свой вклад в генетический код научной фантастики и сам главный герой «Триффидов». Задолго до «Безумного Макса» Билл Мейсон проявляет себя как довольно эгоистический персонаж, не склонный к запредельному героизму. Капитан совсем не рвется спасать окружающих его беспомощных женщин и детей. А всеми силами пытается избежать этой ответственности, добраться до американской военной базы или какого-нибудь корабля и покинуть захваченный инопланетными растениями остров.
Прочие герои-мужчины также не проявляют здесь привычного для кино 1960-х оптимистического героизма и больше напоминают мрачных детективов из нуаров 1940-х. Альтернативой капитану Мейсону является Том Гудвин, морской биолог, спивающийся на уединенном маяке. А также банда сбежавших из тюрьмы зэков, которые сохранили ценное зрение, просто потому что были заперты в своих камерах.
Сцены всеобщего запустения, обезлюдевшие мировые столицы, терпящие бедствия морские суда и авиалайнеры, управляемые слепыми капитанами и пилотами, придуманные и реализованные авторами фильма, также вошли в мировой канон постапокалиптической фантастики. А еще в «Дне триффидов» появляется беременная женщина – характернейший персонаж постапокалиптического фильма, заимствованный в 1970-е и 1980-е множеством мастеров жанра от Ромеро до Кэмерона. В наше время ни один уважающий себя зомби-хоррор или космическая фантастика не обходится без какой-нибудь беременной малышки.
Что до истоков вдохновения самого Уиндема и венгерского режиссера Секели, бежавшего в Англию от коммунистов и нанятого Cinemascope на эту работу, то тут можно вспомнить первые варианты «Нечто» и «Вторжения похитителей тел», 1951-го и 1956-го года соответственно. Инопланетяне там не выглядели как злобные инопланетные энты, но явно имели растительное происхождение и использовали для размножения гигантские стручки. Кроме того, не лишним будет упомянуть первую серию сериала «Сумеречная зона» 1959-го года, которая также начиналась с сюжета о капитане, оказавшемся в полном одиночестве посреди большого города, оставленного людьми.
В середине 1980-х на BBC вышла телевизионная адаптация «Дня триффидов». Но уже не произвела такого эффекта. В 2009-м британский телеканал сделал еще одну попытку, и тоже без особенного успеха. Время от времени раса разумных инопланетных растений обретает форму в виде ироничных отсылок в «Симпсонах», «Футураме», «Южном парке» и «Рике и Морти». Или компьютерных играх вроде Fallout.
В остальном «Триффиды» так и остались уникальным, единственным в своем роде примером ботанической постапокалиптической фантастики, слишком странной для этого мира.
Удачного просмотра.