Найти в Дзене
Анастасия Богачёва

Эволюция руководства и революция автономии

Продолжаю тему управленческих кризисов. Напомню, их пять. Итак, первый кризис - кризис лидерства - преодолен. Кум, сват, брат заняли свою нишу либо вовсе покинули компанию. Но остались последователи, все еще очарованные харизмой лидера, привыкшие все решать сообща, обращаться к кому угодно с каким угодно вопросом, когда каждый дворник мог напрямую спросить у владельца, можно ли ему пойти в отпуск на два дня раньше. Но компания растет, количество сотрудников увеличивается, и установить дружеские отношение со всеми невозможно в принципе. Начинается естественное распадание на команды, у команд появляются свои лидеры. Новичкам сложно: "старики" открыто ностальгируют по временам совместных шашлыков, когда можно было "пить с владельцем", а теперь начинают подозревать владельца в том, что он зазнался и не хочет общаться. И новички не очень понимают, как себя вести в этой компании. Лидерам команд тоже несладко: рядовые сотрудники по привычке обращаются не к ним, а напрямую к владельцу, перепры

Продолжаю тему управленческих кризисов. Напомню, их пять.

Итак, первый кризис - кризис лидерства - преодолен. Кум, сват, брат заняли свою нишу либо вовсе покинули компанию. Но остались последователи, все еще очарованные харизмой лидера, привыкшие все решать сообща, обращаться к кому угодно с каким угодно вопросом, когда каждый дворник мог напрямую спросить у владельца, можно ли ему пойти в отпуск на два дня раньше.

Но компания растет, количество сотрудников увеличивается, и установить дружеские отношение со всеми невозможно в принципе. Начинается естественное распадание на команды, у команд появляются свои лидеры. Новичкам сложно: "старики" открыто ностальгируют по временам совместных шашлыков, когда можно было "пить с владельцем", а теперь начинают подозревать владельца в том, что он зазнался и не хочет общаться. И новички не очень понимают, как себя вести в этой компании.

Лидерам команд тоже несладко: рядовые сотрудники по привычке обращаются не к ним, а напрямую к владельцу, перепрыгивая через одну, а то и две ступеньки. Возможно, такие сотрудники не имеют никаких личных претензий, просто считают, что "так быстрее". А возможно, что и таким способом решают какие-то свои шкурные делишки.

И, наконец, владелец тоже не в восторге: он пытается как-то упорядочить этот хаос, взывает к линейным руководителям заниматься своими людьми и даже прямо отказывается (или более мягко увиливает) от контактов с рядовыми. Владелец не зазнался. Просто если каждый из двухсот, к примеру, сотрудников, подойдет к нему хотя бы с одним вопросом, владелец ничем другим заняться не успеет. А сотрудники стонут, что из друзей они стали винтиками.

И объяснить им, что они не винтики, которые можно легко заменить (в их терминологии "выбросить"), а профессионалы, которые пришли в компанию работать, бывает очень трудно: они еще помнят времена, когда всех окрыляла одна идея, и тоскуют по этому эмоциональному подъему.

Поэтому в это время так часто уходят хорошие профессионалы, которые почему-то вдруг стали считать, что они никому не нужны. Это кризис автономии.

Что делать?

Говорить с людьми. Абсолютно банальный совет. Просто взять и собрать всех - их пока еще не так много, можно разместить в одном зале, - и открытым текстом сказать, что никаких "винтиков" и потери доверия нет. Просто нас стало много, и мы вынуждены менять форму руководства. Оправдываться не нужно, нужно просто разъяснять, кому и К кому теперь нужно обращаться. Здорово, когда при этом остается "доступ к телу" в виде "прямых линий" или "приемных дней". Ну и никто не отменял корпоративы.

Просто для иллюстрации
Просто для иллюстрации