Найти в Дзене
Найди свой Дзен

Кризис постмодернизма: почему мы все стали ностальгировать?

Оглавление

На протяжении веков люди мечтали об инновациях, но, когда технологии стали помогать нам во всем (особенно в работе, ведь искусственный интеллект может даже написать за нас роман или нарисовать картину), мы стали думать о том, как раньше все-таки было хорошо. Не всегда можно убежать от себя, но всегда можно сбежать в любимую эпоху, даже если мы в ней не жили. В последнее время сбегать в прошлое — распространенная тенденция во многих сферах жизни человека. Рассказываем, почему мы так любим ностальгировать и в каких моментах жизни это проявляется.

Что такое ностальгия

Одно из самых приятных ощущений — это объятия мамы. Нам хорошо и спокойно в этот момент, кажется, что мы в полной безопасности, а эти секунды вечны. Примерно так психологи описывают чувство ностальгии. Конечно, точное значение этого слова — «тоска по прошлому, желание вернуться туда, где было хорошо», подсказывает искусственный интеллект. А иногда это даже не воспоминание, а реконструкция и наше субъективное отношение к прошлым эпохам.

Есть такое «правило 20 лет». Согласно ему, каждые две декады возвращаются элементы одежды, переписываются музыкальные хиты, снимаются сиквелы фильмов, которые раньше были популярны. Например, сейчас мы отчетливо наблюдаем возвращение нулевых.

Причем это не только российский тренд, который пересекается с импортозамещением, но и мировая тенденция. В прошлом году она стала превалирующим чувством.

Однако желание уйти из настоящего начало постепенно приходить после пандемии в 2021 году, когда жизнь человека была перевернута с ног на голову. С тех пор мы не можем выдохнуть, поэтому сбегаем к комфорту и хотим мысленно вернуться в беззаботное время.

Почему нам так хочется вернуться в прошлое

Тренд на ностальгию появился не просто так. Люди довольно часто вспоминают прошлое. Особенно в такое неустойчивое время воспоминания о прошедших эпохах дают ощущение комфорта, уюта, безопасности даже тем, кто не жил в то время, по которому ностальгирует поп-культура.

Все меньше мы хотим думать о будущем, когда наше настоящее нестабильно. Поэтому мы возвращаемся в прошлое, где, кажется, было лучше. Мы цепляемся за то, что нам знакомо, причем это окружает нас повсюду: это и мелькающие adidas Samba у половины города на ногах, которые были выпущены в 1940-х, это и афиши байопика «Руки Вверх!» на стриминговых сервисах, появление песен молодости наших родителей в наших плейлистах, фотографии не на телефон, а на пленку. В общем, хотите вы или нет, вы оказались в прошлом.

-2

Считается, что ностальгия сегодня — это ностальгия поколения миллениалов и зумеров. Мы не хотим придумывать новое, мы хотим переосмыслять старое. Мы не хотим проводить дополнительную работу, мы хотим расслабиться. Нам очень тревожно, и мы хотим экологичного отчуждения от реальности и современного социума. Да и вообще, кризис постмодернизма уже давно наступил, а значит, мы не способны к творческим инновациям — только к цитированию прошлого.

Этим активно пользуются бренды, которые подхватывают запрос общества на ностальгию, причем почти во всех сферах. Давайте разбираться на конкретных примерах.

Музыка

Одно из главных событий ноября 2024 года — это, конечно, новый альбом «From Zero» легендарной метал-группы Linkin Park и ее музыкальный тур. 5 сентября группа объявила о своем возвращении на сцену с двумя новыми участниками: барабанщиком Колином Бриттейном (он заменил Роба Бурдона, который ушел из группы) и вокалисткой Эмили Армстронг (была солисткой хард-рок- группы Dead Sara), которая заменила Честера Беннингтона. В 2017 году Linkin Park завершили свои выступления из-за гибели вокалиста.

-3

Тем не менее ностальгия в музыке началась еще раньше. Помните, как в прошлом году все (даже зарубежные тиктокеры) носили меховые шапки и пели «Попробуй муа-муа»? После этого трек Кати Лель «Мой мармеладный» даже попал в первую тройку мирового чарта «50 вирусных трендов» Spotify. Правда, такую новую волну популярности треку принесло не только желание людей ностальгировать, но и еще один прошлогодний тренд интернета — Slavic Bimbo (от англ. «славянская красотка»).

Кстати, воссоединилась и группа Backstreet Boys. В прошлом году группе исполнилось 30 лет, и она отправилась в свой юбилейный тур.

Сами исполнители (Бейонсе, Билли Айлиш, Тейлор Свифт, BTS, Imagine Dragons и многие другие) тоже решили поностальгировать. Это видно хотя бы потому, что исполнители стали выпускать свои альбомы на виниле, хотя винил стал модным среди молодежи намного раньше.

-4

А в России мы уже несколько лет вспоминаем каверы на советские хиты и песни 1990-х. Современная эстрада перепела множество песен. Здесь и «Розовый фламинго» в исполнении группы Cream Soda и Алены Свиридовой, и «18 мне уже» в исполнении Егора Шипа, «Позови меня с собой» в перепевке Анатолия Цоя, популярная «Зима в сердце», которую спела группа «Моя Мишель» — в общем, список всего того, что так дорого нашим русским сердцам, играет в новых оттенках.

Но, как оказалось, конкретно в музыке это не очень хороший знак. «Будущее музыки с каждым годом все больше определяется прошлым, и оно становится настоящей угрозой для ее развития», — пишет музыкальный критик Саймон Рейнольдс в своей книге «Ретромания: Поп-культура в плену собственного прошлого».

Кино

Помнится, в далеком 2018 году вышел фильм-байопик про Виктора Цоя и Майка Науменко «Лето». Считается, что байопики — это одна из ярчайших черт ретромании. Иначе как объяснить такое их изобилие в последнее время. Вышел и фильм Алексея Учителя «Цой», и «На тебе сошелся клином белый свет» о Янке Дягилевой, и из самого свежего — «Руки Вверх!» о Сергее Жукове.

Сейчас еще и подросло поколение ранних зумеров, которые в детстве смотрели ситкомы по телевизору, когда оно еще было аналоговое. Вот уже и Веник, который только недавно получал сплошные отказы от готки Даши Васнецовой, воспитывает своих пятерых дочек в сериале «Папины дочки», вернулся и любитель красивых женщин продавец обуви Гена Букин из «Счастливы вместе», снимаются ремейки диснеевских мультиков: например, «Русалочка», «Король Лев». Герои, на которых мы росли и воспитывались, выросли вместе с нами, и теперь у нас опять одинаковые проблемы.

Кстати, кажется, именно этим обусловлен успех фильма «Барби». Ведь до того, как Братц составили конкуренцию блондинке в 2000-е, все девочки мечтали именно о кукле Барби. А сейчас мы выросли, мы вспоминаем детство со светлой грустью, но, конечно, уже не можем играть в куклы, а нарядиться в розовое и пойти в кино, посмотреть фильм о человеческих правах и мизогинии можем всегда!

Особенно сильно российский кинематограф ностальгирует (и чаще всего снова романтизирует) «лихие 1990-е» («Мир! Дружба! Жвачка!», «Теснота», «Бык») и не менее жесткий конец 1980-х («Слово пацана. Кровь на асфальте»).

Голливуд тоже не отстает и выпускает сиквелы и ремейки фильмов и сериалов.  На экраны вернулась постаревшая тусовщица Нью-Йорка Кэрри Брэдшоу и ее подруги из «Секса в большом городе», вернулся агент ФБР Купер из сериала «Твин Пикс», воссоединились не только «Друзья», живущие по соседству на Манхэттене, но и «Друзья Оушена».

-5

Мода и дизайн

Много лет назад все облачились в однотонный оверсайз. Но, ходя по магазинам сейчас, можно заметить, что большие худи заменили кроп-топы и обтягивающие крохотные футболки с логотипами, однотонные ткани поблекли за стразами, пайетками и блестками. Вернулось многое из моды нулевых: крабики для волос, которые последние 15 лет были антитрендом, гламурные узкие очки, широкие джинсы с низкой посадкой, длинные меховые шубы, характерные для позднего СССР, ну и, конечно, элегантные сумки багет в стиле old money, которые заполонили полки магазинов и сейчас есть у каждой модницы. Причем при выборе места для шопинга мы все чаще выбираем не масс-маркет и торговые центры, а секонд-хенды или место, где можно приобрести нечто аутентичное и редкое, что будет только у пары-тройки людей. Ну а у кого проблемы с финансами, уже наверняка перерыли шкафы своих бабушек и дедушек для создания аутфита в grandpa (от англ. «дедушкин стиль»).

-6

Также продаются и украшения в стилистике советского времени, которые напоминают о тех временах: это может быть елочная игрушка в виде кукурузы или кулон в виде конфеты «Рот Фронт» и так далее. Как уже было сказано, бренды работают так, что могут создать ощущение уюта и ностальгии и желание купить вещь даже у той аудитории, которая не жила в то время. Так работает маркетинг, а мы ведь все его жертвы.

В такое тревожное время с быстрым темпом хочется привычности и предсказуемости, особенно в самом безопасном месте — в своем доме, поэтому винтаж моден не только в одежде, но и в дизайне интерьера. Люди все чаще отдают предпочтение затейливым коврам, деревянной мебели, абажуру, ярким обоям с забавными узорами.

-7

Выводы

Ностальгия — один из главных трендов в культуре на сегодняшний день. Конечно, желание вернуться к прошлому, ретроакценты и ностальгия не появились вот так из ниоткуда.

Ностальгия — это большой остров, на который мы можем приехать и получить тишину и спокойствие в наше переменчивое и стрессовое время. Во времена, когда все стараются быть идеальными, чистыми, красивыми, хочется чего-то искренне несовершенного и настоящего. Ностальгия — это мост между двумя эпохами.

Автор: Екатерина Трубарова