Страшно, печально, одухотворенно. Во всём лучше первой части. Главная удача – трудовой подвиг актрисы Наоми Скотт. Также грамотно отточены ранние хоррор-приемы, выстроена эффектная шоу-бизнес-драма, делающая «Улыбку 2» «возвышенным» ужастиком.
В прологе Джоэл (Кайл Галлнер) пробует снять «улыбчивое» проклятье по криминальному рецепту первой части. Кроваво и бестолково, но улыбка эффектная... Далее певица Скай (Наоми Скотт, «Могучие рейнджеры», «Алладин») возвращается на сцену через год после загулов, срывов гастролей, потери друга в аварии и ребцентра... На съемках болит спина. Скай идет к дилеру Льюису (Лукас Гейдж) за таблетками, а тот устраивает сцену с улыбкой.
Новые проблемы страшней рехаба. Скай мучают галлюцинации, мать-продюсер (Розмари ДеУитт, «Пацаны») и персонал думают, что взбалмошная звезда вновь употребляет. Одна надежда – на старую подругу (Дилан Гелула, «Герой наших снов»), да и там всё непросто.
Компилировать, улыбаясь
Первая «Улыбка» присваивала идеи J-хорроров и независимого кино США, да еше повторяла (плагиат или выкуп прав?) «Мёртвую точку» Билли Сенезе. Что за связи в Голливуде у Паркера Финна? Под брендом Paramount он прославился (кроме «Улыбок» у него нет полных метров), копируя Сенезе, имя которого осталось в тени. Тогда этот факт почти не заметили, мне на него справедливо указал Leopold Malina. Ниже ссылка на его текст.
Сиквел кажется более самостоятельным, но не исключено, что и тут что-то присвоили. Например, захотелось заменить криминальное снятие проклятия, неудачно опробованное героем Галлнера, на что-то без вреда для окружающих (у Скай и так проблема с совестью, ей хватит). В итоге доброжелатель, предлагающий способ обмана демона, выглядит так умно, словно никто не смотрел «Обратный отсчет» 2019 года, где этот рецепт уже сработал в финале.
Героиня снова убедительно страдает от того, что просьбы о помощи действуют против нее. Кто поверит девушке из рехаба? Вновь работают ходы It Follows, и «Звонка» и боди-хоррор в духе «Род мужской», но сейчас они интереснее адаптированы. Например, прущие через проемы тормозные призраки – не условные маргиналы, а члены подтанцовки звезды или её неприятный фанат, а финальный выход демона перекликается с «Субстанцией».
Очень бодрый ужастик
Финн не скупится на бу-эффекты. Тут и количество, и качество. На 55-й минуте – один из самых эстетских и ошарашивающих джампскейров последних лет. Запутанные и слоистые галлюцинации работают более эффектно, чем в первой части, радуют твистами и жесткостью хоррора. Сотворить такое в третьем фильме вряд ли выйдет, зритель предупрежден, да и финальный клиффхэнгер меняет правила игры, реализуя мечту разной нечисти – от Самары Морган («Звонок») до антагониста из ужастика «Час дьявола».
Это нужно внимательно смотреть (камера творит чудеса) и слушать (звук часто заставляет вздрагивать, да еще музыка приятная), и фильм не разочарует. Еще важен баланс: традиционные пугалки в гармонии с психологическими и сатирическими хоррор-приемами.
Мощная работа Наоми Скотт
Приятно после слабой роли дочери Шьямалана в «Ловушке» и панковского цинизма «Субстанции» видеть настоящую девушку в беде, за которую больно и тревожно. Кажется, Финн не ожидал, какое сочувствие вызовет героиня Скотт, хоть она и не подарок, иначе дал бы ей менее экспрессивный финал и прибрал бы черный юмор. Скотт действительно превзошла ожидания.
Британская актриса и певица Наоми Скотт стала новой хоррор-звездой, если не королевой крика, то королевой тревожного молчания. И это одна из главных удач. Настоящие ужас, отчаяние, оторопь, паника, истерика, агрессия... Играет так, словно ее героиня не поп-звезда из ужастика, а Леди Макбет.
Хоррор более психологичный, чем ранее. Выше нагрузка на актрису. Уместны сравнения с Катрин Денёв из «Отвращения» Романа Полански или Изабель Аджани из «Одержимой» Анджея Жулавского. Наоми Скотт проделывает объемную работу (метраж позволяет), проживая несколько экзистенциальных кризисов, и проклятие – лишь один из них.
На героиню давит производственная драма (чудесно, что Скотт поет и танцует сама, создает детальный портрет звезды, со знанием дела отыгрывает реакции на травмы, назойливых фанатов, раздражающую подтанцовку, да еще записала для кино хитовый альбом! Результат может напомнить Vox Lux (2018) с Натали Портман или сериал «Кумир» Сэма Левинсона. Также образ Скай имеет черты Эми Уайнхаус, Тейлор Свифт, Майли Сайрус, Бритни Спирс.
Певицу выматывают сложности реабилитации и разрыв с подругой. Лишает свободы, создает ощущение загнанности давление токсичной деспотичной мамаши. Выжирает изнутри и лишает сна чувство вины за то, что сделала позапрошлым летом... Такой драматизм в портрете героя хоррора встретишь не часто. И на такую работу актрисы можно смотреть бесконечно.
Скотт заслуживала выдвижения на «Золотой глобус», но куда там! Даже Мур идет как «Лучшая актриса в комедии или мюзикле». Своей номинации для ужастиков нет. Нужно в лепешку расшибиться, как героине Мур, чтобы заметили. А в это время публика в интернете традиционно занижает хоррорам оценки. IMDb: 6.80. Конечно же, этого мало. Справедливая оценка – около 8.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!