Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Фем-хоррор «Субстанция» критикует самих женщин и веселит отсылками

Шикарно по форме и по содержанию. Ужастик Корали Фаржа следует фем-повестке, но делает это так настойчиво, что доходит до утверждения об опасности мизогинии, процветающей среди самих женщин. Также это кино – очередное яркое явление в сатирическом боди-хорроре. Элизабет Спаркл (Деми Мур) имеет звезду славы в Голливуде. Её кинокарьера в прошлом, но пока в топе авторское фитнес-шоу. Когда Элизабет узнает, что продюсер (Деннис Куэйд) хочет заменить ее на молодую ведущую, кажется, что жизнь окончена... Но тут приходит спасительный биопанк. Спаркл покупает препарат, создающий новое тело, которое должно быть активно строго неделю через неделю. По такой же схеме нужно возвращать контроль базовому организму. Молодая версия Сью (Маргарет Куолли) быстро становится TV-звездой и отбирает у старой время жизни, провоцируя мутации. Феминистский боди-хоррор Корали Фаржа наградили за сценарий в Каннах. Для Фаржа недовольство собой – что-то личное, вот и сняла о мучительном перфекционизме в стремлении
Оглавление

Шикарно по форме и по содержанию. Ужастик Корали Фаржа следует фем-повестке, но делает это так настойчиво, что доходит до утверждения об опасности мизогинии, процветающей среди самих женщин. Также это кино – очередное яркое явление в сатирическом боди-хорроре.

Элизабет Спаркл (Деми Мур) имеет звезду славы в Голливуде. Её кинокарьера в прошлом, но пока в топе авторское фитнес-шоу. Когда Элизабет узнает, что продюсер (Деннис Куэйд) хочет заменить ее на молодую ведущую, кажется, что жизнь окончена... Но тут приходит спасительный биопанк.

Спаркл покупает препарат, создающий новое тело, которое должно быть активно строго неделю через неделю. По такой же схеме нужно возвращать контроль базовому организму. Молодая версия Сью (Маргарет Куолли) быстро становится TV-звездой и отбирает у старой время жизни, провоцируя мутации.

Привет Кроненбергу. Кадры из к/ф «Субстанция» и «Видеодром».
Привет Кроненбергу. Кадры из к/ф «Субстанция» и «Видеодром».

Феминистский боди-хоррор Корали Фаржа наградили за сценарий в Каннах. Для Фаржа недовольство собой – что-то личное, вот и сняла о мучительном перфекционизме в стремлении к стандарту красоты. Деми Мур тоже говорила, что роль соотносится с её собственным опытом.

Лавкрафт на пороге

Фаржа не новичок. Дала свежий взгляд на rape-revenge в «Выжившей», где есть болезненная телесность, показала самообновление (на 12 часов) в киберпанке «Реальность+». Также немало смотрела и читала. И это заметно.

Со Стенли Кубриком на фоне ковра. Кадры из к/ф «Субстанция» и «Сияние».
Со Стенли Кубриком на фоне ковра. Кадры из к/ф «Субстанция» и «Сияние».

Фильм роднится со свежими фем-боди-хоррорами и ценит классику. Зависание у телека и извлечение из плоти куриной ноги – «Видеодром» Кроненберга и отчасти «Реквием по мечте». Очевидны переклички с «Мухой» Кроненберга (окостеневшая нога, зеркало и зубы, есть даже сама муха), зеленые пузырьки с препаратом – привет «Реаниматору». Сатирическая кульминация заставляет вспомнить «Общество» Брайана Юзны, а также «Кэрри» Брайана Де Пальмы. В табличках с жизненными установками можно увидеть привет фильму «Они живут» Карпентера.

Кадры с лицом Деми Мур на кафеле, с ладонью и крупняком глаза копируют «Психо» Хичкока, сцена с домашним фитнесом героини Куолли напоминает «Заводной апельсин» Кубрика. Кубриковское «Сияние» в нескольких кадрах: гипнотический ковер, кровушка и лифт, красная уборная, ракурс снизу на безумствующего героя. Еще есть психоделика из «2001 год: Космическая одиссея», шоссе из «Шоссе в никуда» и так далее... Многие из отсылок, разумеется, больше стилистические, но есть и со смыслом.

Заметно книжное влияние. Это «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда (тут даже есть разрушение портрета, после которого ускоряется старение героини). И «Тварь на пороге» Говарда Лавкрафта, по которой недавно снял прекрасный фильм Деннис Паоли (вместе со Стюартом Гордоном он поставил немало картин по Лавкрафту, в том числе «Реаниматора»). «Муха», кстати, была написана на 20 лет позже рассказа Лавкрафта.

И снова об американском писателе. Наполненная духом рассказов Лавкрафта «Брешь» 2022 года (в России его назвали «Сбой времени») обращалась к боди-хоррору, в котором из человека вылезала его обновленная версия, и начиналось все с появления второй радужки глаза, совсем как в «Субстанции». Данный эпизод часто сравнивают со сценой из «Чужой. Завет», но это слабая аналогия, тут явный повтор сцен из указанного фильма Родриго Гудиньо.

Напоминает жизненные установки из «Они живут» Карпентера. Кадры из к/ф «Субстанция».
Напоминает жизненные установки из «Они живут» Карпентера. Кадры из к/ф «Субстанция».

Ненаучная фантастика

Фильм пухнет от метафор и аллюзий как героиня Мур от мутаций. Но никто не смог внятным н/ф-языком объяснить раздвоенность сознания.

Да, так показана неспособность некоторых женщин контролировать часть личности, подчиненную эксплуатационным стандартам. Очевидна аллегория культа объективации, сексизма, эйджизма среди самих женщин. Это даже интересно: фем-кино критикует самих женщин, отмечая, что не всегда источник мизогинии – представитель противоположного пола. Женщины действительно часто увлечены самообъективацией, а мужики с удивлением и досадой смотрят на их «пластику» и прочие улучшения.

Готовность душу продать за выход из кризиса. Кадры из к/ф «Субстанция» и «Сияние».
Готовность душу продать за выход из кризиса. Кадры из к/ф «Субстанция» и «Сияние».

С мужиками ведь тоже так: подрывают здоровье в «качалках», на потогонках и опасных производствах, в 90-е даже шли под пули, увлеченные исполнением гендерной роли добытчика и защитника... Разве всего этого прямым текстом просят женщины? Нет. Просто так принято.

Это верно. Но всё-таки перед нами фантастика. Стоило представить научные обоснования, иначе кино скатывается просто к притче и теряет часть доверия... К счастью, в остальном фильм настолько хорош, что ругать за подмену науки метафорой не хочется. Да и боди-хоррору от н/ф-зауми ни горячо, ни холодно. Ради него многие и собрались у экранов. И, конечно, сделали это не зря.

Привет Лавкрафту, Паоли и Гордону! Кадры из к/ф «Субстанция» и «Реаниматор».
Привет Лавкрафту, Паоли и Гордону! Кадры из к/ф «Субстанция» и «Реаниматор».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!