Вы, конечно в курсе, что «от улыбки хмурый день светлей». И что «нам песня строить и жить помогает».
В курсе об этом и создатели фильмов, которые вовсю данные эффекты используют, тем самым поднимая рейтинги картин.
Впрочем, далеко не только прагматичные расчеты движут режиссерами. Часто улыбка как нельзя лучше помогает понять психологию героя, его отношение к другим людям, его поведение и т. д.
Выражение «гагаринская улыбка» возникло и получило широкое распространение неслучайно. Такое выражение лица, в отличие от пресловутой «голливудской улыбки», всегда и у всех вызывало исключительно позитивные чувства, ощущалось как искренность и открытость, провоцировало на самое доброе отношение.
Конкретно на экранах такие улыбки бывали, к примеру:
- у послов мира, вот как в случае с Катей Лычевой, в частности сыгравшей в кино СССР «Детство Бемби»;
- персонажей сказок, как, допустим, в современном мультике «Иван Царевич и Серый Волк». Там данное качество приписывали мальчику-с-пальчика. Мол, «очаровательный мальчишка, доброе лицо, гагаринская улыбка»;
- героев комедий, к примеру, сыгранных Леонидом Куравлевым в комедиях СССР «Афоня», «Самая обаятельная и привлекательная», «Иван Васильевич меняет профессию» и др. Актер в реальной жизни смеялся, что его смех режиссеры используют на всю катушку; по сути, он был заложником собственного обаяния.
Противоположностью гагаринской улыбке, помимо улыбки голливудской, можно назвать губы ниточкой. Это когда человек силится продемонстрировать позитив, на самом деле всеми флюидами источая негатив.
Бывает, однако же, что показать смех перед камерой гораздо сложнее, даже чем заплакать. (Подробнее об этом читайте мою Дзен статью «10 секретов актеров: как зарыдать перед камерой по сюжету».)
Так, Георгий Юнгвальд-Хилькевич делился, что во время съемок кино СССР «Д’Артаньян и три мушкетера» он никак не мог добиться нужной улыбки от Ирины Алферовой.
Казалось бы, от актрисы требовалось совсем немного: легко улыбнуться и кокетливо помахать рукой другу-гасконцу на прощание. Однако Констанция кадр за кадром «пробуксовывала»… пока не получилось идеально – так, что сам Константин Станиславский воскликнул бы: «Верю!»
Ну, а одним из самых сложных случаев является сочетание смеха и слез – когда актеру надо показать максимально эмоционально противоречивого героя.
Вспомнить хоть персонажа Пьера Ришара из французской комедии «Папаши», который должен был заплакать, чтобы разжалобить одну женщину. Но именно в этот момент у вечного меланхолика, готового пустить слезу в любой момент, вдруг возникло желание… посмеяться. И чем больше он пытался выжать из себя слезу, тем больше он хохотал.
Между прочим, для самих актеров это очень сложно. Почти так же сложно, как, к примеру, оставаться невозмутимыми, пока все зрители хохочут. (А об этом читайте еще один мой пост «Как актеры умудряются быть серьезными на сцене, когда весь зал смеется».)
Близка ей ситуация собственно смехо-истерики. Это когда персонаж не плачет, а только смеется, но делает это чрезмерно. Вот как Паниковский в комедии СССР «Золотой теленок», который «глядел на гири и бешено хохотал».
Михаил Самуэлевич заподозрил, что «подпольный миллионер» Корейко в свои спортивные снаряды упрятал золото. И этот «человек без паспорта» подговорил своего коллегу – еще одного «сына лейтенанта Шмидта» Балаганова – гири умыкнуть, чтобы потом распилить, достав золото.
Но, как мы все помним, хорошо смеется тот, кто смеется последним. В данном случае Паниковский последним не был… в отличие от «великолепного Остапа», который отнял-таки у Александра Ивановича миллиончик.
Итак, улыбки разные нужны, улыбки разные важны. Равно как и смех. Вот, в частности, Виктор Гюго даже этому роман посвятил: «Человек, который смеется», экранизированный 3 раза на родине – во Франции и 1 раз за океаном – в Штатах.
Единственное, пожалуй, против чего все-таки стоило бы восстать, – это закадровый смех. Ну, знаете, модная в последнее время тенденция, перенятая с западного телевидения: когда в фильмах и (чаще) в сериалах действия героев сопровождаются смехом несуществующей публики.
Таким образом телезрителю подсказывают, когда и каким образом надо реагировать на повороты сюжета. А то вдруг кто-то не догадается, что, допустим, героиня ситкома пошутила, и перепутает реакцию – всплакнет вместо того, чтобы весело захихикать..?
Ну, а мы с вами сегодня остановимся конкретно на смехе в наших любимых советских фильмах. Итак, с улыбкой – вперед, к тесту!
П. с. Друзья, а чьи улыбки и смех в фильмах и мультфильмах нравятся / запомнились вам больше всех?
Также отгадывайте другие тесты, где надо вспомнить кино по героям со спины в кадре, а еще по аксессуарам, плюс по головным уборам и вот еще по очкам.
#тест #тесты #психология #викторины #развлечения #кино #культура