Пересматривая КВН и шоу «Уральские пельмени», я иногда думаю: вот ведь весь зал смеется – а как актерам удается не хохотать вместе со всеми, но сохранять на лицах серьезные выражения для роли?
Иногда, правда, они сбиваются и тоже начинают смеяться. Но частенько возникает ощущение, что не всегда это естественно. Наверняка они это иногда делают специально, чтобы еще больше разогреть публику.
И ведь на самом деле: стоит кому-то из, например, «Уральских пельменей» отбросить серьезное выражение и зapжaть вместе со всеми – зал начинает хохотать еще больше.
Особенно часто этим «грешит» Слава Мясников. :)
А что делать, чтобы не смеяться-то?
Причем вопрос касается не только игроков КВН, но и актеров театра… даже аниматоров или ведущих семейных праздников.
Конечно, порой актер настолько волнуется, что он вообще ни на кого вокруг внимания не обращает и, как говорят в простой публике, «дyeт свое» по заученной роли. Но это все-таки чаще бывает с новичками.
А вот что с теми, кто отслеживает-таки публику и может реагировать на ее смех?
1. Самый первый способ, который приходит в голову, – это актерское вживание в роль: если роль серьезная (пусть и нарочито), то настроенный на нее актер не поддастся на смех публики.
2. Также этому помогает сила воли.
3. Но что делать, если никакая сила воли, даже немалая, не удерживает от рвущегося наружу хохота?
Самый очевидный прием показал герой Пьера Ришара в комедии «Папаши».
Там его напарник в исполнении Жерара Депардье просит: мол, ты же меланхолик, за время дeпpeccии привык постоянно пускать cлeзy – так зaплaчь сейчас, чтобы нам разжалобить одну несгибаемую мадам и она сказала нам то, чего не хочет говорить.
Герой Ришара, действительно привыкший из-за дeпpeccии плaкaть по любому мелкому поводу, напрягается… но вдруг начинает смеяться.
А в это время подходит та несговорчивая мадам. И ей никак нельзя показать его хохот – напротив, надо продемонстрировать его cлeзы.
Герой Ришара делает над собой усилие. И герой Депардье его к этому активно подталкивает…
Но по закону пoдлocти именно сейчас этому меланхолику хочется смеяться. Нepвный cpыв, что ли?
Тогда он делает последнее усилие: «Сейчас вспомню что-то грустное… Пoxopoны моего отца – было очень печально».
В итоге у героев все получилось благополучно. Нужные сведения мадам им рассказала. Правда, герою так и не удалось зaплaкaть – он продолжал смеяться. Просто герой Депардье укрыл его за своими широкими плечами, а мадам вздрагивавшие от хохота плечи героя Ришара восприняла за проявление pыдaния.
Но сам по себе этот способ справиться с эмоциями (любыми, главное, что сильными) весьма эффективен.
4. Есть еще такой прием, который предлагают бывалые люди.
Надо сильно напрячь пресс. Благодаря этому дыхание будет как бы запираться, дышать станет нечем – и будет не за счет чего смеяться чисто физически.
Правда, это может привести к тому, что:
- зрители увидят напрягшееся лицо актера… Однако они могут подумать, что так и надо;
- голос «тepпeльца» слегка изменится, например станет выше обычного/отрепетированного.
Одна актриса, ведущая свой блог, признается там: «Если бы вы знали… насколько сложно актерам сдержаться от смеха!!! А особенно персонажам, которые по типажу вообще не имеют права даже на тень улыбки :)».
Она указывает, что доп. эффект дает цепочка: остальные смеются – и артисту хочется засмеяться в ответ.
Простые зрители наверняка наблюдали такой эффект в кинотеатре: в зрительном заде гораздо больше смеешься над тем же самым фильмом/шоу, чем дома перед телевизором. А все потому, что чужой смех заразителен.
Эта актриса предлагает такой набор удачно испробованных ею приемов.
5. Повернуться к зрителю полубоком.
6. Закрыть руками лицо/глаза/рот.
7. Очень сильно сжать губы.
8. Наконец, постараться сконцентрировать внимание на другом актере рядом – по сюжету менее «смешном».
Если актер сумеет исполнить эти приемы, зритель уже не сможет «обронить станиславское "не верю!"».
Причем исполнить это всё надо так, чтобы публика решила: так и задумано (даже если актер повернулся к ней спиной – чтобы скрыть не вовремя появившуюся улыбку).
9. Есть и такой прием: представить не просто что-то печальное, как герой Ришара, но то, что вызывает у актера бoль. Мозг верит, переключается и улыбка уходит.
10. Наконец, прием сугубо физический, но действенный: зажать кончик языка между зубами, а если смех все-таки прорывается – сдавить язык посильнее.
Вот так вот. А вы думали, что артисту главное – роль выучить? Как бы не так! У него масса сложных моментов, порой вот таких неожиданных, о которых большинство зрителей и не подозревают.
П. с. Также читайте статью «5 примеров, как актеры учат наизусть длинные роли».