- Ты всё правильно сделала, - поддержала Люду Ольга Павловна, видя, как та тяжело переживает разрыв с мужем.
- А может, я погорячилась и напрасно выгнала его? - сомневалась девушка. - Может, он и правда хотел как лучше?
- Может, и хотел, - сурово ответила начальница, - да только не с того начал. Не жалей о том, что случилось! Значит, так тому и быть.
Время шло. Людмила постепенно привыкала к мысли, что они с Гришей больше не муж и жена. С заявлением о разводе девушка не стала тянуть. Положенный по закону месяц "примирения" подходил к концу. Однако случилось непредвиденное: незадолго до официального вынесения решения о разводе Люда узнала, что носит под сердцем ребёнка. Вопроса оставлять его или нет у неё не возникло, но мысли о том, как это несвоевременно посещали каждый день.
- Крыша над головой есть, работа есть, - убеждала её Ольга Павловна. - Чего ещё? Не ты первая, не ты последняя. Поднимешь. В конце концов, родители помогут. Не думаю, что они бросят тебя в такой момент.
- Вы правы, - задумчиво ответила Люда. - Только переживаю я не об этом. Ребёнок навсегда свяжет нас с Гришей. А этого мне совсем не хочется.
- Ты же говорила, что ему не нужны дети, - напомнила начальница. - С чего вдруг сейчас ему менять своё мнение?
Девушка промолчала, но задумалась.
Встреча с без пяти минут бывшим мужем не сулила ничего хорошего, но Людмила старалась скрыть своё волнение.
- Ещё не поздно отказаться от этой глупой затеи, - самонадеянно сказал ей Гриша при встрече. - Жили же хорошо. Чего тебе взбрело в голову разводиться? Ну, не хочешь менять квартиру, будем жить в этой.
- У нас с тобой разные понятия о хорошей жизни, - ответила ему Люда. - Какой прок мне от тебя? Да и ты не скрываешь, что жил со мной ради удобства. А мне нужна нормальная семья: любящий муж, дети...
- Так проблема только в этом? - усмехнулся мужчина. - Хочешь, будут тебе дети!
- Обязательно будут, - парировала она, - только не с тобой!
Гриша снова усмехнулся и сказал:
- Если передумаешь - зови! Я пока свободен. Но знай: свято место пусто не бывает! Можешь и опоздать!
- Не переживай за меня! Я всё успею. Думай лучше о себе: с чем ты останешься!
Полчаса на бюрократическую процедуру - и документ о разводе был на руках у Людмилы. Не сказав ни слова больше, она вышла из кабинета и быстрым шагом пошла прочь. Своё интересное положение женщина утаила в надежде, что бывший муж никогда не узнает об этом.
Прошло полгода. Люда продолжала работать, каждый месяц понемногу откладывая с зарплаты. Родители были не в восторге от перемен в личной жизни дочери, но обещали помочь с малышом, когда тот родится.
- Это неправильно, - высказала своё мнение мать. - Гриша имеет право знать о существовании ребёнка. И он обязан заботиться о нём.
- Он о себе-то позаботиться не может! Что уж говорить о ребёнке.
После развода Люда не видела бывшего мужа и ничего не знала о нём. Он тоже не интересовался её жизнью. Но в день родов, будто почувствовал что-то, заявился в ресторан в сопровождении новой пассии. Всё время пребывания в заведении, где работала бывшая жена, он озирался по сторонам в надежде "случайно" встретиться с ней и похвастаться своей спутницей. Однако, не получив желаемого, Гриша улучил момент, когда та вышла попудрить носик, и поинтересовался у официантки, работает ли ещё здесь Людмила. Её ответ его обескуражил. Он не знал, как реагировать на новость. С одной стороны, понимая, что ребёнок его, он не испытал никаких чувств: ни радости, ни сожаления. Лишь круговерть мыслей возникла в голове. Один за другим появлялись вопросы, на которые тут же находились ответы: "Почему она не сказала?", "Может, это не мой ребёнок?", "Нет, точно мой!", "Она же теперь будет требовать алименты...", "Тогда почему не сообщила о беременности?" Нескончаемый внутренний диалог шёл по десятому кругу, когда вернулась его спутница. Заметив растерянность на лице мужчины, она спросила:
- Что-то случилось, пока меня не было?
Но Гриша даже не услышал её, настолько был занят своим мысленным разговором. Наконец, вернувшись к реальности, он сказал:
- Мне, скорее всего, придётся уехать в другой город. Поедешь со мной?
Неожиданное предложение смутило её. Однако после недолгой паузы она ответила согласием. Больше Гриша не появлялся здесь, и о его визите все быстро забыли.
Людмила родила девочку. Малышка оказалась неспокойной, по всем ночам не давала спать никому. Родители, как и обещали, время от времени приезжали и водились с внучкой. Мать по-прежнему настаивала на том, что Грише необходимо сообщить о рождении его дочери, но Людмила была непреклонна.
Два года пролетели незаметно. Танюшка подросла, и Людмила устроила её в детский сад, а сама вернулась на работу, где почти ничего не изменилось, только водитель теперь был другой.
- Алексей, - представился он, увидев впервые Людмилу.
- Люся, - ответила она. - А где Виктор Иванович?
- Ему пришлось уволиться по семейным обстоятельствам, - пояснил молодой человек.
- Жаль! - искренне сказала девушка. - Отличный водитель и прекрасный человек!
- Приятно слышать такую характеристику от постороннего человека! Я с тобой полностью согласен. Отец у меня замечательный.
- Так ты - сын Виктора Ивановича? - уточнила Люда. - А я думаю, что-то знакомое есть в твоих чертах и манерах, и никак не могу понять, что именно.
Алексей рассмеялся и вернулся на своё рабочее место. Остановившись возле дома Людмилы, он вдруг спросил:
- Муж не ругается, что ты так поздно возвращаешься с работы? Тяжело, наверное, одному с ребёнком сидеть по вечерам.
- Мужа у меня нет, потому не сидит и не ругается, - ответила она. - А бабушке и дедушке только в радость общение с внучкой.
Водитель хотел ещё что-то сказать, но не успел. Люда выпорхнула из автобуса и через мгновение скрылась в подъезде.