Найти в Дзене
Тайная палитра

Бабушка перформанса: как Марина Абрамович превратила боль в вечное искусство

Оглавление

Марина Абрамович родилась в Белграде в 1946 году, и с первых лет жизни было понятно: обычной судьбы у этой девочки не будет. Воспитываясь в семье строгой коммунистки и любителя дисциплины, Марина рано усвоила, что любовь можно заслужить только страданием. Ну или хотя бы десятком идеальных приседаний.

"Моя мать управляла мной, как военным подразделением. Свет выключался ровно в 10 вечера, а моя свобода — немного раньше," — вспоминала Абрамович. Детство, как говорится, задалось.

Оставив югославский бетонный рай, Марина решила не снимать фильмы о счастливой жизни, а изображать её прямо на себе. Краски, холсты? Скучно. Она пошла дальше — на передовую боли и унижения. "Картины? Это для тех, кто боится собственной крови," — примерно так она объясняла свои эксперименты.

В 1974 году она устроила перформанс "Ритм 0", который, по сути, можно было бы назвать "Что сделает толпа, если дать им пистолет и художника". Она предложила зрителям 72 предмета на выбор: от безобидного пера до заряженного пистолета. И стояла неподвижно шесть часов, наблюдая, как люди превращаются из почтительных вандалов в потенциальных убийц.

-2

"Я хотела понять, насколько далеко зайдёт человек, если ему позволить всё," — рассказывала Марина. Ответ? Очень далеко.

Критик Артур Данто написал: "Абрамович показала нам, как тонка грань между искусством и садизмом. Но зато теперь мы точно знаем, что пистолет в руках зрителя — плохая идея."

И всё-таки Марина выиграла в этой странной игре. Она осталась жива, а её карьера — взлетела. Она доказала, что боль можно упаковать, продать, а затем пересдать в аренду музеям. Как она говорила: "Тело — это храм, но иногда его стоит поджечь, чтобы все обратили внимание."

Была ли это провокация, отчаяние или гениальный маркетинг? Кто знает. Но Абрамович научила нас, что страдать нужно с гордо поднятой головой. И если всё сделать правильно, за это можно получить премию.

Боль, кровь и катарсис: почему Марина Абрамович шокировала даже самых смелых критиков

-3

Марина Абрамович не делает искусство. Она делает ад. И приглашает нас занять в нём места в первом ряду. Если вы пришли посмотреть на её работы в поисках эстетики, то, возможно, у выхода вам выдадут антидепрессанты.

Возьмём "Ритм 5" — гениальный эксперимент с элементами пиротехники. Марина легла в центр горящего деревянного пятиконечника, пока огонь постепенно поглощал воздух, а она теряла сознание. Зрители подумали, что это часть шоу. Они почти дождались эффекта шашлыка, прежде чем кто-то понял: "Кажется, Марина уже слишком реалистично изображает неподвижность."

"Я хотела узнать, что чувствует тело в ситуации максимального стресса," объяснила она. Ну что ж, теперь мы знаем, что тело чувствует: оно хочет бежать, крича "Зачем я в это ввязалась?!"

Переходим к "Ритм 2", который мог бы спокойно называться "Марина Абрамович и таблетки, которые никто не должен принимать". Первый препарат превратил её в хаотично дергающуюся марионетку, второй — в застывший манекен. Люди в зале сидели как на иголках, размышляя, это ещё искусство или уже вызов на врача. Один критик заметил:

"Её тело — холст, а зрители — подопытные. Но я бы предпочёл обычную выставку с вином."

-4

Ещё более шокирующий случай — "Липсистик". Представьте: Марина, красная помада, много ударов по лицу, кровь, смешанная с косметикой. Получился кровавый портрет усталой женщины, которая явно переборщила с идеей очищения.

"Это был мой ритуал освобождения," заявила она. Ну что ж, если это так работает, завтра полгорода побежит освобождаться.

И, конечно, легендарный "Дракон и нож": Абрамович ходила по кругу между остро заточенными клинками, рискуя порезаться при малейшем неправильном шаге. Но что поразительно, она не только не упала, но ещё и выглядела так, будто вся эта опасность её только заводит.

"Риск делает нас живыми," говорила она. Кто-то добавил бы: "Но вы всё равно возьмите пластырь, на всякий случай."

Любовь как искусство и трагедия: Марина и Улай

-5

Если бы кто-то предложил вам превратить ваши отношения в перформанс, вы бы, скорее всего, отказались. Но не Марина Абрамович и Улай. Они не просто любили друг друга — они сделали свою любовь частью искусства. И, как любой искусственный эксперимент, он закончился трагедией, которую обсуждают до сих пор.

Началось всё романтично: два художника, два ярких эго, две душевные травмы. Они встретились в 1976 году и быстро поняли, что вместе могут превратить любую эмоцию в искусство. Только вместо букетов и свиданий у них были издевательства над собственными телами.

Например, их перформанс "Отношения в пространстве": Марина и Улай с разбегу сталкивались друг с другом, снова и снова. Это был такой сюрреалистичный перевод с языка любви: не "Я люблю тебя", а "Я люблю тебя, но так раздражаюсь, что готов врезаться в тебя на полной скорости".

"Это был наш способ показать, как страсть и конфликт могут сосуществовать," — объяснила Абрамович. Зрители замирали, гадая, кто сломается первым — колени или отношения.

Дальше был перформанс "Энергия покоя", где они стояли напротив друг друга, держа в руках натянутый лук со стрелой, направленной прямо в сердце Марины. Улай держал тетиву, а Марина смотрела ему в глаза, словно говоря: "Если ты ошибёшься, по крайней мере, это будет красиво." Критики потом шутили, что это идеальный символ любых отношений: одно неверное движение — и всё.

-6

Но настоящий шедевр и финал их отношений — "Великая стена". Марина и Улай решили пройти 2500 километров по Великой Китайской стене, чтобы встретиться в середине и попрощаться. Это было одновременно красиво и жестоко: три месяца одиночества, чтобы признать, что их история закончена. Марина потом говорила:

"Когда я увидела его в конце, я не могла ничего сказать. Это была наша последняя встреча, и она была абсолютно молчалива."

Критик Джерри Зальц назвал это одним из величайших актов искусства ХХ века:

"Они показали, что разрыв может быть таким же грандиозным, как и сама любовь."

И хотя их история закончилась, спустя годы они встретились снова — в 2010 году, во время перформанса Марины "Художник присутствует". Когда Улай сел напротив неё, слёзы хлынули. Это был момент, который сломал миллионы зрителей, напомнив, что настоящая любовь — это не конец, а вечная рана, которую иногда хочется показать всему миру.

-7

"Искусство нужно пережить": философия Марины Абрамович

-8

Если бы Марина Абрамович читала лекции по философии, её девизом было бы: "Сиди и страдай". Потому что, по её мнению, настоящее искусство — это не про наслаждение. Это про дискомфорт, боль и 12 часов на стуле, пока ты не почувствуешь, что понял смысл жизни. Или, по крайней мере, окончательно ненавидишь её.

"Искусство — это процесс, который должен проходить через тело. Оно должно быть выстрадано," — говорила Абрамович. И чтобы проверить эту теорию, она поставила на себе столько экспериментов, что их хватило бы на десяток жизней.

В её "Художнике присутствует", культовом перформансе, Марина сидела за столом в Музее современного искусства в Нью-Йорке, глядя в глаза каждому зрителю. 750 часов. Это не просто сидение, это марафон терпения, где люди плакали, смеялись и даже предлагали выйти замуж.

"Я заставляла людей заглянуть внутрь себя," — объясняла она. Ну да, за три часа в одной позе ещё и не такое всплывёт.

Или возьмём её знаменитый перформанс "Дом с видом на океан". Она провела 12 дней в галерее, стоя на трёх узких платформах, без еды, лишь с водой и громкоговорителем, чтобы произносить философские афоризмы. Зрители наблюдали за ней, как за диковинной птицей, которая сама себя посадила в клетку.

"Я хотела узнать, как можно выжить на пределе возможностей," — говорила Абрамович. Если вы когда-нибудь сидели на диете, вы уже знаете ответ.

-9

Философия Абрамович — это и "Три вита", перформанс, где она и её партнёры часами стояли неподвижно, превращаясь в живые скульптуры. Её идея: тело — это сосуд для энергии, а энергия должна быть направлена. А как насчёт направить её на что-то менее болезненное?

Критики порой не понимали её упорства.

"Абрамович делает всё, чтобы зрители чувствовали себя неудобно. Это изнурительно, но оторваться невозможно," — писал критик The New York Times.

Марина отвечает просто: "Искусство — это про переживание. Если ты ничего не почувствовал, ты ничего не понял." И её зрители чувствовали. Порой слишком много. Потому что Абрамович — это не про "красивую картинку". Это про то, как ты выходишь с её перформанса другим человеком. Более осознанным, более уставшим. И, возможно, более голодным.

Скандалы и критика: гений или провокация?

-10

Марина Абрамович — женщина, которая заставляет мир искусства разрываться на два лагеря: тех, кто считает её гением, и тех, кто думает, что она просто хорошо устроилась на волне хайпа. И если искусство — это провокация, то Марина — королева этой игры. Её перформансы стабильно вызывают скандалы, споры и желание спросить: "А это вообще законно?"

Одним из самых обсуждаемых стало "Балканское барокко", работа, за которую Абрамович получила "Золотого льва" на Венецианской биеннале. Она сидела на груде коровьих костей, очищая их от остатков мяса и крови, пока вокруг стоял запах смерти. Это был её способ осмыслить войны на Балканах — бескомпромиссный, болезненный и жуткий.

"Это искусство о том, что боль нельзя спрятать, её нужно прожить," объясняла она. Но многие критики считали, что это больше похоже на шок-аттракцион для публики, чем на рефлексию.

Скандалы продолжались с её работой "Импондерабилия", где Абрамович и Улай стояли обнажёнными в дверном проёме, заставляя зрителей протискиваться между их телами. Для 1977 года это был откровенный вызов: искусство касалось не только зрительных, но и тактильных ощущений. Критики сразу разделились:

"Это акт подлинной интимности," писали одни.

"Это просто неудобный проход," возражали другие.

-11

А как насчёт её перформанса в Лувре, где Абрамович ходила по музею с зеркалом, отражая картины и лица зрителей? Лувр — священный храм классики — внезапно превратился в пространство саморефлексии, где каждый мог увидеть себя в контексте искусства.

"Это была игра с границами между зрителем и произведением," — объясняла Марина. Ну а скептики хмыкали:

"Неужели для этого нужны зеркала? У нас в ванной каждый день перформанс."

Критики обвиняли её в нарциссизме, эксгибиционизме и манипуляции.

"Абрамович — не художник, а провокатор, который знает, как играть на человеческом любопытстве," писал один из обозревателей.

"Именно это и есть искусство," — отвечала она, не скрывая улыбки.

Не меньше шума вызвал её "Чистый дом", перформанс, в котором зрители проходили через серию обрядов, включавших громкие звуки, внезапные световые вспышки и обтирание влажными тряпками.

"Это было похоже на арт-пытку," жаловались посетители.

"Это способ очистить не только тело, но и сознание," — говорила Абрамович.

Марина Абрамович — это художник, который знает цену шок-контенту. Её искусство — это вызов, провокация и зеркало общества, которое порой боится взглянуть на себя.

"Я не делаю скандалы ради скандалов," говорит она. "Я просто показываю правду. И, как оказалось, правда многих пугает."

Марина Абрамович и магия: правда или вымысел?

-12

Если вы думали, что Марина Абрамович — просто художница, то вы глубоко заблуждаетесь. Она, кажется, ещё и ведьма. Или, по крайней мере, так считает половина интернета. Её имя давно обросло мистическими слухами: от сатанинских ритуалов до тайных магических практик. И, конечно, Марина с удовольствием подливает масла в огонь.

Один из самых громких скандалов разразился после её перформанса "Spirit Cooking", который из невинного арт-ужина внезапно превратился в мировой заговор. Белый порошок, кровавые надписи на стенах и ритуальные движения — всё это вызвало бурю вопросов.

"Я не ведьма, я художница," смеялась Марина, но её шутки только добавляли загадочности. Ведь если ты не ведьма, зачем писать на стене "пей свежую мочу" козьей кровью?

Ещё больше вопросов вызвал её интерес к шаманизму. Абрамович открыто говорила, что изучала шаманские практики в Бразилии, где проводила ритуалы очищения.

"Это способ работать с энергией," объясняла она. Но скептики сразу начали строить теории: от "Марина в контакте с духами" до "Марина — это арт-Гарри Поттер".

"Она делает магию искусства, но не магию магии," — успокаивал публику её коллега и друг Клаус Бисенбах. Хотя, зная Марину, уверенность в этом утверждении вызывает вопросы.

Впрочем, один из её самых известных проектов — "Кристальная энергия", где она работала с кварцевыми кристаллами, чтобы, по её словам, "исцелять души". Критики язвили:

"Кристаллы не работают, зато цена билета на выставку точно исцеляет её банковский счёт."

Но Марина — мастер превращать слухи в инструмент. В одном из интервью она заявила:

"Люди боятся того, чего не понимают. Это мой способ заставить их задавать вопросы."

А в другой раз просто улыбнулась:

"Если кто-то считает меня ведьмой, что ж, это забавно."

Конечно, Марина Абрамович всегда оставляет пространство для интерпретации. Ведь нет ничего лучше, чем слухи о магии, чтобы добавить пару нулей к стоимости перформанса. И пока зрители спорят, рисует ли она пентаграммы по ночам, сама Марина продолжает улыбаться загадочной улыбкой. Ведь, как говорится, главное — верить в магию, особенно если это магия маркетинга.

Марина Абрамович против времени: как 70+ лет не мешают ей оставаться актуальной

-13

Если время — это вор, то Марина Абрамович точно наняла его адвоката. Её паспорт может и говорит, что ей за 70, но тело, разум и способность шокировать — явно нет. Пока другие выбирают спокойную пенсию, она выбирает: "А что, если я снова заставлю мир искусства сойти с ума?"

Её секрет? "Я работаю над телом так же, как художник работает над полотном," — говорит Марина. И её перформансы — это доказательство. Она по-прежнему сидит, стоит, двигается (или не двигается) часами, словно законы физики ей не писаны. В "Художнике присутствует" она провела 750 часов на стуле. Сейчас уже и не все 30-летние выдержат такое, а ей-то было 63.

Ещё пример — её участие в "7 лёгких произведениях", где она повторила знаменитые перформансы других художников. Суть была в том, чтобы показать, как тело меняется с возрастом, но Марина выглядела так, словно время к ней забыло зайти.

"Её перформансы вне времени," писал The Guardian. "Абрамович создаёт искусство, которое актуально, независимо от возраста."

Марина утверждает, что её формула проста: медитация, вегетарианство и никакой жалости к себе.

"Возраст — это только цифра, если ты готов работать над собой," заявляет она. И, конечно, ещё немного шаманских ритуалов, добавим мы с сарказмом.

Критики недоумевают: как в эпоху мемов, TikTok и искусственного интеллекта Абрамович удаётся оставаться на волне? Ответ прост: она перешла от шока к символу. Её фигура стала почти мифологической — олицетворением искусства, которое идёт наперекор всему.

"Марина как искусство сама по себе," — отметил один из её коллег. Ну а кто-то цинично добавил: "Она — мастер маркетинга. И это искусство посложнее, чем перформансы."

В 70+ она открывает школы, пишет книги, ставит перформансы и даже готовится к опере о своей жизни. Да, вы правильно прочитали: опера. Если бы возраст был преградой, её бы уже давно остановили.

Для Марины Абрамович нет времени и границ. Она — пример того, как искусство может быть вечно. Или, по крайней мере, пока тебе не исполнилось 120 и ты всё ещё можешь смотреть зрителям в глаза, заставляя их видеть себя.

Перформанс как вызов смерти

-14

Марина Абрамович всегда знала, что её искусство — это не просто про зрителей, а про жизнь и смерть. Причём именно о смерти она, похоже, и не переживает. Во время своих перформансов она не только ставит под сомнение границы между искусством и реальностью, но и шутит с самой смертью, как с дрянной подружкой, которая зашла не вовремя на вечеринку.

"Я сталкивалась с границей жизни и смерти в своих перформансах," заявляла Марина, и это не просто слова. Её работы действительно связаны с тем, что с одной стороны — человек, а с другой — смерть. Например, в перформансе "Ритм 5" она обожгла свою руку зажжённым огнём, пока кровь не начала капать. «Самое страшное в этом — чувство собственного тела и осознание, что ты не можешь остановиться», — говорит она, играя с огнём, буквально и метафорически.

Ещё ярче её постоянный "Ритм 0", где она просто стояла, позволив зрителям делать с её телом всё, что они хотели. Это был настоящий тест на границу боли и смерти: ножи, пули, поцелуи — любой выбор.

"Я почти умерла," рассказывала она позже. "Но я поняла, что даже когда ты в таком состоянии, ты всё равно жив. Ты просто учишься этому."

Смерть, по мнению Марины, — это не конец. Это момент, который можно изучить, понять и использовать как инструмент для искусства. В "Перформансе в гробу" она ложится в гроб и имитирует смерть на глазах у зрителей. Гроб — символ конца, но для неё это просто новая точка для творчества.

"Я должна пройти через это, чтобы показать, что смерть — не конец," объясняла она.

Но самое крутое в её подходе — это то, что, несмотря на все эти эксперименты с физической болью и личной границей жизни и смерти, Абрамович не боится. Она, как и в своих перформансах, идёт в самую гущу, словно говорит: «Смерть? Смешно. Я уже сюда пришла и осталась». И вот в этом моменте перформанс становится не просто искусством. Это вызов самой смерти, который она постоянно повторяет, поднимая руку в знак победы.

"Перформанс — это моя война с собственной смертью," говорит она, и если в этом есть смысл, то его нужно искать только в том, как она заставляет нас смотреть на жизнь и смерть совершенно по-новому.

И, похоже, её борьба с временем и смертью только начинается. Марина не собирается уходить в тень. Скорее наоборот: она оставляет после себя грандиозное наследие. Уже сейчас её имя стало синонимом самого искусства, которое не просто переживает, а "переживает вас". Все те драматичные и шокирующие перформансы, где она превращала своё тело в чистый холст для боли и страха, начали рождать не только культ личности, но и будущее арт-мира.

Наследие Марины Абрамович

-15

— это не просто её работы, это целая философия, на которой строится будущее перформанса. Она открыла новые горизонты для художников, которые хотят быть живыми, а не просто существующими. Её искусство стало мощным инструментом для всех, кто хочет играть на грани жизни и смерти. И, кстати, уже сейчас ее работы продаются за баснословные деньги. Один из самых знаменитых её перформансов — "Вставая в пустоту" — был продан за миллионы долларов. Даже её воспоминания об этом — уже коллекционный предмет. Если вдруг вы хотите пережить нечто похожее (и у вас есть пара миллионов долларов), вы можете стать частью её "интерактивного" искусства, посетив одну из её выставок.

Цена на её искусство? Она настолько высока, что цена на билет становится искусством сама по себе. К примеру, аукционы, на которых её работы уходят за десятки миллионов долларов, стали хорошим показателем того, как искусство и его создатель могут взорвать рынок, и это ещё не конец.

Марина Абрамович не просто художник, она — феномен, который находит в каждой капле боли, каждом вдохе и каждом мгновении своего существования смысл. Её жизнь — это, по сути, один большой перформанс, в котором она сталкивается с миром, обществом и смертью лицом к лицу. И да, несмотря на все вызовы, она выигрывает.

Эта история вдохновила вас? Напишите в комментариях и подписывайтесь, чтобы вместе обсудить важные темы! 💬