Найти в Дзене

Что предсмертный опыт может рассказать нам о сознании

Оглавление

Наши представления о смерти определяют то, как мы проживаем свою жизнь.

Что предсмертный опыт может рассказать нам о сознании
Что предсмертный опыт может рассказать нам о сознании

Психиатр Рэймонд Муди в своей знаменитой книге 1975 года «Жизнь после жизни» впервые ввел понятие околосмертные переживания (ОСП).

В своей работе он подробно рассказывал истории более сотни людей, которые пережили клиническую смерть, а затем были успешно возвращены к жизни.

Муди определил околосмертные переживания как особые «сознательные и чувственные ощущения», которые происходят у людей, объявленных клинически мертвыми или находящихся на грани физической смерти. Эти переживания, по его словам, похожи для всех участников и довольно необычны.

Среди самых распространённых ощущений, о которых рассказывали люди, прошедшие через такие ситуации, были:

  • Ощущение, будто они находились вне своего тела и могли видеть себя со стороны.
  • Странное чувство, как будто они парят над сценой и наблюдают за происходящим снизу.
  • Внезапные и сильные ощущения покоя и гармонии, которые они никогда ранее не испытывали.
  • Перемещение через тёмный туннель, словно мост между жизнью и смертью.
  • Видение яркого, ослепительного света.
  • Встреча с удивительным потусторонним миром, который казался прекрасным и идиллическим.
  • Контакт с духами или умершими родственниками.
  • А также особое «объективное обзорное путешествие» по воспоминаниям из всей жизни, словно бы жизнь промелькала перед глазами.

Эти переживания многими воспринимались как знаковое событие, открывающее дверь к пониманию смерти и жизни.

Муди выделил их как общий опыт, который связывает истории людей, переживших «пороги смерти», и продолжал изучать их для понимания человеческой психики и природы бытия.

Околосмертные переживания — это глубокие и эмоционально насыщенные события, обладающие мистическим и трансцендентным характером.

Обычно они возникают в опасных ситуациях, когда жизнь висит на волоске — например, при сердечном приступе, удушье, шоке или других критических состояниях.

Люди, пережившие клиническую смерть или близкие к ней ситуации, описывают эти состояния как «зависание» между жизнью и смертью — нечто непонятное, неопределенное и мистическое.

Интересно, что такие переживания часто включают схожие элементы, несмотря на их индивидуальность.

Одна из наиболее распространенных тем — это выбор, стоящий перед человеком: остаться в этом мистическом, потустороннем состоянии, словно бы умереть окончательно, или вернуться к физической жизни.

Подобные состояния могут возникать не только после опасных для жизни ситуаций.

Околосмертные переживания также описываются во время длительных заболеваний, даже если они не представляют прямой угрозы для жизни, а также в периоды изоляции, депрессии, медитации или без видимой причины.

Несмотря на их общие черты по всему миру, каждый человек переживает уникальный опыт. ОСП индивидуальны и зависят от личной истории, культурных и языковых особенностей конкретного человека.

Многие люди, пережившие околосмертные состояния, после них испытывают глубокую уверенность в их реальности. Эти убеждения крепнут благодаря ярким, эмоционально насыщенным воспоминаниям, которые сохраняются на протяжении всей жизни.

Интересно, что подобный опыт часто приводит к значительной личностной трансформации.

Пережившие ОСП становятся более сострадательными, менее эгоистичными, более склонными помогать другим и менее боящимися смерти. Этот опыт не только меняет их взгляды на жизнь, но и помогает обрести новый смысл и отношение к собственному существованию.

Хотя чувство глубокого благополучия и покоя — один из наиболее распространенных аспектов околосмертных переживаний, существует и другая сторона этого опыта.

В 1,4% случаев люди сообщают о мучительных и даже адских переживаниях, которые значительно контрастируют с типичными позитивными ощущениями.

Один из главных вопросов при изучении околосмертных переживаний — это их природа. Являются ли они простым результатом галлюцинаций, вызванных мозгом в критический момент, или же это подтверждение того, что сознание может выживать после смерти тела?

Многие учёные скептически относятся к таким теориям, особенно если их выводы не опираются на строго академические исследования и традиционные научные подходы.

Столкнувшись с таким труднопонимаемым и новым явлением, как ОСП, некоторые исследователи либо игнорируют их, либо пытаются объяснить через привычные и знакомые научные концепции.

Словно старая поговорка о том, как «пытаться влить новое вино в старые мехи», эти попытки объяснить околосмертные переживания часто сталкиваются с ограничениями, когда привычные теории не могут справиться с новым и сложным материалом.

Согласно основному принципу нейронаук, весь человеческий опыт формируется деятельностью мозга.

Поэтому неудивительно, что большинство научных объяснений околосмертных переживаний фокусируется именно на нейрохимических процессах, происходящих в мозге.

Когда сердце останавливается — это наиболее распространенный триггер околосмертных переживаний — мозг лишается кислорода.

Это приводит к прекращению всех рефлексов, связанных со стволом мозга, нарушению дыхания и потере сознания. В результате этого состояния ученые связывают такие переживания с изменениями в нейрохимии мозга.

Так, чувство глубокого благополучия, которое часто описывают люди после ОСП, может объясняться выбросом эндорфинов, производимых гипофизом и гипоталамусом.

Галлюцинации и ощущения блаженства могут быть связаны с блокировкой рецепторов глутамата в мозге. Глутамат — это основной возбуждающий нейромедиатор, который играет ключевую роль в функционировании мозга.

Опыт, связанный с туннельным зрением и видением яркого света, может быть объяснен аноксией сетчатки — состоянием, когда сетчатка глаза испытывает недостаток кислорода из-за отсутствия кровоснабжения.

Все эти нейрохимические и физиологические процессы помогают понять, как и почему возникают околосмертные переживания в критические моменты, когда мозг сталкивается со стрессом и недостатком кислорода.

Психолог Рональд Сигел отмечает интересную деталь: по его словам, описания, которые дают люди в предсмертных состояниях, практически идентичны тем, которые описывают люди, переживающие галлюцинации, вызванные наркотиками или другими причинами.

Карл Саган вносит свою теорию, утверждая, что некоторые околосмертные переживания могут быть результатом «дефекта в нейроанатомии», который при определенных условиях неизбежно приводит к иллюзиям, похожим на астральную проекцию или вне телесный опыт.

Профессор неврологии Кевин Нельсон из Университета Кентукки склоняется к более традиционному научному объяснению.

По его мнению, ОСП можно полностью объяснить в рамках нейронауки, основываясь на известных механизмах функционирования мозга.

Тем не менее, все больше ученых начинают ставить под сомнение это объяснение. Некоторые из них убеждены, что сознание может существовать за пределами смерти.

Они аргументируют свою точку зрения тем, что мозг не может создавать настолько яркие и осмысленные сознательные переживания в критические моменты, связанные со смертью.

Таким образом, хотя существуют различные научные теории, взгляды на природу ОСП варьируются.

Некоторые связывают их с чисто нейрофизиологическими процессами, в то время как другие рассматривают их как доказательства того, что сознание может простираться за рамки физического существования.

Группа ученых изучала внетелесные ощущения и другие аспекты околосмертных переживаний, чтобы понять, могут ли они служить доказательством того, что сознание способно существовать отдельно от физического тела и продолжаться после смерти.

Большинство людей убеждены, что разум полностью зависит от мозга — что все наши мысли, чувства, восприятия и воспоминания создаются исключительно нейронной активностью. Однако это может быть не всей картиной.

Сэм Парниа, ведущий эксперт по интенсивной терапии и реанимации в Медицинском центре Лангоне при Нью-Йоркском университете, в 2014 году провел крупнейшее в мире исследование, посвященное человеческому сознанию в критические моменты смерти.

Его результаты оказались очень интересными: Парниа утверждает, что сознательный разум может оставаться активным и функционировать в течение некоторого времени даже после остановки сердца и прекращения работы мозга.

Эта работа открывает новые вопросы о природе сознания и его связи с телом, предлагая возможность, что разум может не ограничиваться исключительно биологическими процессами в мозге.

Исследования околосмертных переживаний бросают вызов широко распространенному представлению, согласно которому сознание исчезает в момент смерти.

Эти переживания сложно объяснить простыми биологическими причинами, такими как недостаток кислорода в мозге или действие лекарств. Напротив, на основе новых научных данных становится все более очевидным, что сознание может существовать независимо от мозга и физического тела.

Исследования показывают, что сознание может выходить за пределы мозговой активности и ощущаться как расширенное или нелокальное состояние, в котором мозг служит не источником, а скорее посредником.

Такой взгляд открывает невероятные перспективы и глубокие размышления о природе жизни и смерти. Согласно этой идее, смерть — это не конец существования, а лишь переход из одного состояния сознания в другое.

Физическое тело может прекратить свое существование, но сознание может продолжать существовать в иной форме, вне границ нашего физического опыта.

Околосмертные переживания, независимо от их происхождения — будь то биологическое, психологическое или метафизическое — являются значимой частью человеческого опыта.

Они влияют на мировоззрение, на представления о жизни после смерти и, возможно, предлагают доказательства того, что смерть не является конечной чертой, а скорее изменением состояния бытия.

Как рождение, так и смерть могут рассматриваться как переходы в иные формы существования и сознания, открывающие новые горизонты понимания нашего бытия.

ВАМ ТРЕБУЕТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ? Наши ведущие психологи и психотерапевты готовы оказать вам профессиональную поддержку. Вы можете совершенно бесплатно записаться на онлайн-консультацию с нашими специалистами на русском языке.

Это удобный и безопасный способ получить квалифицированную помощь, не выходя из дома. Просто нажмите на кнопку ниже и начните свой путь к улучшению качества жизни уже сегодня.

Или вы можете позвонить в наш информационно - консультационный центр на русском языке, где всегда дежурят специалисты разных специальностей владеющих русским языком, и вы можете заказать консультацию психолога или психотерапевта.

Контакты: телефон в Израиле: +97248678563 или по WhatsUpp / Viber: +972523752572 или по Skype: isramed1990 или написать на нашу почту: isramed@isramed.org

Рекомендуем прочитать:

Благодарим вас за то, что дочитали нашу статью до самого конца. Надеемся, что она оказалась для вас полезной.

Просим вас соблюдать правила при написании комментариев, иначе они могут быть удалены.

Не забудьте подписаться и включить напоминание на нашем канале, чтобы получать уведомления о новых публикациях.

Спасибо за ваше внимание и понимание.