Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Самые крутые сатирические фильмы ужасов разных лет (часть 1)

Интерес к ужасам с сатирой поднимался в разные времена. Один из ярких периодов связан с правлением в США Рональда Рейгана. Сегодня на левеющем западе количество таких фильмов вновь выросло. В цикле подборок вспомню яркие сатирические ужастики разных лет. Не стоит отвлекаться на случаи, когда сатира – не очень важный компонент. Иногда люди склонны видеть ее даже в фильме «Кабинет доктора Калигари» (1920). Такие притянутые за уши случаи рассматривать не буду, а начну с совершенно ядерного памфлета. «Общество». Жратва на Беверли Хиллз Скандальный фильм 1989 года долго лежал на полке, был плохо принят в США, но имел успех в Европе, крутился в СССР в видеосалонах и по кабельному ТВ. Тогда в Союзе подобные ленты с критикой общества потребления смотрели с усмешкой «нам бы ваши проблемы». «Они живут» Джона Карпентера (фильм соответствует данной подборке, писал про него здесь), «Большая жратва» Марко Феррери, «Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля... Все видели это кино, но не воспринимали
Оглавление
В элите – генетические мутации от богатства и власти. Кадр из к/ф «Общество».
В элите – генетические мутации от богатства и власти. Кадр из к/ф «Общество».

Интерес к ужасам с сатирой поднимался в разные времена. Один из ярких периодов связан с правлением в США Рональда Рейгана. Сегодня на левеющем западе количество таких фильмов вновь выросло. В цикле подборок вспомню яркие сатирические ужастики разных лет.

Не стоит отвлекаться на случаи, когда сатира – не очень важный компонент. Иногда люди склонны видеть ее даже в фильме «Кабинет доктора Калигари» (1920). Такие притянутые за уши случаи рассматривать не буду, а начну с совершенно ядерного памфлета.

«Общество». Жратва на Беверли Хиллз

После школы кому-то в Вашингтон, а другим – на мясо. Кадр из к/ф «Общество».
После школы кому-то в Вашингтон, а другим – на мясо. Кадр из к/ф «Общество».

Скандальный фильм 1989 года долго лежал на полке, был плохо принят в США, но имел успех в Европе, крутился в СССР в видеосалонах и по кабельному ТВ. Тогда в Союзе подобные ленты с критикой общества потребления смотрели с усмешкой «нам бы ваши проблемы».

«Они живут» Джона Карпентера (фильм соответствует данной подборке, писал про него здесь), «Большая жратва» Марко Феррери, «Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля... Все видели это кино, но не воспринимали как серьезное предупреждение. Хотя стоило бы.

«Общество» – история Билла Уитни из обеспеченной семьи, который ощущает себя аутсайдером и замечает странности в светском окружении. Родственники сторонятся его, выезжая на тусовки для избранных, однажды он видит, что у сестры грудь оказалась на спине, а подруга принимает в постели ненормальные для живого человека позы...

Биллу объяснят, что он внизу пищевой цепи. Кадр из к/ф «Общество».
Биллу объяснят, что он внизу пищевой цепи. Кадр из к/ф «Общество».

Говорят, что элита Беверли Хиллз сплотилась вокруг тайного общества, в котором дичайшие оргии и таинственные ритуалы. Взявшись за расследование, школьники узнают, что реальность еще страшнее.

Местная знать – не люди, а пожирающие бедняков сюрреалистические монстры, родословные которых уходят к цезарям и фараонам. Эти персонажи с измененной богатством и властью генетикой – яркая карикатура на управляющих мировыми богатствами социал-дарвинистов.

Фильм Брайана Юзна («Реаниматор», «Дантист») – смесь хоррора с комедией, памфлетом, спецэффекты тут настолько гротескные, а монстры такие сюрреалистические, что это и жутко, и смешно.

Кадр из к/ф «Общество».
Кадр из к/ф «Общество».

Кто-то скажет, что в сцене ритуала членов общества режиссер перебарщивает с боди-хоррором: трюки с пластическими гримом, благодаря которому тела трансформируются и сливаются друг с другом, выглядят довольно жестко. Зато за этот грим давали призы на фестивалях, и эта аллегорическая сцена уже классика.

Живые мертвецы после бунта в Детройте

В 1968 году, когда вышла революционная «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро, мир начал уставать от массовых радикальных движений, в ходе которых условия диктовала толпа, а разумный человек оставался с краю, предпочитая сидеть дома.

Когда планету охватывают беспорядки, сложно оставаться в здравом уме. 
Кадр из к/ф «Ночь живых мертвецов».
Когда планету охватывают беспорядки, сложно оставаться в здравом уме. Кадр из к/ф «Ночь живых мертвецов».

Массовые и часто кровавые беспорядки происходили не только в США, в Европе бузили в Италии, ФРГ, Финляндии, были Пражская весна, французский «Красный май» и т.д.

В соцстранах бунтовали либерально. В западном мире – наоборот. В капстранах на улицы выходили тысячи левых радикалов, социалистов, анархо-коммунистов. На них и похожи зомби в фильме Ромеро. Да и в целом вторая половина шестидесятых – время стадности: от орущих подростков на концертах рок-звезд до сект вроде «Семьи» Чарльза Мэнсона. Можно предположить, что фильм Ромеро и про эти толпы тоже.

Чернокожий протагонист выстоял против зомби, но погиб от рук полиции.
Кадр из к/ф «Ночь живых мертвецов».
Чернокожий протагонист выстоял против зомби, но погиб от рук полиции. Кадр из к/ф «Ночь живых мертвецов».

Ромеро начал снимать до наиболее ярких всплесков активности толп на улицах в 1968 году. Но тенденция к тому времени уже обозначилась. И наверняка на автора фильма оказали влияние более ранние события – бунт 1967 года в Детройте, в ходе которого погибло не менее 43 человек.

Главным персонажем, противостоящим безумию толпы, стал чернокожий. Неслучайно, выжив в битве с мертвяками, он получил пулю от команды зачистки по распоряжению шерифа: не стали разбираться, стрельнули на всякий случай и не без удовольствия. В Детройте часто так и было.

Сцены из фильма «Рассвет мертвецов» похожи на кадры «черных пятниц» в торговых центрах. Также фильм выходил под названием «Зомби» (итальянский прикол).
Сцены из фильма «Рассвет мертвецов» похожи на кадры «черных пятниц» в торговых центрах. Также фильм выходил под названием «Зомби» (итальянский прикол).

Ромеро продолжил работу с сатирой. «Рассвет мертвецов» (1978) – язвительная насмешка над обществом потребления, сцена с зомби, по привычке идущими в выходной в супермаркет и стучащими головами в стеклянные двери, стала классикой. Значимы и эпизоды с зомби, замирающими при виде фейерверка, в хорроре «Земля мертвых» 2005 года, где сатира направлена против классового расслоения общества.
Крутая научная фантастика с инопланетянами и социальной сатирой
Достойная уважения психоделическая российская фантастика
Хорроры и биопанк «ТВ-3 Dark»: есть интересные работы