За 20 лет Борис Акунин создал целую эпопею про сыщика Эраста Петровича Фандорина под названием «Новый детективъ». Эпопея состоит из 29 романов, повестей и рассказов, объединенных в 16 книг. Но не все эти произведения хороши, среди них есть как первоклассные шедевры, так и никчемные работы типа «спустя рукава». Я рассказываю, какие, на мой взгляд, лучшие, а какие – мягко говоря не очень.
Борис Акунин – довольно интересный писатель, хотя его литературная плодовитость часто идет в ущерб качеству. Однако у меня в библиотеке есть почти все его книги, причем многие даже в некоторых разных изданиях.
Если говорить о главном достоянии Акунина как создателя более-менее качественных бульварно-детективных романов, то литературный сериал о похождениях детектива Эраста Петровича Фандорина – это явление. Правда, не сказать, что это лучший образец детектива всех времен и народов, но, тем не менее, благодаря дореволюционному антуражу этот проект достиг своей цели – его полюбил читатель и он стал популярен. Акунину следовало бы продолжать его до упора, не тратя времени на другие книги, не все из которых такие же интересные.
Но именитому писателю, видимо, персонаж надоел, потому что он, дав такой резкий старт – по два, а то и по четыре романа в год, - в настоящее время как-то его подзабросил. А зря. Персонаж довольно интересный, с ним можно было бы много дел еще наворотить. Но за 20 с лишним лет Акунин написал только 12 книг и 4 сборника (то есть 4 книги, включающих в себя два или больше оригинальных произведений).
Ну ладно, давайте разберемся с тем, что у нас есть. Весь Фандорин у меня стоит на полке, причем в самых разных изданиях, и одно из них очень интересное, включает в себя первые 9 книг, и представляет собой очень интересно оформленное собрание сочинений выпуска 2001 года. Все романы – от первого и до последнего, - читаны мной минимум по два раза каждое.
1). 1998 ~ Азазель. Действие происходит в 1876 году, Фандорин еще молодой и зеленый, ничего не знает, ничего не умеет, но ему фатально везет. Впрочем, расследовать толком ему ничего не удается, и события происходят как бы мимо него. Для дебюта – роман нормальный, хотя и нудноватый.
2). 1998 ~ Турецкий гамбит (1877 год). Отличный роман, не зря по нему поставили фильм. Комментарии излишни.
3). 1998 ~ Левиафан (1878 год). Это второе по хронологии произведение Акунина, с которым мне удалось ознакомиться. Сначала оно мне не понравилось, но при втором чтении стало понятно, что это один из лучших романов эпопеи.
4). 1998 ~ Смерть Ахиллеса (1882 год). Роман очень насыщенный, но сложный для усвоения. Фандорин постоянно делает всякие ляпы, и даже в конце ему удается победить только благодаря везению. Перечитывать третий раз не буду. Ну, только если лет через 10.
5). 1999 ~ Особые поручения. Это сборник, составлен из двух повестей - «Пиковый валет» (1886 г.) и «Декоратор» (1889 г.). В принципе, нормальные произведения, только немного затянутые, второе – с не очень хорошей законцовкой.
6). 1999 ~ Статский советник (1891 год). Это шедевр, можно перечитывать каждый год. Да, есть ляпы, и Фандорин какой-то опять-таки нерасторопный. Но остальные персонажи убойные, и написано шикарно.
7). 2000 ~ Коронация, или Последний из Романов (1896 год). Нудный такой роман, при перечитывании второй раз стало понятно, что третий раз можно читать только лет через 10-15.
8). 2001 ~ Любовник смерти (1900 год). Это первая книга Акунина, которую довелось прочитать. Сразу понравилась, особенно про платину, найденную в подвале. Правда, Фандорин появляется в романе чуть ли не под конец, но просто он в это время зажигал в параллельном романе.
9). 2001 ~ Любовница смерти (1900 год). Параллельный предыдущему роман, очень нудный. Не понравился.
10). 2003 ~ Алмазная колесница (1878 и 1905 годы). Две части, по хронологии поздняя идет первой, ранняя – второй. Но они настолько разные, что их соединение в одной книге обусловлено только лишь логическими событиями. Та часть, где 1905 год – гораздо веселее, чем та, где действие происходит в Японии.
11). 2006 ~ Инь и Ян (пьеса). Так себе, но перечитать можно, чтобы догнать то, что не догналось при первом чтении.
12). 2007 ~ Нефритовые чётки (1881-1900 годы). Сборник состоит из 10 произведений – и малых, и больших, представляющих собой ремейки на классические детективные произведения. Интерес представляет только на самом деле прекрасная повесть «Узница башни», также можно более-менее нормально читать и повесть «Долина Мечты». Остальное все, откровенно говоря, просто мусор, который можно перечитывать только от большой скуки. Кроме того, рассказ «Скарпея Баскаковых» надо бы всунуть в сборник «Особые поручения», потому что это из одного цикла.
13). 2009 ~ Весь мир театр (1911 год). Отличное произведение, только слишком затянутое. И опять Фандорин скорее бежит за событиями, а не делает их.
14). 2012 ~ Черный город (1914 год). Еще один отличный роман, только неясно, как же Фандорин так крупно обмишурился в финале?
15). 2015 ~ Планета Вода (1902-1912 годы). Сборник из трех отдельных повестей. Так себе, написано спустя рукава, впрочем, не настолько эта книга плоха, чтобы спустя годы не перечитать ее.
16). 2018 - Не прощаюсь (1918-1922 годы). Отличный роман, только вот надо бы продолжение. Название произведения на это намекает прямо.
Итак, это только общий обзор книг Бориса Акунина из серии «Новый Детектив», в следующих публикациях я пройдусь по каждой книге отдельно.