Вот мы тут с вами порадовались недельку назад, что Госуслуги поменяли наконец-то шаблоны СМС, прямо и русским языком указав, что «код нужен только мошенникам».
Опасения были верны: жулье нашло уже несколько способов обхода этой грозной надписи, даже не стесняясь цитировать там написанное.
С учетом ограничений во Фрод-рулетке сложно ловить свеженькое и массово, но все же получилось.
На проводе банальнейший «жулик из соцфонда», нашедший очередные 1.5 года потерянного стажа у некой жертвы, звонок в чей адрес был заботливо перехвачен "рулеткой" и направлен мне.
Есть несколько моментов, заслуживающих внимания, ну и сама цель перехвата: что же придумают жулики ввиду изменений на Госуслугах?
Все традиционно:
Ж – жулик
Я – сами догадаетесь.
Сразу скажу: этот прием ПОЛНОСТЬЮ актуален для любого способа развода, описанного вот в этом материале. Будьте бдительны...
Соц.фонд звонит! Стаж н-н-нада?
Опустим дежурные приветствия. Смысла в них нет.
Ж: Алло. Управление Социального фонда России, старший инспектор *называет ФИО*. Нам поступило письмо из налоговой об уточнении расчёта вашего трудового стажа.
*неразборчиво*
Я: Что? И что там со стажем? Плохо вас слышно.
Ж: Его пересчитали и обнаружили, что вам не добавили полтора года в трудовую книжку. Нужно, чтобы вы подошли и написали заявление на перерасчет. Вам сейчас удобно записать адрес, по которому вам нужно обратиться, а также документы, которые вам нужно иметь при себе?
Какой-то клинический бред на самом деле.
«Не добавили в трудовую книжку» это, по факту, формальность – если эти данные есть в ФНС и в соц.фонде. Каким боком тут трудовая книжка, которая вообще может быть в электронном виде? Впрочем, реальность и фантазии жулья две разные параллели. Уже пора привыкнуть…
Легенда «не учтен стаж в назначенной пенсии» смотрится логичнее так-то.
Я: Ну, да, могу записать.
Ж: Когда будете готовы записывать, скажите, я вас ожидаю.
Далее мне продиктовали адрес, ФИО, должность, список документов. Я все записал (т.е. ранее уже «палился» на том, что запись не сделал), продиктовал в ответ.
Зачем это делают?
- Теория конспирологическая: обязательный элемент «подчинения». Типа трижды выполнил простое поручение – выполнишь его и на четвертый раз. Типа НЛП, как говорят. Без понятия, кто на это ведется. Наверное работает, если так часто применяют.
- Теория моя: отсекают «весельчаков», как мне кажется, кто тянет время. По идее собравшийся глумиться человек не будет ничего писать и повторять, на чем спалится.
Ж: И давайте сверим, что вы записали.
Имитирую реальный разговор, задаю уточняющие вопросы, даже называю номер кабинета на одну цифру не тот.
Потом список документов точно так же. Минуты 2 все это делаем. Прошу не спешить.
Ж: Трудовую книжку мы будем выгружать в электронном формате при вашем личном присутствии. И также запишите, вам нужно сделать по три экземпляра ксерокопии паспорта, первая страница и прописка ИНН и СНИЛСа. Один экземпляр идет в управление социального фонда России, второй — в налоговую, третий остается у меня, как у вашего специалиста.
Возможно, теория НЛП верна: реально ведь ТРИ поручения дал! Записать данные отделения СФР и его должность, затем список доков и затем перечень ксерокопий…
Ж: Так же, что касательно срочности. Желательно, чтобы ко мне вы попали до 23 декабря. 24 я уже буду сдавать отчет, чтобы мы с вами не затягивали это на два месяца. Потому что если вы попадете к младшему инспектору, то мне уже как старшему отчет дадут только в конце месяца.
Красивое. Низя к младшему, только к самому старшему. Старший помощник младшего разводилы среднего дворника…
Я: А, то есть надо поторопиться и к младшему нельзя. Вот это у вас правила… Хорошо, давайте там на следующей неделе. Любой день.
Обсуждаем день, время и предпочтительную «половину» дня.
Ж: Так, вторая половина. Я Вас услышал. Я Вас тогда попробую записать, Вам сразу отправлю номер вашей электронной записи, по которому будете ко мне попадать. Он от нашего официального источника поступает. Я направлю номер и сразу вас перенаправлю на робота. Вы услышите звуковой сигнал, уже роботу озвучите свой номер талона. Соответственно, после второго звукового сигнала переключитесь обратно на меня, и я уже вам просмотрю время.
Все мне автоматически отобразится. Также номер вашего талона я вам сейчас перенаправлю, вы просмотрите его. Если он вам поступит, тогда уже я вас перенаправлю на робота. Вы увидите в оповещении, вне зависимости от цели запроса, что это факт телефонного мошенничества. Возможно, ранее сталкивались - от сотового оператора, звонили. Я вам сейчас перенаправлю, просмотрите, он у вас будет указан после самого оповещения.
Просмотрите, сейчас смс поступило вам или же нет. Если поступило, я вас на робота сразу перенаправлю.
Жулик пытается быть «грамотным». Но плавает, потому что точный текст СМС-шаблона походу не видел и несет редкостную дичь.
С этим моментом и концом разговора фрагмент выложен в ТГ, можете вживую ознакомиться. Не забывайте подписываться, кстати. Про жулье там контента куда больше и веселее.
По факту от его увещеваний «это не мошенники» основная масса собеседников должна прозреть, если этого еще не сделала.
Я же на всякий случай уточняю: а от Госуслуг ли код? Уже были прецеденты, когда какие-то коды мошенники высылают с левых номеров.
Я: А откуда, откуда смс поступит?
Ж: От официального источника, портал государственных услуг.
Ага, ясно-понятно. Все по старой примитивной схеме.
Ж: Я вас сейчас на робота перенаправлю, ему тогда скажете. Соответственно, если талон будет верный, вас автоматически уже перенаправят на меня. Да, я понял.
Меня «перенаправляют на робота».
Робот-робот, где ты был?
До этого я уже проработал еще два звонка.
Первый душнил аж целых 4 попытки.
Все они имитировали переключение на робота с едва слышным писком, типа «запись разговора».
Я раз сказал код из головы, потом «аллокал». На четвертый раз мне сказали честно и прямо, мол, харош *матом*, ты же ничего не называешь и отключились.
Делаю вывод, что даже о какой-то симуляции они ПОКА не заботятся или она не включилась, а код они просто слушают. В надежде, что абонент окажется настолько не_мамонтом что в той же сессии с собеседником назовет коды какому-то несуществующему роботу.
В любом случае в момент "оглашения номера роботу" мошенники его услышат и введут. Далее Госуслуги пока-пока, кредиты и займы - привет-привет.
Хотя я допускаю, что в это время идет переключение на другого абонента, просто оно не срабатывает из-за переадресации в самой «рулетке».
Обновлено 24.12.2024 года: Мошенники успешно внедрили "голосового ассистента" для отвлечения внимания. Вот как это выглядит:
Тут я ничего говорить не стал, пару раз «алло-алло» только.
Ж: Вы сказали номер талона или нет?
Я: Да, сказал.
Ж: Хорошо. Сказали... но, к сожалению, свободное время не отображается. Возможно, вы указали не корректно.
Начала тревожить вторая линия и я плюнул на дальнейшее общение, в лоб спросив – че это за *нецензурно*, никак из-за новых шаблонов? Там вообще робот был или тупо код слушали?
Жульбас изобразил непонимание и отключился.
В заключение
Эти нехорошие товарищи не спят и будут дальше продолжать совершенствоваться.
Предполагаю дальнейшее развитие этой схемы под усложнение и грамотное аудио-оформление. Если она у них покажет эффективность, конечно.
Наша задача – чтобы не показала.
Поэтому уведомляем близких: коды от «Госуслуг» не называем никому, в том числе, типа, всяким роботам. Это тоже мошенники, которые прикидываются роботом.
Даже если механическим голосом кто-то что-то глаголить будет.